на главную страницу

19 Июля 2008 года

Страна и мир

Суббота

А думают по-прежнему по-русски

Вадим МАРКУШИН



Было время, когда официальные ниспровергатели таланта Высоцкого на какой-нибудь дачной сходке, «под стакан» да под его «привередливых коней» смахивали умилительную слезу. Нечто похожее нынче происходит в отношении киевских властей к русскому языку. Мстят великому и могучему за его живучесть. И даже за то, что сами мыслят на нем. Здравому уму это постигнуть трудно.

     Бывая в Одессе, я всякий раз убеждаюсь, что представить этот город говорящим по-украински невозможно. Названия улиц, вывески на фасадах учреждений и магазинов - все это на украинском языке. А говорят люди по-русски. В своем абсолютном большинстве. На Привозе можно услышать украинскую речь, но она здорово адаптирована под русскую. И потому для приезжего россиянина тут никакого языкового барьера не существует. Иначе говоря, «одесский» украинский язык это совсем не «львовский» украинский.
     В Одессе очень любят российские телеканалы. Так же как российские кинофильмы, российских актеров, музыкантов, звезд эстрады. Знакомые одесситы откровенно признаются, что телевизионная и кинематографическая Москва интеллектуально возвышается над своим старшим братом Киевом. Она интереснее его. Поэтому отнять у одесситов, равно как и у жителей других городов Украины, русское телевидение - значит, попросту отомстить им за «измену» украинской «самостийности».
     Да, это именно месть, когда граждан Украины, говорящих на русском языке, киевские власти отваживают от российских телеканалов, запрещая местным компаниям их трансляцию. И такое насилие над устоями, над духовностью в Киеве причисляют к приверженности демократическим ценностям, традициям Старого Света, куда нынешнее украинское руководство мечтает прорваться любыми правдами и неправдами.
     Оно это делает, эксплуатируя в том числе фальшивый тезис о «качественном рывке в безопасное существование» в процессе вступления в НАТО. В чем конкретно будет состоять это «новое качество», никто из киевских лидеров толком пояснить не может. Они лишь занимаются пустопорожней декламацией отшлифованных в Брюсселе текстов, называя всю эту трескотню «разъяснением природы и целей НАТО».
     Народ в своем большинстве эти байки слушать не желает и требует прекратить бряцание оружием в Черноморском регионе. Акции протестов в связи с учениями «Си Бриз-2008» показали, что настрой населения именно такой, а не как его пытаются изобразить власти, приписывая недовольство экспансией НАТО «отдельным группам радикалов старой закваски».
     Когда же антинатовские волнения попадают на домашние экраны, допустившие это «безобразие» телекомпании лишаются лицензий. Так, к примеру, произошло в миллионном и сплошь русскоязычном Донецке, где единственная компания, транслирующая российские телеканалы, прекратила свое существование. В официальном запрете было сказано, что некие нарушения правил работы привели к падению интереса жителей к местным каналам, снижению доходов от рекламы и переориентации на «просмотр российского продукта», идущего вразрез с политикой страны.
     Вот именно, все дело в политике. Как выразилась на днях заместитель председателя Одесского областного совета Ольга Соловенко, российские каналы отключаются в том числе и потому, что они дают правдивую информацию о демонстрациях протеста по поводу втягивания Украины в Североатлантический союз.
     Между тем национальные устои, обычаи, привычки, сформировавшиеся на украинской земле в течение веков, по своему значению существенно выше, чем политические предпочтения очередного правительства. Русский язык - это показатель духовности в современной Украине. Кстати, примерно под таким названием в прошлом месяце в Луганске проходила международная конференция, в которой участвовали авторитетные филологи, языковеды из разных стран мира. В различных импровизациях здесь звучало требование не допустить разрушения многовековой традиции двуязычия на украинской земле, которое лежит в основе гармонии межнациональных отношений в стране.
     А вот «упорное нежелание сторонников форсированной украинизации решать проблему русского языка на основе действующих законодательных и соответствующих международных актов ведет к отчуждению значительной части населения от власти и создает напряженную атмосферу в обществе», считают в российском внешнеполитическом ведомстве, представители которого участвовали в форуме русистов в Луганске.
     Участники конференции в этой связи указывали на насильственный перевод школ на украинский язык. Эти факты подтверждают официальные данные: преподавание на русском языке сейчас ведется только в 1.345 средних школах, тогда как раннее это делалось более чем в 20 тысячах школ. Таким образом, произошло 14-кратное сокращение возможности использовать родной русский язык для собственного образования. Называть такую политику демократичной можно лишь в порядке злой иронии.
     И ведь дело порой принимает карикатурный оборот. Скажем, защищает человек диссертацию, а его заставляют это делать на украинском языке. Тот его не знает или плохо знает, и потому защита превращается в насмешку над государственным языком.
     То же самое происходит, когда украинские чиновники, в быту говорящие на проворном русском, на публике или перед микрофоном переходят на закрепощенный украинский. Получается далеко не у всех. Путаются чиновники, сваливаются на «суржик» (помесь русского и украинского), невольно изобретают лексические нелепицы.
     А где-нибудь в Брюсселе или в Берлине русский язык, напротив, используют без тени всякого смущения. Да и вообще не возмущаются, когда их там называют русскими. Такие вот парадоксы.
     На парадоксах же, как известно, произрастают как явления гениальности, так и деградации. В одном из авторитетных исследований «неуклюжие действия по дерусификации культурно-гуманитарного пространства поставили Украину по образованности граждан на 67-е место в мире». Сигнал серьезный.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex