на главную страницу

30 Июля 2008 года

Армия и общество

Среда

ОТ «МАКСИМА» ДО «ТРИУМФА»

Виталий СКРИЖАЛИН, «Красная звезда».



60 лет назад, в июле 1948 года, Войска противовоздушной обороны страны организационно были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР. Первым командующим (с 1954 г. главнокомандующим) Войсками ПВО страны был Маршал Советского Союза Леонид Александрович ГОВОРОВ.


     ИЗОБРЕТАТЕЛЯМ воздушного шара французам братьям Жозефу и Этьену Монгольфье и в голову не могло прийти, что их «монгольфьер», на который в день его первого полета 5 июня 1783 года зеваки смотрели как на диковинный аттракцион, станет предтечей военного противоборства в пятом - воздушном - океане. Позже изобретениям подобного рода военное применение находили сразу. Тут же «раскачивались» более полувека: время было неторопливое. Лишь в 1849 году во время борьбы Италии за независимость австрийские войска бомбардировали с воздушных шаров Венецию зажигательными и разрывными бомбами.
     Как на всякий яд люди придумывают противоядие, так и здесь военные поняли, что аэростат, который стал активно использоваться для корректировки артиллерийского огня, - это тоже оружие. Значит, и с ним надо бороться. Но пуля для аэростата на поверку оказалась чуть ли не как слону дробина.
     Решающее слово осталось за артиллерией. В фондах Музея Войск противовоздушной обороны, которому посвящены эти заметки, хранится документ, рассказывающий о первых в России артиллерийских стрельбах по воздушной цели, проведенных 25 (13) июля 1890 года на Усть-Ижорском полигоне. Аэростат оказался на редкость живучим, а артиллеристы не столь меткими, как при стрельбе по наземным целям. На поражение аэростата было затрачено тридцать выстрелов, и упал он лишь после того, как выпущенные по нему с 3-километровой дистанции 76-мм снаряды оставили в его оболочке 5 больших рваных пробоин и 24 мелких, шрапнельных.
     Военные пришли к выводу, что борьба с воздушными целями требует не только иных правил стрельбы и обретения специфических навыков, но и принципиально новых средств поражения. Известному российскому конструктору в области артиллерии Францу Лендеру в 1909 году поручается разработка противоаэростатной пушки.
     Но это были лишь подходы к созданию системы противовоздушной обороны. По-настоящему она стала развиваться с появлением авиации, «милитаризацию» которой - в отличие от воздушных шаров - откладывать не стали. Не успели в декабре 1903 года американцы братья Райт впервые взлететь на летательном аппарате тяжелее воздуха, как уже в 1910-м многие страны приступили к созданию военных авиационных формирований. Дальше больше: в 1911 году в России и Франции предпринимаются попытки установить на аэропланы пулеметы, создаются устройства для подвески и дистанционного сброса бомб.
     ЭТИМИ ГОДАМИ, за которыми последовала Первая мировая война, как раз и открывается экспозиция Музея Войск противовоздушной обороны. Отсюда, как обычно, в один из последних выходных дней начал очередную экскурсию научный сотрудник музея, заслуженный военный летчик СССР полковник в отставке Василий Арсентьевич Сорокин. Зато не совсем обычными на этот раз оказались экскурсанты. Это сорок молодых солдат, только что приведенных к военной присяге в зале Великой Отечественной войны, и приехавшие на торжество их родные.
     С самого основания - в этом году, в январе, он отметил тридцатилетие - музей, которым сегодня руководит Юрий кнутов, стал местом проведения самых различных военно-патриотических мероприятий. И прежде всего с молодежью. Так вышло, что вслед за присягнувшими солдатами в зале на первом этаже появилась молодая офицерская семья - капитан Дмитрий Украдыженко с женой Ольгой и трехлетним сынишкой Славиком. Представившись, офицер не без гордости сообщил: «Здесь, в музее, меня принимали в пионеры». Его отец Владимир Николаевич служил в то время на Центральном командном пункте Войск ПВО, и наш собеседник, как все дети военного городка Заря, прошел музейную школу воспитания. Сегодня в «первый класс» этой школы он привел сына.
     НО ВЕРНЕМСЯ к истории. Создание средств борьбы с воздушным противником - дело не одного дня. Так что поначалу под зенитки приспосабливают полевые орудия, а также имеющие больший угол возвышения горные пушки. В музее экспонируется одна из них - системы Шнейдера образца 1909 года. Рядом в экспозиции еще один «приспособленец» - станковый пулемет Хайрема Максима: самолет оказался для пули более уязвимым, чем аэростат.
     Из конструкторов прошлого самый почитаемый в Войсках ПВО - это Франц Лендер, которого называют отцом российской зенитной артиллерии. Ему посвящен в музее целый раздел. На одной из фотографий - родоначальница отечественной зенитной артиллерии - созданная им 3-дюймовая противосамолетная пушка образца 1914 года, которая состояла на вооружении Красной Армии до середины 30-х годов. Тут же плод его многолетнего труда - «Теоретический курс стрельбы по воздушному флоту», пожелтевшие от времени разработанные Францем Францевичем Правила стрельбы по летательным аппаратам, другие раритеты.
     Какой бы совершенной ни была техника, без умелого ее применения она может так и остаться куском железа. И нужно отдать должное прародителям современной ПВО - в деле организации противовоздушной обороны страны они сумели предусмотреть все вплоть до мелочей. Думается, что и сейчас не без интереса и не без пользы читается подписанный 17 ноября 1914 года генералом от артиллерии Фан-дер-Флитом приказ по 6-й армии «об объединении действий летчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воздушного нападения противника».
     Подробнейшим образом расписана, например, система и методика опознавания «чужой-свой». Правда, некоторые положения ее по нынешним временам могут показаться спорными: «лучше пропустить несколько неприятельских аэропланов, чем подстрелить один свой». Осторожность, сегодня кажущаяся чрезмерной и более того - «расхолаживающей», чувствуется и в других положениях документа. Отнюдь не на проявление решительности и инициативы нацеливает другой фрагмент этого приказа: «Одиночным людям и обозным командам стрелять по аэропланам и аэростатам безусловно воспрещается (выделено в приказе. - В.С.)».
     Но это так, к слову. В целом же работа над созданием противовоздушной обороны велась целенаправленно. Организуется подготовка кадров для зарождающейся зенитной артиллерии. В марте 1915 года при Офицерской артиллерийской школе формируется первая артиллерийская батарея для стрельбы по воздушному противнику с ее командиром штабс-капитаном гвардии В.В. Тарновским.
     Основы трехзвенной структуры Войск противовоздушной обороны в их бытность самостоятельным видом Вооруженных Сил - зенитные ракетные войска, авиация ПВО, радиотехнические войска - в принципе были заложены, оказывается, еще во время Первой мировой войны. О чем свидетельствуют три документа, подписанные 29 апреля 1915 года генерал-майором (впоследствии генерал-лейтенант царской, а затем и Советской Армии) М.Д. Бонч-Бруевичем. Это Инструкция для действия артиллерии при борьбе с воздушным противником, Инструкция для действия
     аэропланов при борьбе с воздушным противником, Инструкция постам из нижних чинов для наблюдения за небосклоном.
     РАССКАЗЫВАЮТ, что во время Великой Отечественной войны пленные немецкие летчики предпочитали выдавать себя за пехотинцев либо саперов. Кто-то, видимо, стыдился, видя вокруг дело рук своих. Кто-то небезосновательно опасался - народ мог и самосуд устроить.
     К тому времени авиация превратилась в главную разрушительную силу любой армии. Спасти города - хотя бы частично - от разрушения, а население от уничтожения могла только мощная противовоздушная оборона. Москва благодаря своей ПВО вошла в число столиц, наименее пострадавших от вражеской авиации. Вот уже много лет столичное правительство в годовщину отражения первого массированного налета гитлеровской авиации, 22 июля 1941 года, устраивает чествование защитников московского неба в знак благодарности и признания их заслуг. В последней встрече, которая прошла буквально на днях, участвовало несколько сот ветеранов ПВО.
     О противовоздушной обороне Москвы в годы войны написаны сотни книг. Но старший научный сотрудник музея Лариса Мартынова из всего обилия «единиц хранения» выбрала ксерокопию всего одного документа, который тем не менее позволяет понять, как достигалась неприступность столичной ПВО. Это рабочий экземпляр Постановления Государственного Комитета Обороны СССР № 874сс от 9 ноября 1941 года «Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории Союза» с правкой И.В. Сталина.
     Небольшое отступление. Последние полвека Войска ПВО не раз подвергались реформированию, стержнем которого была смена принципа управления - от централизации к децентрализации и наоборот. Как бывший постоянный корреспондент «Красной звезды» по Войскам ПВО могу свидетельствовать, что всякая привносимая «сверху» децентрализация и разукрупнение встречали и у руководства вида Вооруженных Сил, и в войсках внутреннее сопротивление.
     Так вот Сталин, в чем нетрудно убедиться, ознакомившись с упомянутым документом, а особенно с его пометками, был противником распыления Войск ПВО территории страны (так они назывались в то время). Согласно этому постановлению ГКО «в целях усиления и укрепления противовоздушной обороны территории страны» Войска ПВО изымались из подчинения военных советов округов и подчинялись наркому обороны. Расформировывались зоны ПВО в европейской части Союза. И хотя сохранялись Закавказская, Среднеазиатская, Забайкальская, Дальневосточная зоны ПВО, они все равно из подчинения военным советам округов переходили в ведение командующего Войсками ПВО территории страны, который к тому же становился и заместителем наркома обороны. Кстати, о командующем. В проекте постановления на месте фамилии была оставлена незаполненная строчка, куда Верховный собственноручно своим знаменитым карандашом вписал фамилию генерал-лейтенанта М.С. Громадина.
     А вот пункт 19, где говорилось о возложении руководства противовоздушной обороной в войсках на начальников артиллерии фронтов, армий и введении в округах, фронтах и армиях заместителей начальников артиллерии по ПВО, Сталин, с максимальным нажимом на карандаш исчеркав абзац вдоль и поперек, безжалостно вымарал. Словно говоря этим: противовоздушная оборона должна быть в одних руках!
     О чем в самом деле думал в тот момент Верховный Главнокомандующий, нам уже не узнать. Но бесспорно другое: точно такую же позицию занимал и один из наиболее уважаемых в Войсках ПВО главкомов Маршал Советского Союза Павел Федорович Батицкий. Уже одно то, что его бюст установлен перед зданием музея и Дома офицеров, что именем маршала названа одна из улиц поселка, а маршальский парадный мундир занимает одно из центральных мест в музейной экспозиции, говорит о многом.
     Еще генерал-полковником вступив в августе 1954 года в должность командующего войсками Московского округа ПВО, он активно принялся за развитие зенитных ракетных войск. Интересна такая деталь. Зная о слабости, которую питал Н.С. Хрущев к ракетам, которая, правда, дорого обошлась нашей дальней авиации, Батицкому - не без помощи влиятельного главкома Войск ПВО страны Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова - удалось использовать ее при создании противовоздушной обороны вокруг столицы. Когда, уходя на повышение, генерал армии П.Ф. Батицкий в июле 1966 года сдавал округ, это были уже совершенно новые войска, оснащенные новейшими по тому времени зенитными ракетными комплексами С-25.
     В еще большей степени организаторский талант П.Ф. Батицкого - с 1968 года Маршала Советского Союза - проявился в его бытность главнокомандующим Войсками ПВО страны - заместителем министра обороны СССР. За 12 лет пребывания на этом посту он превратил свой вид Вооруженных Сил в надежный противовоздушный заслон по периметру не только Советского Союза, но и всего социалистического лагеря. При нем в составе Войск ПВО страны появился новый род войск - войска противоракетной и противокосмической обороны (ПРО и ПКО).
     Но в конце 1970-х назревает очередная реорганизация Войск ПВО страны, которая сводилась к разукрупнению и децентрализации управления ими, то есть к возвращению отвергнутой жизнью организации ПВО 1948 - 1953 гг. Маршал Батицкий пытался доказать гибельность этого решения. Но с его доводами не посчитались, и тогда, не согласный собственными руками губить свое детище, он оставляет свой пост.
     То, от чего, хлопнув дверью, открестился Батицкий, пришлось против своей воли выполнять его преемнику маршалу (впоследствии главному маршалу) авиации А.И. Колдунову. Чтобы понять, в каком положении отныне находился главком вместе с вверенными ему войсками, достаточно привести фрагмент его выступления на партконференции Московского округа ПВО в апреле 1986 года: «Главнокомандующий Войсками ПВО, на которого возложена вся ответственность за организацию противовоздушной обороны страны, оказался фактически лишенным права напрямую ставить задачи подчиненным ему приграничным частям ПВО».
     Разве мог когда-либо прославленный ас, вогнавший в землю не один десяток бубновых и прочих «тузов» люфтваффе, дважды Герой Советского Союза главный маршал авиации Александр Иванович Колдунов подумать, что найдется немец, от которого он потерпит самое серьезное поражение в жизни. Это то ли шпион, то ли просто воздушный хулиган Матиас Руст, который 28 мая 1987 года приземлит легкомоторную «Цессну» рядом с Красной площадью. Как поступили после этого с руководством Войсками ПВО, известно.
     А в это время по результатам работы комиссии ЦК идет «исправление допущенных ошибок». Однако начатое возвращение к старой системе идет не так активно, как шло разукрупнение. Ведь возглавили эту перестройку те же люди, что проводили эксперимент в 1980 году...
     ЕСЛИ В ЗАЛАХ МУЗЕЯ зенитно-артиллерийская, зенитная ракетная, авиационная, радиолокационная техника представлена в основном макетами (самый оригинальный из них - это макет в масштабе 1:100 Путиловского Стального противосамолетного поезда), то на смотровой площадке все эти «ключи от неба» представлены в натуре. Среди них, например, исторический зенитный ракетный комплекс С-75; именно с этой пусковой установки 1 мая 1960 года была запущена ракета, прервавшая шпионский полет американского летчика-разведчика Пауэрса.
     Тут экспонаты можно не только трогать, но и лазать по ним. Гарнизонными мальчишками они постоянно облеплены, словно воробьями. Многие выросшие в военном городке нынешние капитаны, майоры свой выбор «кем быть?» делали среди вот этих зениток, ракет, ПУАЗО. Сравнительно недавно здесь появился зенитный ракетный комплекс С-300. Когда-нибудь сюда доставят и не имеющий аналогов ЗРК С-400 «Триумф», которому сегодня хватает работы на боевом дежурстве, на полигонах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex