на главную страницу

24 Июля 2008 года

Планета людей

Четверг

СЦЕНА НЕ ТЕРПИТ ШАБЛОНОВ

Беседовала Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Поклонники Центрального академического театра Российской Армии хорошо знают одну из старейших его актрис Марию Скуратову. Глубокая, деликатная, интеллигентная, она из того поколения, которое, пройдя через множество испытаний, сумело сохранить острый вкус к жизни, наслаждение каждым ее прожитым днем, красоту в душе и сердце. Мария Морецовна сыграла в театре десятки ролей, но никогда не считала себя звездой. А между тем образы, созданные ею на сцене, глубоко запали в память поклонников ее таланта. Недавно Мария Морецовна отметила замечательный юбилей.

     - Мария Морецовна, примите от нашей газеты сердечные поздравления. Вы с детства мечтали о сцене?
     - Я ведь из театральной семьи. Отец, Морец Миронович Шлуглейт, до революции служил актером в театрах Одессы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Саратова под сценическим псевдонимом Миронов, затем был директором драматического театра в Москве, более известного как театр Корша. В настоящее время это здание принадлежит Государственному театру наций, которым руководит народный артист России Евгений Миронов. Отец познакомился с мамой, Александрой Михайловной Скуратовой, когда она училась актерскому мастерству в студии театра Корша, и в 1933 году появилась на свет я. К сожалению, папа очень рано ушел из жизни, мне было всего 6 лет. Так что мама воспитывала меня одна. Детство прошло за кулисами театра, я обожала запах грима и той необыкновенной атмосферы, которая присуща храму лицедейства. Наверное, это во многом и предопределило мое будущее, выбор жизненного пути.
     - А мама хотела, чтобы вы стали актрисой?
     - Я была очень застенчивой девочкой. Но все складывалось так, что мои интересы устремлялись к театру: в школе любила только историю и литературу. Кстати, у нас в семье было принято читать вечерами вслух. Я заслушивалась произведениями Достоевского, Бальзака, Толстого. Каждый день после школы бежала к маме в Театр Сатиры, в котором работало замечательное созвездие режиссеров: Петров, Краснянский, Ровенских, Гончаров и Плучек. Я имела счастье смотреть десятки раз их постановки. Причем это мне не надоедало - завораживало само действо. И каждый раз я с мамой обсуждала игру актеров. Так что она видела мое отношение к театру, и поэтому не возражала, когда я сообщила ей о решении поступать в Московское театральное училище имени Щукина при театре Вахтангова.
     - Нравилось учиться?
     - Очень. Я была «щукинской стипендиаткой». Училась в группе, которой руководили Леонид Моисеевич Шихматов и Вера Константиновна Львова - его жена. Они оба были представителями старшего поколения актеров, воспитанных самим Вахтанговым. Даже сейчас, спустя много-много лет, проходя мимо училища, невольно останавливаюсь и вспоминаю замечательные годы юности, учебы, это незабываемое время. У нас была очень насыщенная студенческая жизнь, которая складывалась из лекций, уроков-репетиций, практики в театре, встреч с мастерами сцены. Мы очень любили ходить в театры, где оценивали игру актеров уже не с позиции зрителя, а ставя себя на его место.
     - Казалось бы, в связи с этим совершенно естественным было бы начало вашей творческой карьеры на сцене родного театра им. Вахтангова, но вы выбрали сцену главного военного театра. Чем это вызвано?
     - В послевоенные годы труппа Центрального академического театра Советской Армии блистала. В начале 1950-х годов ЦАТСА был одним из сильных театральных коллективов столицы, известным далеко за ее пределами. Невозможно было не полюбить этот театр, не почувствовать его притягательную энергетику. Здесь работали такие замечательные артисты, как Любовь Добржанская, Нина Сазонова, Андрей Попов, Петр Константинов, Андрей Петров, Людмила Фетисова, Людмила Касаткина, Рафаил Ракитин, Владимир Сошальский. На его сцене показывали вошедшие в историю отечественного театра спектакли «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Укрощение строптивой» Вильяма Шекспира, «Давным-давно» Александра Гладкова. Поэтому театр Советской Армии стал первым, куда я пришла «показываться», как говорят в актерской среде, и, к счастью, сразу была зачислена в его штат. И вот уже 53 года я служу в этом театре.
     - Как вас приняли в коллективе?
     - В труппу влилась без проблем. Была задействована во многих спектаклях. Многое удавалось, ведь была молодой и полной сил, как творческих, так и физических. Но, конечно, и слезы были: не всегда же все получалось... В такой момент очень важно слово настоящего мастера. Пусть оно будет одно, сказанное на ухо, но роль начинает оживать на глазах. Что меня поразило в нашем театре, так это то, что, несмотря на мой молодой возраст, ко мне прислушивались именитые актеры. Помню, репетировали пьесу «Под одной из крыш». Главную роль играла ведущая артистка театра Любовь Добржанская. Так она советовалась со мной, как сыграть ту или иную сцену! Вот такая атмосфера доброжелательности царит в театре и в наши дни.
     - Более полувека вы отдали театру Армии, сыграли множество ролей. Какая из них вам более дорога?
     - Ответить на этот вопрос легко и сложно. Любая роль, какая бы она ни была - большая или маленькая - дорога для актера, ведь он пропускает ее через себя, она оставляет в нем след. Я сыграла Софийку в «Каса маре», Рикку в «Юстине», Роберту в «Законе Ликурга», Клементину в «Забыть Герострата!», Риту Осянину в спектакле «А зори здесь тихие», Элену в «Деревья умирают стоя»... Сейчас для меня самая любимая роль - в спектакле «Волки и овцы», премьера которого прошла в мае этого года. Поставил пьесу главный режиссер нашего театра Борис Морозов, большой знаток и почитатель творчества Александра Островского. Хочу отметить, что Борис Афанасьевич провел уникальный эксперимент: репетировали сразу два состава. Обычно определяется основной состав, который репетирует, а дублирующие актеры наблюдают за этим процессом. Так вот, в ходе подготовки пьесы «Волки и овцы» мы все от души импровизировали. Возникла атмосфера какой-то веселой раскрепощенности, что для актера очень важно. Ведь самое интересное в работе - это процесс рождения образа. Знаете, начиная работу над новой ролью, часто думаю, что никогда ее хорошо не сыграю, не знаю, как к ней приступить. Но постепенно начинаешь идти по ступенькам, и рождается подлинный образ.
     - Из чего, по вашему мнению, складывается актерское мастерство?
     - Думаю, из очень многих компонентов. Человек, избравший эту профессию, должен постоянно самосовершенствоваться. Очень важно, чтобы актер делал свою работу честно и профессионально. И еще надо уметь чувствовать и понимать партнера.
     - Насколько известно, вы никогда не снимались в кино. Сейчас все наоборот, многие актеры стремятся получить роли в сериалах. Как вы считаете, не сдерживает ли это их профессиональный рост?
     - Да, и в нашем театре немало молодых людей, которые стали довольно популярными благодаря телеэкрану. Но порой у меня возникает к ним чувство жалости. Они считают, что, засветившись в кино, способны воплотить на сцене буквально все - ну как же, они известны, любимы! На самом деле у них вырабатывается штамп, который мешает выйти на подлинно живую реакцию театрального зала. Зрителя не обманешь расчетливыми уловками, сцена не терпит шаблонов. Стоит чуть переиграть или недоиграть, как зритель сразу чувствует фальшь, у него возникает отторжение. Разница между кино и театром именно в том, что спектакли никогда не бывают одинаковые. Понятно, остаются фабула, костюмы. Но меняются интонации, акценты, появляются какие-то новые нюансы, в том числе в зависимости от игры партнера. Очень важно актеру сохранить внутреннее содержание, если оно, конечно, есть. Ведь все зависит от того, какой в человеке заложен фундамент. Актер должен постоянно оттачивать свое мастерство. Например, наша прима народная артистка СССР Людмила Касаткина при всей своей популярности, известности всегда мучительно работает над ролью, пытается проникнуть в то, что она еще не знает, докопаться до сути образа.
     - Мария Морецовна, вы довольны своей судьбой?
     - Да, жизнь одарила меня. Во-первых, занимаюсь делом, которое очень люблю. Я делаю его честно. Хорошо или плохо - не мне судить. У меня прекрасная семья. С мужем, композитором Владимиром Рубиным, мы вместе 45 лет, и у нас полное понимание, мы даже никогда не ссорились. Я горжусь дочкой Катей. Она художник, окончила Строгановское училище. Занимается живописью, графикой, пишет стихи, прозу. Дочка относится ко мне очень нежно и тепло. Внук Сережа учится в Академии хорового искусства, будет дирижером. Всегда внимателен и заботлив. Разве это не слагаемые подлинного счастья?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex