Основные направления совершенствования военной организации государства, одним из которых является совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту (далее - система комплектования), определены концептуальными документами по военному строительству. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года отмечалось: «Для уверенного, спокойного решения вопросов мирной жизни мы должны найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности. ...Вот почему вопрос модернизации Российской армии является сейчас крайне важным, и он реально волнует российское общество. ...Считаю необходимым после перевода частей постоянной готовности на контракт разработать и с 2009 года начать осуществление программы комплектования на этих же принципах должностей сержантов, старшин, а также экипажей кораблей».
Сказанное подтверждает необходимость иметь высокопрофессиональную, оснащенную современной военной техникой армию, способную адекватно реагировать на возможные угрозы. При этом развитие форм и способов ведения военных действий, внедрение информационных технологий в основные звенья боевого управления, вооружение и военную технику, в том числе элементов искусственного интеллекта, многократно повышают требования к военнослужащим.
Однако в связи с сокращением с 2008 года срока военной службы по призыву до
1 года подготовка высококлассных специалистов существенно осложнится. Ключевой ролью в решении этого вопроса станет увеличение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Первым шагом в этом направлении является перевод военнослужащих ряда соединений и воинских частей постоянной готовности на военную службу по контракту. В дальнейшем предполагается осуществить перевод на военную службу по контракту сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации и матросов плавсостава Военно-морского флота, что снизит социальную напряженность в обществе, позволит эффективно бороться с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в армейской и флотской среде.
Для решения проблемы устойчивого комплектования должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, а также матросов плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, потребуется привлечение пребывающих в запасе граждан Российской Федерации, для которых важнейшим показателем поступления на военную службу будет служить привлекательность системы денежных выплат и социальных гарантий. Эта система позволит сформировать устойчивый контингент профессиональных военнослужащих. Решение этого вопроса увеличит долю семейных военнослужащих, а это, по данным проведенных социологических опросов в Вооруженных Силах Российской Федерации, самая надежная категория.
Все это и предусматривается осуществить в рамках реализации федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)».
Почему все же назрела необходимость принятия новой ФЦП?
Социально-экономические преобразования в стране диктуют необходимость совершенствования системы комплектования, перевода ее на качественно новый уровень, при котором обеспечивается комплектование по контракту всего плавсостава Военно-морского флота и младшего командного звена Вооруженных Сил Российской Федерации. Это требует серьезной государственной поддержки и наиболее результативно может быть решено при использовании программно-целевого метода, который позволит создать условия для максимально эффективного использования финансовых и материальных ресурсов в соответствии с установленными приоритетами. В большей степени это актуально при реализации мероприятий, требующих больших затрат, направленных на создание служебного жилищного фонда.
Программа эта, безусловно, нужна. И вот почему. В ближайшее время планируется поступление в Вооруженные Силы Российской Федерации военной техники нового поколения, которая, отличаясь повышенной эффективностью, будет одновременно и значительно сложнее эксплуатируемой в настоящее время, а значит, квалификация (профессиональная подготовка) эксплуатирующего эту технику личного состава должна быть повышена, что потребует дополнительных временных затрат на его обучение.
Переход к военной службе по призыву сроком на 1 год означает, что личный состав после обучения в школах младших специалистов и приобретения необходимых практических навыков эксплуатации военной техники нового поколения в воинских частях будет увольняться в связи с истечением установленных законодательством сроков службы по призыву, то есть постоянно будет осуществляться обучение личного состава, а полностью обученных младших специалистов не будет. Вот простой пример. В Военно-морском флоте, начиная с 2008 года, матросы плавсостава будут укомплектованы военнослужащими только одного периода службы, в то время как военнослужащие другого периода службы будут находиться на обучении. В результате сменяемость матросов плавсостава будет составлять 100 процентов дважды в год. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к кораблям (судам) Военно-морского флота, при смене 30 процентов личного состава корабль выводится из состава сил постоянной готовности и должен пройти полную отработку курса боевой подготовки в течение полугода. Аналогичная ситуация сложится с сержантским составом других видов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Переход к комплектованию по контракту является единственным реальным выходом из сложившейся ситуации. При сохранении системы смешанного способа комплектования неизбежны: уменьшение количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дальнейшее снижение привлекательности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, потеря специалистов, способных обеспечивать качественную эксплуатацию военной техники и выполнять поставленные задачи, неэффективная работа по подготовке военнослужащих младшего командного звена.
В целом можно сделать вывод - отказ от решения всех этих проблем в рамках ФЦП приведет к тому, что качество подготовки специалистов младшего командного звена будет становиться хуже, а количество военнослужащих, проходящих службу по контракту, останется на прежнем уровне или будет постепенно уменьшаться.
Немаловажный вопрос - вопрос финансирования. По мнению разработчиков Концепции, финансирование в полном объеме позволит решить все поставленные задачи и достичь цели Программы. А средства предполагается направить на это немалые! К примеру, на капитальное строительство только Минобороны получит из госказны 176.153,92 млн. рублей. Они пойдут как на собственно строительство, так и на создание служебного жилого фонда, возведение объектов инженерной инфраструктуры, приведение социальной инфраструктуры в соответствие с установленными нормативными требованиями для военнослужащих.
Программу предполагается осуществить в 3 этапа в период с 2009 по 2015 годы.
На первом этапе (2009 год) планируется обустройство старшин и матросов плавсостава Военно-морского флота, а также семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту,
На втором этапе (2010 - 2012 годы) - обустройство сержантов соединений и воинских частей, переводимых на военную службу по контракту в рамках Программы (за исключением военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации), семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 годы, а также семейных сержантов (старшин), переведенных на военную службу по контракту в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
На третьем этапе (2012 - 2015 годы) предполагается завершение обустройства семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 годы, обустройство сержантов соединений и воинских частей, переводимых на военную службу по контракту в рамках новой Программы, и семейных сержантов (старшин), переведенных на военную службу по контракту в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Основной целью Программы является переход к осуществлению комплектования по контракту к 2016 году. Для этого, по мнению разработчиков, надо обеспечить решение следующих задач:
- улучшение условий расквартирования (строительство, реконструкция служебного жилищного фонда, объектов социального и культурно-бытового назначения) матросов плавсостава Военно-морского флота, сержантов (старшин) соединений и воинских частей, переводимых на военную службу по контракту в рамках Программы, семейных военнослужащих рядового и сержантского состава, переведенных на военную службу по контракту в рамках федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 годы, а также семейных сержантов (старшин), переведенных на военную службу по контракту в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
- обеспечение привлекательности военной службы по контракту и создание условий для комплектования по контракту;
- поэтапное осуществление комплектования по контракту.
Но для начала нужно еще создать служебный жилищный фонд с учетом ряда условий:
- семейные военнослужащие размещаются в малосемейных общежитиях и жилых домах в жилой зоне военных городков;
- несемейные военнослужащие с выслугой до 3 лет, как правило, размещаются в общежитиях с жилыми ячейками, оборудованными блоком санитарно-бытовых помещений на территории казарменной зоны, а с выслугой более
3 лет - в общежитиях для несемейных военнослужащих в жилой зоне военных городков;
- приведение социальной инфраструктуры в соответствие с установленными нормативными требованиями для обустройства военнослужащих, переведенных на военную службу по контракту;
- развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения функционирования существующих и вводимых в эксплуатацию объектов;
- выплата надбавки за работу с личным составом сержантскому (старшинскому) составу в размере 100 процентов оклада по воинской должности и надбавки за особые условия боевой подготовки плавсоставу в размере до 3.300 рублей.
Реализация Программы обеспечит создание необходимых условий для совершенствования системы комплектования, которая приведет к тому,
что к 2016 году количество военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, увеличится с 43,5 до 107,7 тыс. человек, то есть на 64,2 тыс. человек. К этому сроку завершится обустройство сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, матросов плавсостава Военно-морского флота, семейных военнослужащих рядового состава соединений и воинских частей, переведенных на военную службу по контракту в рамках Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 годы, а также семейных сержантов (старшин), переведенных на военную службу по контракту в пограничных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Можно также обоснованно предполагать увеличение количества сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, матросов плавсостава ВМФ и рядового состава соединений и воинских частей постоянной готовности, проходящих военную службу по контракту и заключивших последующие контракты. За счет повышения статуса и авторитета младших командиров улучшится морально-психологический климат в соединениях и воинских частях. А в итоге повысится престиж военной службы и укрепится позитивный имидж армии.
Для управления реализацией Программы (после согласования ее проекта Министерством обороны РФ с заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждения Правительством России) предусматривается создание межведомственной комиссии, которая обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также рациональное использование средств федерального бюджета, предусмотренных на программные мероприятия.