на главную страницу

17 Июля 2008 года

Читательская почта

Четверг

Почему молчите?

Виталий СКРИЖАЛИН, «Красная звезда».



     ОДНАЖДЫ со статьей под таким заголовком - «Почему молчите?» - «Красная звезда» уже выступала. Правда, очень давно. Перед войной с этим вопросом к читателям и нештатным авторам главной военной газеты обратился генерал Д. Карбышев. Он привел целый перечень злободневных тем, проблем и вопросов, по которым военнослужащие почему-то не выступают в печати, полагаясь, видимо, на журналистов. Ни в профессионализме последних, ни в их военном кругозоре Дмитрий Михайлович не сомневался. Однако, считал он, никому так не известны проблемы, которые испытывает Красная Армия, как войсковым командирам и рядовым красноармейцам.
     Как военного инженера генерала Карбышева прежде всего волновало инженерное обеспечение войск: «Пишите, товарищи саперы, понтонеры и все, кого судьба связала с инженерным делом. Пишите, товарищи пехотинцы, кавалеристы и артиллеристы, ведь и для вас инженерное дело не чуждо, вас оно близко касается».
     Трудно сказать, вняли ли тогда, в 1930-е годы, командиры и красноармейцы призыву генерала. Сведений о характере редакционной почты того времени не сохранилось. Не прослеживается каких-либо перемен на этот счет и в предвоенных подшивках «Красной звезды».
     Было бы, наверное, наивным и неверным полагать, что именно по этой причине мы терпели неудачи в начальный период войны. Будем реалистами: дело в конечном счете не в том, писала, нет ли «Красная звезда» о проблемах, на которых заострял внимание генерал Карбышев, а в практическом их разрешении непосредственно в войсках. В то же время нельзя и умалять роль печати на таком важном этапе развития Вооруженных Сил, как их реформирование, которое тогда проходило. При активном участии нештатных авторов, когда на газетных страницах наряду с успехами высвечивались бы и просчеты, она могла служить катализатором в осуществлении военной реформы.
     ПОСЛЕ ВОЙНЫ, особенно начиная с 1960-х годов и до самых 1990-х, от авторов из войск, прямо скажем, не было отбоя. Письма в редакцию не приносили, как сейчас, а привозили. Мешками. И все же сокращение объема редакционной почты - еще не беда. А вот то, что эта почта меняется качественно - и, к сожалению, не в желаемую сторону, - заставляет серьезно задуматься. Ведь как раз это и насторожило генерала Карбышева в предвоенные годы.
     Не в похвалу прежним нашим нештатным корреспондентам и не в укор нынешним, ряды которых заметно поредели, скажем, что лет 20—30 назад от кадровых военнослужащих редакция если и получала писем меньше, чем от уволенных в запас или отставку, то не намного. Сегодня же это соотношение иное.
     Пропорции меняются не только в составе авторов, но и в тематике поступающих в редакцию писем. Газета не раз уже писала о социальной направленности редакционной почты. Слов нет, сегодня, когда страна, оказавшаяся в 1990-е в состоянии кризиса, только-только начинает выходить из него, нерешенных экономических проблем остается более чем достаточно. Те же самые трудности претерпевают и Вооруженные силы, что не может не сказываться на всех сторонах их жизнедеятельности. И наиболее остро - на материальном положении военнослужащих, их семей, военных пенсионеров. Оттого-то люди больше пишут о той боли, что не отпускает их ни на службе, ни дома, если он у кого есть.
     Однако проблемы существуют и - как видим хотя бы из примера со статьей генерала Д. Карбышева - существовали всегда не только в социальной сфере. Очень не хочется, чтобы читатели и прежде всего те, кто пишет в «Красную звезду» о годами тянущихся проволочках с получением квартир, Государственных жилищных сертификатов, о денежном довольствии и зарплате, которые еле-еле позволяют сводить концы с концами, рассматривали эти строки как упрек в том, что они вопреки известной песне больше пекутся о себе, чем думают о Родине.
     Но наше благополучие во многом зависит и от успехов в военном строительстве, в боевой подготовке, в воинском воспитании. Пишите и об этом. Чем больше, чем глубже - тем лучше.
     Или еще. Одно из важнейших направлений реформирования Вооруженных Сил - это переход к комплектованию армии и флота на контрактной основе. Дело для нас неизведанное, экономические условия незавидные, так что ожидать, что проходить оно будет гладко, не приходилось самого начала. Больше остальных последствия этой неизведанности и прочих «не» испытали на себе непосредственные участники реформирования, то есть сами контрактники. Казалось, кому, как не им, попытаться прибегнуть к помощи печати и хотя бы частично избавить себя и предостеречь других от различных «издержек производства». Однако от контрактников и о контрактниках редакция получила за последние полгода всего два письма.
     Да и прежде «контрактная» почта была небогатой. Поступали единичные письма - и те о бытовых неурядицах. «Производственная» же тема не затрагивалась вообще, хотя в начальный период, когда внедрение контрактной системы комплектования войск находилось на стадии эксперимента, его участникам было что сказать. Но если «не догадались» обратиться в газету «низы», то почему бы этого было не сделать их командирам. Тем более на них лежит обязанность не просто выполнять спускаемые «сверху» директивы, а анализировать ход реформы, вносить предложения, добиваться их внедрения.
     Этот процесс и доныне идет не гладко и не обходится без организационных, кадровых, профессиональных, дисциплинарных, социальных, бытовых и прочих проблем. И зачем, уподобляясь скупому рыцарю, хранить приобретенный опыт - пусть и отрицательный - втуне. Так можно до бесконечности наступать на одни и те же грабли. Гласность, заимствование опыта помогли бы с меньшими затратами и с большей эффективностью распутывать весь этот клубок «неразрешимых» вопросов, избегая волевого разрубания гордиевых узлов.
     ЗАМЕЧЕНО, что человек пишет в газету, тем более если рассчитывает быть опубликованным, как правило, о том, что чаще всего остального появляется на страницах данного издания, и не рискует слать материал на тему, которая в нем «не идет». А «не идет» она часто не потому, что редакция считает ее малозначительной. Журналисты - даже будь они семи пядей во лбу, не в состоянии объять необъятное, тем более в войсках они лишь бывают, но не днюют и не ночуют там. Так что какие-то проблемы могут и проскочить мимо их взгляда. Вот возьмите и напишите, разложите по полочкам все, что у вас накипело, наболело. Если же следовать принципу тех авторов, что «не рискуют слать» те материалы, которые «не идут», то возникает замкнутый круг, отчего страдает газета, над которой может нависнуть угроза начать вариться в собственном соку. А главное, недобирают те, для кого она выходит.
     КОГДА НА СМЕНУ государственной форме собственности на средства производства пришла частная и по России началось «триумфальное» шествие рынка, больше смахивающего, как иронизируют острословы, на базар, то с телеэкрана и газетных страниц, из кинозалов и с театральных подмостков исчезла производственная тема. Перестала она быть потребной и для самих трудящихся. Ради чего переживать за пусть некогда и родной завод, если он стал - и часто неправедно - «чьим-то». Это когда-то бригада могла отказаться от премии, если ее начислили незаслуженно. Сегодня лучше подумать о собственной рубашке, которая ближе к телу.
     Для людей в погонах производственная тема - это военное строительство, реформирование армии и флота, боевая подготовка, воинское воспитание, дисциплина. В Вооруженных Силах форма собственности сохраняется прежней - государственная. Однако в условиях экономической и идеологической капитализации окружающего жизненного пространства, разрушения десятилетиями формировавшихся моральных устоев в сознании людей в погонах «производство» так же не занимает столько места, как было прежде.
     Мы становимся более прагматичными. Меркантилизм въедается в нас все глубже и глубже. Наше время - время реформ. Не избежала их считавшаяся лучшей в мире советская система образования. Но ЕГЭ, бакалавры, магистры, превращение бесплатного образования, позволявшего сыну кухарки стать академиком, в платное, доступное далеко не многим, - все это что-то плохо прививается.
     В военных же вузах организация учебного процесса, преподавание строятся «по старинке» - без ломки традиционной, сложившейся за многие десятилетия, проверенной практикой и оправдавшей себя системы образования. Высокий методический уровень преподавания в сочетании с поддержанием жесткой учебной дисциплины обеспечивает выпуск офицеров с добротной общеобразовательной и профессиональной подготовкой. И к тому же с «попутной» гражданской специальностью.
     Последнее как раз и привлекает практичных пап и мам: получит сын в военном училище хорошее образование, как-нибудь «отбудет» первый контракт, а там он вольная птица. И все это на законном основании. При большом желании и определенных возможностях от погон можно освободиться и раньше. Отсюда такой приток абитуриентов в военные и суворовские училища. Но радоваться этому при существующем «уступчивом» законодательстве не приходится. Это когда-то надо было офицеру отдавать государству долг целых 25 лет.
     На днях на Красной площади состоялась торжественная церемония выпуска «кремлевских курсантов», вышедших из стен Московского высшего военного командного училища. Тележурналист, который вел репортаж, подчеркнул две такие детали: помимо военной выпускники получили еще и гражданскую профессию, и все они заключили первый контракт сроком на пять лет. А вот все ли из них, заглядывая в будущее, планируют заключить второй контракт, третий?
     ТАК И ХОЧЕТСЯ закончить эти заметки фразой, составленной из названия рубрики и заголовка: когда-то вы нам писали, почему сегодня молчите?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex