на главную страницу

15 Июля 2008 года

Страна и мир

Вторник

Союз Средиземноморья

Марианна ГРИШИНА.



     В минувшее воскресенье в Париже состоялся учредительный саммит Средиземноморского союза, для участия в котором во французскую столицу прибыли главы государств и правительств более 40 арабских стран и стран Евросоюза, а также руководители Лиги арабских государств, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Африканского союза. Такая новая площадка для международных переговоров и развития межрегионального сотрудничества была выбрана неслучайно. По мнению автора амбициозного проекта создания Средиземноморского союза французского президента Николя Саркози, данное объединение должно способствовать разрешению арабо-израильского конфликта, установлению мира и укреплению безопасности, а также решению общих проблем Средиземноморского региона, включая расширение экономического сотрудничества, проблемы устойчивого развития, миграции, экологии, бедности.
     Само открытие, а также ряд решений Парижского саммита стали во многом сенсационными. Об этом свидетельствовал хотя бы тот факт, что впервые в Париже вокруг президента Саркози за одним столом собрались президенты не поддерживающих друг с другом дипломатических отношений Израиля и Сирии Шимон Перес и Башар Асад. К открытию саммита была также приурочена «историческая» встреча сирийского лидера с президентом Ливана Мишелем Сулейманом, которая прошла в присутствии президента Франции и эмира Катара. По ее итогам было объявлено о взаимном дипломатическом признании двух стран, а также открытии сирийского посольства в Ливане и ливанского - в Сирии. Следует напомнить в этой связи, что Ливан и Сирия не имели полноценных дипотношений со времени получения независимости в 1943 и 1945 годах, а с февраля 2005 года отношения двух стран резко обострились из-за убийства в Бейруте экс-премьера Ливана Рафика Харири, в котором ливанские политики обвинили сирийские спецслужбы. Однако теперь все разногласия, похоже, останутся в прошлом.
     Вообще президент Сирии Башар Асад стал, пожалуй, главным героем прошедших в Париже переговоров. Помимо «ливанского прорыва», который положительно оценили все без исключения участники саммита, сирийский руководитель предпринял ряд других важнейших шагов - заявил о поддержке мира в Ливане, в ходе встречи с Саркози попросил Францию, а заодно и Соединенные Штаты оказать содействие в организации прямых переговоров с Израилем по проблеме Голан, выразил готовность достичь соглашения о нормализации отношений с Израилем в ближайшие два года, наконец, в многочисленных заявлениях для прессы подтвердил непричастность Сирии к финансированию «Хезболлах» и других региональных террористических организаций. При этом по поводу Голанских высот Асад остался при своей принципиальной позиции, заявив, что «уход Израиля с Голан - вопрос технический... а обсуждать тему будут специалисты с обеих сторон». В ответ на «добрые шаги» со стороны Сирии европейские страны сделали существенные шаги навстречу Дамаску. Так, на осень этого года намечен визит Николя Саркози в сирийскую столицу, что, по всей видимости, положит начало выводу Сирии из международной изоляции и исключению ее из «оси зла». Это именно то, чего сирийская дипломатия безуспешно пыталась достичь очень долгие годы.
     Если говорить о других значимых событиях и итогах евро-средиземноморского саммита, то в этой связи следует упомянуть и о переговорах между главой ПНА Махмудом Аббасом и израильским премьером Эхудом Ольмертом, которые, как и сирийско-ливанская встреча, прошли с участием Николя Саркози. А позже все мировые СМИ обошли кадры с пресс-конференции - французский президент протягивает одну руку Аббасу, а другую - Ольмерту, стремясь тем самым укрепить доверие между Израилем и Палестиной. Впрочем, сами израильско-палестинские переговоры не привели к прорывным решениям. К ним нельзя, в частности, отнести парижское заявление Ольмерта о «принципиальном согласии Израиля на освобождение некоторого числа палестинцев из израильских тюрем». В этом не было ничего нового - на подобные «амнистии» нескольким палестинским заключенным израильтяне идут довольно часто. А закончился «палестино-израильский» переговорный трек вообще конфузом. Так, Абу Мазен выразил недовольство Саркози, в связи с тем что в итоговую декларацию саммита не было включено положение о создании палестинского государства как итога мирного процесса на Ближнем Востоке (вместо этого там упомянуто лишь об обязательствах стран-участниц следовать принципам декларации в Аннаполисе). Впрочем, несмотря на поступившую жалобу, переделывать итоговый документ никто не стал.
     Надо сказать, в действительности вся обстановка вокруг создания средиземноморского союза и проведения евро-средиземноморского саммита была довольно сложной, не все страны региона выступили в его поддержку. Оппонентами проекта создания союза выступили Алжир и Ливия, по мнению которых новое объединение поставит арабские страны в зависимость от Европы и может подорвать деятельность уже существующих Африканского союза и ЛАГ. В средиземноморском саммите отказалась также принять участие такая крупная региональная держава, как Турция, - видимо, из-за опасений, что новый союз помешает вступлению страны в ЕС. Свои противоречия были и среди европейцев. Как стало известно, проект был запущен не в своем первоначальном виде, то есть с участием только стран, имеющих выход к Средиземному морю. Из-за резкого противодействия Германии и других стран ЕС, не поддерживающих усиление французского влияния в Средиземноморском регионе, Саркози был вынужден включить все страны Евросоюза в качестве представителей в структуру новой организации.
     Что касается формальной стороны саммита, то первыми главами средиземноморского союза были утверждены президент Франции (от европейских стран) и президент Египта (от стран Южного Средиземноморья). Планируется, что в рамках средиземноморского союза будут раз в два года проводиться саммиты на высшем уровне, а также будет положен старт ряду совместных проектов в области экологии, образования, безопасности и лучшего контроля над миграционным процессом. Об этом заявил, комментируя программу саммита, глава МИД Франции Бернар Кушнер. Сообщается также, что Франция и Италия уже приступили к созданию финансового фонда (порядка 600 миллионов евро), из которого будут финансироваться ключевые инициативы средиземноморского союза, включая долгосрочные инфраструктурные проекты.
     Программа проведения евро-средиземноморского саммита продолжилась до 14 июля. В этот день Франция торжественно отмечала национальный праздник - День взятия Бастилии, по случаю которого на Елисейских Полях и на площади Согласия прошел военный парад. На него были приглашены большинство участников евро-средиземноморского саммита, а также генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Парад впервые открывали подразделения «голубых касок» ООН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex