на главную страницу

31 Июля 2008 года

Армия и общество

Четверг

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦИТАДЕЛЬ

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда». Фото Дениса ЯКУШЕВА.



Не секрет, что большинство гарнизонов РВСН в советское время были расположены вдалеке от столицы, в непролазных медвежьих углах, дремучих чащобах... Секретное оружие – межконтинентальные ракеты – маскировали так, чтобы вражеская разведка безнадежно блуждала по дремучим лесам догадок... И вот на фоне отдаленных стратегических угодий 65 лет назад каким-то удивительным образом «между Ленинградом и Москвой» возникла цитадель Ракетных войск стратегического назначения. Почему это произошло именно здесь, в н.п. Бологое, затрудняются ответить даже старожилы соединения. Тем не менее до сих пор в северо-западной части Тверской области военнослужащие, связавшие свои судьбы с грозным оружием, неусыпно несут боевое дежурство. Дивизия мобильных «Тополей», которой командует гвардии генерал-майор Иван Кузичкин, по сравнению с другими форпостами РВСН ныне кажется миниатюрной... Над ней долгое время нависала угроза расформирования, и все же она выстояла, не сломалась даже в постперестроечное лихолетье, когда некоторые горячие головы хотели урезать мощь стратегов до двух-трех соединений. Затем наступил период напряженного ожидания, и лишь в прошлом году ракетчики вздохнули с облегчением: им стало известно, что гвардейская Режицкая Краснознаменная в отставку не уйдет. По словам командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковника Николая Соловцова, дивизия включена в план боевого строительства РВСН, который утвержден министром обороны и Президентом РФ. «Со временем данная ракетная застава будет перевооружаться на новейшие, более совершенные комплексы», – заявил он. Соединению уже не раз приходилось менять свой облик. Все-таки шесть с половиной десятилетий – внушительный отрезок времени: ракеты столько не живут, даже переслуживая заложенные в них сроки эксплуатации...

     
Под «прикрытием» авиации


     В шкафу у ветерана соединения полковника в отставке Михаила Кузьмина до сих пор хранится авиационная форма. Тем не менее он никогда не покорял небо и даже не мечтал об этом. Офицер был отнюдь не единственным «ряженым». Всех «стратегов» Режицкой дивизии в те времена переодевали в целях маскировки. Стратегический вымысел действительно походил на правду, неподалеку – в Хотилово – располагался аэродром.
     - Здесь находился маленький авиационный городок, – утверждает старожил гарнизона Леонид Левдиков, – он разрастался с необычайной быстротой. Военнослужащие жили в бараках и небольших двухквартирных домиках. Я прибыл в поселок Выползово Калининской области в качестве дежурного инженера энергопоезда, мы подавали электроэнергию на строящиеся объекты... Конечно же все предполагали, что создается ракетная часть, но от наших глаз все было тщательно скрыто. Офицеры молчали, как рыбы, спрашивать их о чем-то было бесполезно. Иногда над этой местностью взмывали самолеты, и мне довелось видеть, как сюда прилетели два Ту-104, наверное, для того, чтобы отвлечь внимание от главного – стратегических ракет.
     По его словам, некоторые военнослужащие обустраивались в домах и казармах, которые покинула 25-я авиационная дивизия 6-й воздушной армии.
     «Стратеги» не могли снять квартиры, а работать приходилось по-фронтовому. Как рассказывают ветераны-ракетчики, им казалось, что Земля стала вращаться как-то неправильно, толчками, – это было обычное головокружение от бессонницы и усталости.
     - Условия для службы оказались невыносимо трудными, – признается Михаил Кузьмин. – Людей приходилось поить и кормить прямо на площадках. А строители! Вы, вероятно, не поверите, но их прибыло 36 тысяч человек.
     Как утверждает старший прапорщик в отставке Анатолий Ерохин, военным строителям приходилось не только прокладывать дороги, но и возводить громоздкие, сложнейшие сооружения для шахтного варианта ракетного комплекса. Только вот какого именно, он сказать затрудняется, не доводили до них технологические индексы изделий.
     Несмотря на все сложности, в назначенный час, 30 ноября 1960 года, полковник Петр Уваров доложил главнокомандующему РВСН, что 7-я ракетная бригада сформирована. Вскоре она превратилась в дивизию. На боевое дежурство в соединении заступали как наземные, так и шахтные варианты ракет.
     «Азы» новейшего оружия офицеры постигали на ракете Р-5, а вслед за ней на боевое дежурство заступало изделие Р-16.
     - Все было для нас неизведанным, – говорят ветераны, – и штатная структура, и техника, и принципы управления, и боевое применение, и специальная подготовка, и должностные обязанности...
     Безусловно, на темпы становления соединения в первую очередь оказывала влияние международная обстановка. В связи с Карибским кризисом к осени 1962 года напряженность ее достигла критического состояния. В этот период большинство наземных комплексов соединения заступило на боевое дежурство...
     
Орден – за кружку кваса

     Ветераны никогда не забудут, как 24 мая 1963 года дивизию посетили Никита Хрущев и Фидель Кастро.
     - Не теряя ни секунды, – рассказывает полковник в отставке Михаил Кузьмин, – они отправились в расположение полка. Премьер-министр революционного правительства Республики Куба спустился в шахту и через некоторое время вышел из нее воодушевленный. Затем специально для Фиделя Кастро ракету извлекли из шахты. Он обошел вокруг нее, трижды, как по дереву, постучал по металлическому корпусу изделия, расписался на ракете шариковой ручкой, а затем на русском, почти без акцента, добавил: «Защита Кубы есть... надежная». По его лицу было заметно, что визитом в Бологое он остался доволен.
     Однако «отпустить» в Москву на голодный желудок столь высоких гостей ракетчики не могли, поэтому «стратеги» попросили делегацию «скромненько» отобедать в столовой военторга. Когда Кастро увидел банкетный стол, он по достоинству оценил не только советское гостеприимство, но и юмор. Его настолько поразило разнообразие деликатесов, что хотел бы попробовать все блюда сразу. Но так как это сделать невозможно, лидер Острова свободы предпочел не искушать себя... И попросил лишь кружку хлебного кваса. А вот его-то в меню как раз и не оказалось. Пришлось срочно вызывать заведующую военторга – Милевтину Егоровну. Она мигом где-то «в закромах» отыскала желаемый напиток. По словам очевидцев, квас впечатлил кубинского лидера не меньше стратегических ракет, и Кастро сказал об этом Хрущеву. Через месяц Милю наградили орденом Трудового Красного Знамени. Такие тогда были времена...
     
Асимметричный ответ

     Еще во второй половине 1960-х годов «стратеги» осознали необходимость охраны и обороны ракетных комплексов.
     - У каждой ракеты, – уточняет полковник в отставке Михаил Кузьмин, – выставлялся караул из пяти человек. Он не входил в состав дежурной смены. В каждом «осовском» полку, на случай, если командный пункт будет уничтожен, находилась площадка для вертолетов. Винтокрылые машины могли в считаные минуты доставить расчеты автономного пуска к ракетам, а те, в свою очередь, отправить изделие по назначению...
     Время шло, и на смену устаревающей приходила новая техника. Как известно, в этот период США активизировали работы в области противоракетной обороны, вследствие чего эффективность наших стратегических наступательных вооружений резко снижалась. Советскому Союзу в очередной раз бросался вызов, угроза была очевидной, и СССР нашел тогда «асимметричный ответ»: увеличение числа боеголовок на изделиях. Предпринятые в 1970-е годы усилия по дальнейшему совершенствованию ракет сыграли важную роль в обеспечении стратегического паритета. Создаваемые в этот период
     PC-16, оснащенные разделяющимися головными частями индивидуального наведения, составили основу ракетных комплексов третьего поколения. Стратегические новички и в этот раз поступили на вооружение дивизии. С 1975 по 1979 год на боевое дежурство в соединении заступило одиннадцать полков.
     
Рокировка

     - У каждого из нас в жизни есть эпизоды, которыми мы можем гордиться, – рассуждает генерал-майор в отставке Александр Грибов, – у меня это время, когда я командовал гвардейской Режицкой...
     В РВСН ему удалось установить своеобразный рекорд – он на протяжении почти 12 лет был комдивом стратегической цитадели. В августе 1986 года Александр Викторович возглавил мощное, состоящее из 11 полков, соединение. Тогда на вооружении дивизии находились шахтные ракеты РС-16А, РС-16Б.
     - Мне досталась тяжелая доля, – вздыхает Грибов, – взорвать все 110 пусковых установок...
     Вспоминая об этом, ракетчик до сих пор недоумевает. По его словам, он не видел необходимости упразднять надежный комплекс и считает «похороны» этих ракет «роковым стечением обстоятельств».
     – Мы рубили под корень одну из мощнейших дивизий в РВСН, – продолжает «стратег», – при этом нам приходилось совершать титанический труд: 440 маршей с головными частями и компонентами ракетного топлива.
     Как утверждает ракетчик, в 1990-е годы командование РВСН подумывало о том, чтобы на дивизии поставить крест. Однако на территории соединения планировалось разместить выводимые в Российскую Федерацию из Республики Беларусь подвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь». Когда судьба последнего «осовского» полка была предрешена, Грибов обратился к главкому РВСН – Игорю Дмитриевичу Сергееву – с просьбой повременить с упразднением оставшихся десяти ракет.
     - Я просил не разоружать дивизию, – поясняет Александр Викторович, – до тех пор, пока в строй не войдут «Тополя». В таком случае получалось, что управление соединения будет нести боевое дежурство непрерывно. Сергеев мое предложение поддержал...
     Генерал-майор в отставке Грибов мечтал тогда только об одном: сделать все возможное, все от него зависящее, чтобы в боевом составе «стратегов» сохранилось это «европейское» соединение.
     
Новые ритмы озерчан

     Вместе со строительством дивизии динамично развивался и военный городок. В этом году он отметил свое 16-летие. Наряду с пятиэтажками в ЗАТО «Озерном» возводятся компактные коттеджи. Приметой времени за последние несколько лет стали здесь крупные капитальные ремонты зданий: школы №1, Дворца спорта, Дома офицеров, банно-прачечного комбината.
     - Только за последний год у нас появились новый универсальный спортивный зал, центр развития творчества детей и юношества, хлебозавод, – рассказывает глава ЗАТО Валентина Махринская, – в ближайшем будущем планируется строительство 60-квартирного дома.
     По словам командующего РВСН генерал-полковника Николая Соловцова, когда он командовал дивизией, закрытых административно-территориальных образований еще не было. Поэтому ему лично приходилось заниматься не только вопросами боевой подготовки, но и решением всех бытовых и социальных проблем...
     - Благодаря тесному сотрудничеству командования соединения и главы администрации, – добавил он, – городок процветает. Офицеры спокойно несут боевую вахту: в их домах тепло, а жены ракетчиков обеспечены работой.
     В городке шесть детских садов и две общеобразовательные школы, в которых воспитываются и учатся около трех тысяч детей. Юные озерчане – непременные участники, а иногда и победители, всех областных олимпиад, конкурсов. После уроков многие ребята посещают учреждения дополнительного образования. Преподаватели Станции юных техников учат своих питомцев азам декоративно-прикладного творчества, воспитывают художественно-эстетический вкус. В музыкальной школе идут занятия по классам фортепиано, аккордеона, скрипки, вокала, народных инструментов. Ансамбль эстрадной музыки «Колобок» – лауреат областных и всероссийских фестивалей. Для маленьких озерчан здесь также работает молодежный клуб «Ритм», где учат английскому языку, танцам и рисованию...
     Люди, проживающие в военном город
     ке, нередко ощущают себя оторванными от шумного, беспокойного мира. Об озерчанах этого не скажешь. В ЗАТО есть разнообразные средства массовой информации: «Радио – дождь», телевидение «Улыбка», газета «Дни Озерного». Они освещают не только внутреннюю жизнь городка, но и события, происходящие за его пределами.
     Не случайно генерал-полковник Соловцов подчеркнул, что ЗАТО «Озерный» – одно из лучших административно-территориальных образований не только в РВСН, но и в масштабе Минобороны РФ.
     
* * *

     Говоря о нынешнем положении дел в соединении, генерал-полковник Соловцов заметил, что удовлетворен результатами контрольных, итоговых и внезапных проверок. Неудивительно, что сценарий рабочей поездки командующего РВСН был расписан буквально до минуты. Он поздравил с 65-летием дивизии военнослужащих, в очередной раз ознакомился с объектами социальной инфраструктуры, а также посетил техническую ракетную базу. Здесь «стратеги» несут боевое дежурство с целью выявления и устранения неисправностей на ракетном вооружении.
     - Совсем недавно мы провели тут четырехдневные сборы в масштабе Ракетных войск стратегического назначения, – заметил генерал-полковник Николай Соловцов, – главный зал и технический пункт управления базы соединения оборудованы по последнему слову техники.
     И все-таки, окинув территорию пристальным взглядом, он выявил кое-какие недостатки, которые в ближайшем будущем стратегам предстоит устранить...
     Касаясь вопросов, связанных с перспективами строительства Ракетных войск стратегического назначения, командующий подчеркнул, что к 2011–2016 гг. РВСН должны сохранить не менее 8–9 дивизий, которым предстоит перевооружение на новые ракетные комплексы. В их числе и Режицкая цитадель...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex