на главную страницу

16 Июля 2008 года

17 ИЮЛЯ - ДЕНЬ МОРСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

Среда

Возродим былую славу морской авиации!..

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник ВВС И ПВО ВМФ России генерал-лейтенант Валерий УВАРОВ

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда». Фото автора.



     

     
Наша справка

     Уваров Валерий Павлович родился 22 февраля 1957 года. Окончил Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С. Полбина в 1978 году со специализацией «противолодочная авиация». С 1978 по 2005 год проходил службу в ВВС Тихоокеанского флота. В 1990 году окончил Военно-морскую академию имени Н.Г.Кузнецова. В 1992 г. назначен командиром 77-го авиационного полка ВВС ТОФ. В 1993 г. - командиром 289-го авиаполка ВВС ТОФ. В 1999 г. стал заместителем начальника штаба ВВС ТОФ. В 2002 г., окончив Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, был назначен начальником ВВС и ПВО ОКВС на Северо-Востоке РФ (полуостров Камчатка). В октябре 2005 года назначен начальником ВВС Северного флота - заместителем командующего СФ по ВВС. С января нынешнего года - начальник ВВС и ПВО ВМФ России.
     Награжден орденом «За военные заслуги». Имеет квалификацию «Летчик-снайпер». Будучи начальником ВВС и ПВО Военно-морского флота РФ, летает на самолетах Ил-38 и Ил-18.

     

     - Валерий Павлович, минувший год для флотских авиаторов был достаточно насыщенным и событийным. Один только поход в Средиземное море тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с двумя авиаполками на борту дорогого стоит. А ведь еще были полеты в Мировой океан на предельный радиус действия морской ракетоносной и противолодочной авиации, выполнение самолетами ракетных стрельб и других учебных задач. Так что, на мой взгляд, успехи ваших подчиненных в канун профессионального праздника - Дня морской авиации России - значимы и весомы...
     - Военно-морской флот в последние годы усиливает свою активность в различных точках Мирового океана. И логично, что морская авиация как один из родов сил ВМФ участвует в большинстве запланированных для флота мероприятий. В 2007 году по плану боевой подготовки неоднократно проводились летно-тактические учения авиационных подразделений и частей, которые показали достаточно высокий уровень боевой готовности, но вместе с тем и выявили ряд проблем, над решением которых мы сейчас работаем. По итогам прошлого учебного года приз главнокомандующего ВМФ по бомбардировочной подготовке получила авиационная эскадрилья под командованием подполковника Александра Филимонова с Балтийского флота, по противолодочной подготовке - авиационная эскадрилья подполковника Александра Кожеватова с Северного флота, по ведению воздушного боя - авиационная эскадрилья подполковника Александра Маркина из авиаполка Объединенного Командования войск и сил на Северо-Востоке РФ, дислоцированного на Камчатке.
     В нынешнем году мы уже провели ряд летно-тактических учений. Экипажи выполняли задачи в ближней и дальней морской и океанской зоне. Радует, что интенсивность полетов увеличилась в ВВС всех без исключения флотов. И не только по плану боевой подготовки, но и по планам вылета на боевую службу и боевое дежурство. Летают морские летчики на воздушную разведку для выдачи информации командованию флотов по обстановке в зоне ответственности. Спасатели также всегда в готовности к решению свойственных им задач. Словом, интенсивность полетов, если сравнивать с предыдущими годами, заметно повысилась. И это касается не только палубных истребителей Су-33 или вертолетов Ка-27 корабельного базирования. Противолодочная авиация - Ту-142 и Ил-38 - также на земле не засиживается. Самолеты ВВС и ПВО ВМФ стали чаще летать в Арктику, с Камчатки - до Берингова пролива, из Приморья - не только в Японское море, но и к Курильским островам, в Тихий океан. Так что экипажи совершенствуют выучку при выполнении реальных задач на достаточном удалении от аэродромов постоянного базирования.
     - В мае этого года на небосклоне отечественной морской авиации зажглась еще одна Золотая Звезда: Героем России стал командир 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова ВВС Северного флота полковник Игорь Матковский. Как вы, непосредственный участник подготовки авиакрыла корабельной ударной группы, лично оцениваете средиземноморский поход с точки зрения дальнейшего тактического использования самолетов Су-33 палубной истребительной авиации и вертолетов корабельного базирования? Что принципиально нового привнесло это плавание в «копилку» практического применения морской авиации на океанском театре военных действий?
     - Во время средиземноморского похода североморцев палубная истребительная авиация прикрывала корабельную ударную группу СФ от возможных атак средств воздушного нападения условного противника. Также «палубники» отрабатывали прикрытие самолетов морской ракетоносной авиации и дальней авиации ВВС от ударов «неприятельских» истребителей. Эту задачу североморцы выполняли при сильной качке, в сложных гидрометеорологических условиях, на большом удалении от береговой черты. В целом вертолетчики и истребители справились с поставленными перед ними задачами качественно, выполнили все полетные задания. Опыт, полученный во время дальнего похода, анализируется и, безусловно, будет в дальнейшем использован в теории и практике применения морской авиации.
     На мой взгляд, командование ВМФ еще раз убедилось в эффективности корабельной авиации, необходимости иметь такие самолеты и вертолеты не только в настоящее время, но и в будущем. Более того, речь идет об активном развитии палубной авиации и прежде всего ее истребительной составляющей. Сама же подготовка к походу была серьезной и тщательной. К полетам истребителей и вертолетов с кораблей предварительно готовились на земле. Ну а главный критерий - полеты в море - это уже показатель того, как летчики на практике воплотили в жизнь базовую подготовку, которая, как известно, всегда начинается с «бетонки» родного аэродрома. Поэтому скажу: добросовестно отработали все. А оценка государством ратного мастерства летчиков-североморцев вам известна: командир отдельного корабельного истребительного авиаполка полковник Игорь Матковский стал Героем России. Кроме него, что также очень приятно, многие авиаторы, как палубные истребители, так и вертолетчики - участники похода, награждены орденом Мужества: это подполковники Юрий Денисов, Борис Кальмуцкий, Владимир Кокурин, Юрий Лебедев, Сергей Печенев, Сергей Саушкин, Александр Слесарев и Андрей Чурсин.
     - С середины 1990-х годов и в начале нынешнего столетия были большие проблемы с поставкой топлива в авиачасти ВВС ВМФ: на учете была буквально каждая капля авиационного керосина, в небо поднимались только самые опытные летчики, а молодые авиаторы, практически от лейтенантов и до капитанов - майоров, прозябали в ранге «вечных дежурных по аэродрому», уже и не мечтая когда-либо «стать на крыло». Топливный кризис поломал достаточно много судеб. Сегодня лимиты топлива, выделяемые ВВС ВМФ, позволяют не только в полном объеме выполнять поставленные перед авиацией задачи, но и качественно обучать ее новобранцев...
     - В последние годы ситуация с обеспечением топливом кардинально изменилась и имеет положительную динамику. ВВС и ПВО ВМФ год от года получают все больше авиационного и других видов топлива. Мы в свою очередь стараемся максимально эффективно использовать выделяемый топливный лимит, в том числе и для подготовки молодых летчиков. И кто бы что ни говорил, сегодняшние лимиты топлива позволяют не только опытным летчикам вылетать на боевые задачи, но и ставить лейтенантов на «крыло». И если еще несколько лет назад в череде проблем лимиты топлива стояли на первом месте, то сейчас такой проблемы нет. В ту же Средиземку летчики-палубники пошли с уже хорошим налетом. И сейчас они также будут летать интенсивно. Словом, что касается «палубников», как опытных летчиков, так и молодых пилотов, все они пройдут, как обычно, полный курс восстановления после отпусков, допусков к полетам и выполнению задач боевой учебы как на земле, так и с палубы ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
     - Каков по нынешним временам средний годовой налет у флотских авиаторов? Достаточно ли его для регулярного повышения классной квалификации летчиков?
     - Средний годовой налет зависит от того, в каком из родов морской авиации служит летчик, от специфики решаемых им задач и эксплуатируемых типов самолетов. Если брать по годовому налету, то с 2003 года у нас началось его увеличение. Летать стали чаще. Еще в начале 2000-х годов средний налет был порядка 18-20 часов, а сейчас, если взять по родам авиации, больше всего летают транспортники и противолодочники. У них налет в среднем более 70 часов. А большинство экипажей, в частности в противолодочной авиации, имеет около 100 часов налета. В вертолетной составляющей ВВС и ПВО ВМФ несколько меньше - около 50 часов. То есть это норма, которая определена курсом боевой подготовки. Но мы не исходим из того, что это предел и больше можно не летать. Если судить по выделенному топливу, у нас впереди хорошее нарастание в плане налета.
     Конечно, сейчас очень высоки требования к классности. Классность - один из главных показателей уровня подготовки экипажа к выполнению боевых задач. Поэтому, чтобы стать летчиком 2-го, 1-го класса, летчиком-снайпером или штурманом аналогичной квалификации, на первом месте, безусловно, стоит не взлет-посадка, а боевое применение. То есть как ты умеешь применять оружие летательного аппарата, на котором поднимаешься в небо, с какой эффективностью, с какой оценкой. Показатели очень жесткие. Квалификационные комиссии оценки ниже четырех баллов иногда даже и не рассматривают. Критерий – как минимум четыре с половиной балла. А с другой стороны, класс ведь определяет и условия, в которых экипаж выполняет задачи. Допустим, чем выше класс, тем жестче условия, при которых ты можешь взлететь и гарантированно произвести посадку после выполнения боевого упражнения. Поэтому у меня вопрос классности подчиненных - одно из главных направлений в служебной деятельности. Ведь что такое классность? Это наша компетентность в решении вопросов. Это касается и наземного специалиста, и летчика. Какая разница? Компетентность в авиации - превыше всего. Например, в палубной авиации, как истребительной, так и вертолетной, порядка 70 процентов личного состава - летчики 1-го и 2-го классов. Кстати, в 403-м смешанном авиаполку ВВС Северного флота, которым командует полковник Сергей Дергунов, «первоклассников» и «второклассников» более 90 процентов. Но, сами понимаете, есть разные части, поэтому и берем усредненные показатели. У кого-то они больше, у кого-то меньше. В целом в ВВС и ПВО ВМФ (без родовой специализации) летчиков 1-го класса и снайперов - 35 процентов, 2-го класса - 22 процента. Остальные - с 3-м классом и без классности, в основном это молодые офицеры, только прибывшие из училищ. Главное, летчики сами стремятся повышать классную квалификацию, что, естественно, не может не радовать.
     - Недавно пресс-служба компании «Сухой» сообщила, что в Комсомольске-на-Амуре на авиационном производственном объединении имени Гагарина начата сборка опытных образцов многофункциональных боевых самолетов Су-35. Вероятно, сесть в его кабину предстоит уже тем, кто сегодня носит курсантские погоны. А где именно готовят морских летчиков? Насколько профессионально подготовленными лейтенанты-авиаторы приходят в ВМФ? Испытываете ли, образно говоря, кадровый «голод»?
     - Сегодня военных летчиков готовят в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков, а вертолетчиков - в Сызранском ВВАУЛ, штурманов - в Челябинском высшем военном авиационном училище. К слову, авиационные училища в 1990-е годы столкнулись почти с теми же проблемами, что и боевые авиационные части: нехватка топлива, запасных частей для летательных аппаратов. Страдало и качество подготовки пилотов. Но в последние годы ситуация изменилась. Молодые летчики приходят в морскую авиацию более подготовленными.
     Кадровые проблемы в свое время были. Они обусловливались малым количеством полетов по планам боевой подготовки в конце 1990-х годов. Сейчас по летчикам ситуация нормализовалась. А вот по инженерно-техническому составу у нас остаются кадровые проблемы, офицеров связи в ВВС также не хватает.
     Конечно, базовую подготовку дают в училище. Но в любом случае полноценного морского летчика как профессионала высокой пробы готовят в полку. Я выпускался из училища с налетом 286 часов. А приходили лейтенанты, у которых он был вообще за 300 часов. Но, я думаю, сейчас главное в сравнении с концом тех же 1990-х годов - это то, что молодой парень, окончив училище, желает летать и служить. Вот самое главное! Все остальное, как мясо на скелете, нарастет. В авиаполках, куда приходят лейтенанты, есть славные традиции, система подготовки и регулярные полеты в море на выполнение учебной задачи. К тому же если лейтенант приходит, скажем, на противолодочный самолет Ил-38, то сразу попадает в коллектив, где все на виду. Это подтягивает, мобилизует.
     - Товарищ генерал-лейтенант, как складывается нынешний учебный год для ваших подчиненных? Какие задачи уже выполняли флотские авиаторы, что предстоит еще сделать? Насколько понимаю, география полетов сегодня значительно расширилась: полеты ракетоносной и противолодочной авиации в Иберийскую Атлантику произвели настоящий фурор в мире...
     - Как уже говорил, активность Военно-морского флота России в Мировом океане возросла. Нынешний год для ВВС и ПВО ВМФ - время особенно напряженной работы. Помимо уже сделанного, морским летчикам предстоит участвовать в дальних походах, учениях разнородных сил флотов и различных тренировках, поднимать профессионализм пилотов и наземных специалистов на уровень, соответствующий требованиям дня. С возрастанием объема поставленных перед морской авиацией задач будет расширяться и география полетов. А главная наша задача остается неизменной - защита воздушных и морских рубежей Отечества.
     - Валерий Павлович, что в канун профессионального праздника вы пожелаете ветеранам морской авиации, нынешним своим подчиненным – асам океанского поднебесья и молодым летчикам, только стающим на «крыло»?
     - Ветеранам я желаю прежде всего здоровья. Мы помним их военные подвиги и заслуги в мирное время, благодарим за патриотическое воспитание молодежи. А личному составу ВВС и ПВО Военно-морского флота хочу пожелать больше полетов, целеустремленности в делах, чувства удовлетворения от ратного труда и, конечно же, возрождения былой славы морской авиации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex