на главную страницу

29 Июля 2008 года

Армия и общество

Вторник

Не страшна пехоте «морская болезнь»

Старший лейтенант Сергей КОШКИН. Печенга.



Не так давно закончился очередной сбор-поход кораблей Северного флота. Маневры не ограничились морской стихией - масштабные учения проходили также и на суше. Соединение постоянной готовности Ленинградского военного округа представляла мотострелковая рота под командованием старшего лейтенанта Сергея Касаткина. Три дня и две ночи пехотинцы выполняли свои незаметные с моря боевые задачи - в назначенное время они совершили марш и с ходу атаковали «противника».

     
День первый

     В середине июля полярный день уже идет на убыль, но солнце все равно светит круглые сутки. «Полевой выход» традиционно начинается в парке боевых машин с построения личного состава роты. Последние указания, замечания, инструктаж - и вот командир роты зачитывает приказ. Раздается команда: «По машинам», и личный состав «седлает» броню: бойцы, как и положено, - в десантных отделениях, механики-водители и старшие машин зорко следят за флажками ротного из люков. Действия доведены до автоматизма: после команды «Заводи» все одиннадцать моторов чуть ли не одновременно взрывают полуденную тишину.
     Колонна трогается и спустя расчетное время прибывает в район ожидания. Командир определяет порядок маскировки машин, организует патрулирование района, расставляет секреты, после чего под его руководством офицеры роты наносят обстановку на рабочие карты. К вечеру подвозят горячий ужин...
     
День второй

     Марш в район погрузки на десантный корабль начинается с имитации нападения на колонну. Разведвзвод старшего лейтенанта Валентина Андреева устанавливает учебные «ловушки» на пути следования роты. Обстановка действительно близка к боевой: машины на скорости преодолевают опасный участок, где дорогу практически не видно из-за дыма разрывов. И вот мы уже в районе ожидания, что находится неподалеку от Лиинахамари. Ротный еще раз инструктирует личный состав, после чего с механиками-водителями отправляется на побережье. Здесь он определяет порядок, по которому машины будут загружаться в трюм корабля. Для большинства механиков в этом нет ничего нового: они уже участвовали в подобных учениях, тем более что на каждом занятии по вождению машин они отрабатывают подобные упражнения.
     Ровно в 12.15 из-за мыса появляется большой десантный корабль «Александр Отраковский». Боевые машины уже находятся в полной готовности. На лицах механиков-водителей напряженное ожидание. Задача ответственная: за процессом погрузки наблюдает начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
     Наконец, командир роты старший лейтенант Сергей Касаткин подает сигнал. Первый МТЛБВ, пятясь, уверенно поднимается по аппарели и пропадает в трюме. Через считаные секунды туда же «ныряет» еще одна машина. Со стороны это напоминает своеобразный конвейер. Последний тягач притормаживает, чтобы забрать командира роты. Через пару минут десантные ворота закрываются, и корабль отчаливает от берега. Посадка заняла 2,5 минуты - норматив перекрыт!
     На корабле гостеприимные моряки кормят личный состав горячим обедом и размещают в десантных помещениях. Четыре часа в пути пехота с удовольствием тратит на отдых. Самые любопытные напряженно вглядываются на уходящий берег через стекла иллюминаторов. Однако все понимают, что впереди двое суток полевой жизни, и драгоценное время надо потратить на восстановление сил.
     За полчаса до высадки личный состав занимает места в машинах. Царапанье днища корабля о прибрежные камни, небольшой толчок - и спустя минуты трюм освещается летним полярным солнцем. Техника лихо выкатывается на берег и строится в походную колонну. Уходящий корабль подает три прощальных гудка. В ответ пехотинцы машут руками.
     Очередное построение, проверка личного состава - и ротный отдает приказ на марш.
     Полуостров Рыбачий, куда высадили мотострелков, нельзя назвать необитаемым. Но извечная российская проблема с дорогами здесь стоит очень остро. Половину пути техника идет по колее, проложенной в булыжниках. Встречаются и крупные препятствия. Объезжая их, механики-водители показывают чудеса высшего пилотажа. Несколько раз колонна форсирует небольшие водные препятствия. Не счесть спусков и подъемов. На ровных участках местности скорость увеличивается, но тут же пыль застилает глаза и мешает дышать.
     Преодолев около 30 километров, мотострелки прибывают в заданный район. Опять маскировка, охранение, палатки, сухой паек. Ситуацию портят злющие и бесстрашные комары, которых на Рыбачьем великое множество. Однако сну утомленной пехоты не могут помешать даже они...
     
День третий

     С утра ротный проводит занятие с личным составом - перед наступлением будет нелишним вспомнить возможные варианты предстоящего боя. После - выдача холостых боеприпасов, последняя проверка - и колонна устремляется навстречу подходящему кораблю. Погрузка происходит так же быстро и слаженно. На этот раз личный состав в ожидании высадки находится на машинах.
     Через час рота десантируется в указанном районе. Несколько километров пути, и вот он - рубеж атаки. Позади остаются позиции минометных расчетов морской пехоты. Колонна развертывается в боевой порядок. Пройдя 300 метров по камням и болоту, машины притормаживают для высадки десанта. Далее мотострелки наступают боевыми группами, которые по очереди поддерживают друг друга огнем. Дойдя до конца поля, бойцы останавливаются, поджидая машины. Через несколько минут МТЛБВ забирают людей и колонна покидает поле, направляясь в район ожидания погрузки.
     К вечеру рота в ожидании десантного корабля «оккупирует» каменистый берег полуострова Рыбачий. Свободные от патрулирования солдаты из подручных средств обустраивают место ночевки. А мелкий дождь мешает разведению костров и вынуждает прятаться в десантных отделениях машин.
     
День четвертый

     К обеду следующего дня - очередная погрузка. Третье по счету «морское путешествие» длится пару часов. А еще спустя час колонна въезжает в родной парк боевых машин, где участников учения уже ждет командование бригады. Из динамиков гремит «День Победы». После построения и доклада командира роты зачитывается приказ о награждении отличившихся. Кто-то получает почетные грамоты, кто-то - наручные часы. Помимо этого, командиров отделений одаривают традиционными пирогами.
     Люди
     Человек сделан не из железа. И поэтому вполне закономерно его стремление к комфорту. На уютных диванах и мягких креслах удобно рассуждать о суровых условиях службы, разглагольствовать о преодолении всевозможных тягот и лишений. Гораздо труднее на самом деле жить в таких условиях.
     Вот и в ходе прошедшего учения не было никакой патетики. Командиры отдавали приказы и распоряжения, бойцы их беспрекословно выполняли. Все происходящее воспринималось как должное и само собой разумеющееся. Возможно, постоянные занятия по боевой подготовке сделали свое дело: контрактники действовали на всех этапах ответственно и спокойно. Офицеры в свою очередь также не тратили нервные клетки: поставив задачу опытным сержантам, им оставалось только проконтролировать результат.
     Стоит немного рассказать о людях 2-й мотострелковой.
     Командиру роты старшему лейтенанту Сергею Касаткину всего 25 лет. Большую часть своей офицерской службы он исполняет обязанности командира роты. Спокойный, уравновешенный, повышающий голос лишь для того, чтобы его было лучше слышно. Вместе с этим в нем чувствуется непреодолимая воля, стремление добиться своего и понимание проблем своих подчиненных. Командиры взводов - старшие лейтенанты Тимур Гареев и Александр Хованский - его ровесники. Все трое - кадровые офицеры, выпускники Московского и Казанского военных вузов. Эта «троица» вместе уже три года. За их плечами десятки учений самого разного масштаба.
     Под стать своим командирам большинство контрактников подразделения. В ходе учения отличились старшие сержанты А. Писарев, В. Нестеров, сержант С. Снегов, младший сержант Е. Кривошеев, рядовые А. Васильев, Н. Татаринцев, А. Гришачев.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex