на главную страницу

2 Августа 2008 года

ВДВ

Суббота

К ВОЙСКАМ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Константин РАЩЕПКИН, Виктор ПЯТКОВ, «Красная звезда».
Фото авторов и Сергея МУХТАРОВА.



Когда в августе 2005-го командовавший Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Александр Колмаков рассказал на страницах «Красной звезды» о начавшемся реформировании вверенных ему войск, одна из газет, разразившись язвительным комментарием, поспешила назвать эти планы профанацией. Уж больно не вписывались десантно-штурмовые и горные батальоны в представления газетных «экспертов» о воздушном десанте! «Десант, - безапелляционно утверждалось в статье, - это когда на парашютах в тыл врага, а не пешком в горы». Словно не было ни Чехословакии с Афганистаном, куда десантники высаживались посадочным способом, ни двух чеченских кампаний, где они постоянно воевали в горах.


     А ведь именно в адаптации структуры, вооружения и боевой подготовки войск к возможным сценариям боевого применения и состояла идея задуманной перестройки. Сегодня, когда первые ее результаты уже налицо, подобных вопросов не возникает. Все батальоны и роты ВДВ развернуты до штатов военного времени, что делает их готовыми к бою без доукомплектования и проведения дополнительного боевого слаживания. Опытное тактическое учение роты на БМД-4 подтвердило, что оснащенная перспективными образцами вооружения десантно-штурмовая рота не уступит по огневой мощи усиленной танковым взводом роте мотострелков. Наличие штатных разведывательных взводов и артиллерийских батарей значительно увеличило возможности батальонов по автономному ведению боевых действий. Учения, во время которых вылетающая из Ульяновска бригада десантируется под Рязань, а поднявшийся с аэродрома в Иваново полк высаживается под Псковом, недвусмысленно показали, что войска в хорошем боевом тонусе. Ну а с каким запасом прочности десантники готовятся теперь воевать, можно судить по таким появившимся в войсках объектам материальной базы боевой подготовки, как тактические десантно-штурмовые полосы, скалодромы и учебные объекты для отработки городского боя. Словом, на фоне динамики развития ВДВ назначение командовавшего войсками генерал-полковника Александра Колмакова первым заместителем министра обороны выглядело более чем логичным. А реформы Воздушно-десантных войск уверенно продолжил сменивший Колмакова на посту командующего генерал-лейтенант Валерий Евтухович, бывший в течение нескольких лет начальником штаба Воздушно-десантных войск и разработавший целый ряд инновационных решений по усовершенствованию подготовки и боевого применения «крылатой пехоты».
     В результате четырехлетнего реформирования «продуваемых всеми ветрами войск» 76-я дивизия и 31-я бригада стали десантно-штурмовыми, а расквартированная на Кубани 7-я дивизия - десантно-штурмовой (горной). Теперь в составе этих соединений есть как десантируемые с техникой парашютно-десантные, так и получившие собственную артиллерию десантно-штурмовые батальоны, десантировать технику которых планируется посадочным способом на захваченные классическими десантниками аэродромы противника. Так как всей военно-транспортной авиации даже в советское время хватало, чтобы разом бросить только одну дивизию, на мобильности десантников эти нововведения отрицательно не сказались. Зато войска получили более реальную концепцию боевого применения при заметно увеличившихся огневых возможностях десантно-штурмовых батальонов.
     Обкатанный на командно-штабных учениях десантно-штурмовой способ боевого применения показал, что войска развиваются в правильном направлении. Ведь если тридцать лет назад предназначение любой воздушно-десантной дивизии ограничивалось содействием воюющей на направлении сухопутной группировке, то теперь, особенно во время локальных конфликтов, «голубые береты» готовятся воевать на первых ролях. Назовем вещи своими именами: созданные когда-то для высадки в тыл врага, ВДВ благодаря своему традиционно высокому боевому потенциалу со временем превратились в некую мобильно-ударную компоненту Советской, а затем и Российской армии. Специфика ВДВ сегодня не только в готовности действовать в тылу противника, но и в том, что именно десантников первыми бросают во все «горячие точки». Поэтому тяжелое, но авиатранспортабельное вооружение как воздух необходимо сегодня «крылатой пехоте». При хорошей выучке десантированный посадочным способом на захваченный аэродром штурмовой полк развернется в боевой порядок даже быстрее выброшенного на парашютах, а вот огневые возможности у него после перевооружения будут значительно выше.
     Поэтому связанными с перевооружением войск вопросами командующий ВДВ генерал-лейтенант Валерий Евтухович занимается сегодня в приоритетном порядке. Ведь насыщение этими средствами десантно-штурмовых дивизий, по сути, будет следующим этапом десантных реформ.
     - Это прекрасно показавшие себя на учениях БМД-4, 125-мм самоходные пушки «Спрут», используемые не только в качестве противотанковых орудий, но и как огневые средства поддержки пехоты, а также модернизированные 120-мм самоходно-артиллерийские установки «Нона» с автоматизированной системой управления огнем, - говорит командующий ВДВ генерал-лейтенант Евтухович об этих системах вооружения.
     Обязательно, по словам командующего, в ВДВ появятся и современные комплексы противовоздушной обороны. Устанавливаемая на БТР-Д зенитная установка Зу-23 здорово послужила десантникам во время войн на Кавказе, но с задачами по предназначению давно не справляется. В отношении того, какие средства ПВО необходимы в перспективе войскам, позиция командующего бескомпромиссна: любое соединение, где бы оно ни находилось - в прифронтовой полосе, на переднем крае или в тылу противника, должно быть одинаково надежно защищено от ударов с воздуха. Сегодня десантникам нужны такие средства ПВО, которые смогут сбивать не только самолеты и вертолеты противника, но и средства поражения, те же крылатые ракеты, подчеркивает генерал-лейтенант Евтухович.
     И разработка такого комплекса для ВДВ, Сухопутных войск и морской пехоты уже началась. Это будет адаптированная под задачи войск модификация ЗРК «Панцирь-1С», лучше которого, по мнению командующего, в мире пока ничего не придумано.
     Особо стоит сказать о боевой подготовке Воздушно-десантных войск. Предложенный еще несколько лет назад генерал-лейтенантом Евтуховичем новый подход к боевой учебе, когда два полка дивизии, чтобы не тесниться на полигонах, начинают учебный год в разное время, наглядно показал свою эффективность. И начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск генерал-лейтенант Владимир Шаманов (тоже, кстати, десантник) ставит сегодня вопрос о переходе на такую систему уже всех частей и соединений постоянной готовности.
     Ну а самые мобильные войска идут дальше, явно задавая силам общего назначения вектор дальнейшего совершенствования боевой подготовки.
     Полковые тактические учения, например в ВДВ, проводятся едва ли не в течение целого месяца. Причем не только из-за предполагающей десантирование воздушно-десантной специфики, а в первую очередь из-за особого подхода к боевой подготовке.
     - Учитывая, на какие материальные затраты приходится идти при проведении такого учения (одно десантирование чего стоит!), мы сделали полковое тактическое учение не только контрольным, но прежде всего обучающим мероприятием - подлинной квинтэссенцией боевой подготовки, - говорит командующий ВДВ генерал-лейтенант Евтухович.
     Начинается такое учение проверкой боеготовности: полк в полном составе выходит в заданный, как правило, незнакомый район, где решает весь комплекс задач по подготовке к десантированию, включая швартовку техники. Затем, вернувшись в пункт постоянной дислокации и расшвартовав боевые машины, грузит технику в эшелоны, отрабатывая попутно и тот вариант боевого применения, при котором к месту боевых действий придется выходить железнодорожным транспортом. Через неделю, когда весь комплект полковой техники, кроме десантируемых машин, прибыл на полигон, полк вновь приводится в высшую степень готовности и практически в полном составе, исключая убывших с техникой механиков-водителей, выдвигается на аэродром. Взлетев, например, с аэродрома в Иваново, как было минувшей осенью, полк - более тысячи человек и 15 единиц техники - десантируется на площадку приземления под Псковом и, действуя на незнакомой местности, в пешем порядке выполняет полученную еще в Иваново задачу по захвату и уничтожению объекта противника. Затем, продолжая находиться в тактической обстановке, совершает марш на полигон, после чего объявляется тактическая пауза продолжительностью более двух недель. В это время, действуя уже на технике, парашютно-десантный полк готовится к следующей фазе учения - захвату рубежа и маневренной обороне. Идет насыщенная боевая учеба на незнакомой местности в составе полка. Ну а во время заключительной, контрольной стадии учения полк сначала действует в наступлении, которое ведется с боевой стрельбой, затем, захватив рубеж, выполняет ночную стрельбу в обороне, а потом действует еще и в маневренной обороне, предполагающей смену обороняющимися подразделениями огневых позиций. Пока одни роты, оставляя занимаемые рубежи, отрываются от противника, другие создают группировку войск на следующем рубеже. Действуя таким образом, полк строит глубоко эшелонированную, а значит, надежную оборону. Конечно, это более сложная, чем позиционная оборона, учебно-боевая задача. Во время отработки полковой маневренной обороны, которая длится много часов, командиру полка и комбатам приходится все время оперативно маневрировать своими и приданными средствами, применять артиллерию, вводить в бой резервы, отражать налеты вражеской авиации и применять свою. Это совсем иного плана мероприятие, чем загнать батальон в заранее отрытые окопы и за 20 минут отстреляться по мишеням, проведя, по сути, занятие по огневой подготовке. Только на войне за такое упрощенчество, и это знает любой офицер-десантник старшего поколения, можно заплатить дорогой ценой. Ведь при современном уровне развития средств поражения вести оборонительный бой дедовским способом - значит, обречь войска на верную гибель. Не говоря уже о том, что оборону глубиной в позицию одного окопа прорвут в первые же минуты боя. Поэтому десантники от подобной практики отказались: для войск, давно де-факто ставших некими войсками быстрого реагирования, упрощенческий подход к боевой учебе недопустим.
     Об интенсивности боевой подготовки ВДВ в текущем учебном году можно судить по масштабам и количеству проводимых мероприятий. В марте, например, в Иваново, Новороссийске и Пскове прошли дивизионные командно-штабные учения с управлениями 98-й, 7-й и 76-й дивизий. Все эти КШУ прошли с десантированием и участием войск обозначения. А в ходе КШУ дислоцированной на Кубани 7-й десантно-штурмовой дивизии, которой командует полковник Владимир Кочетков, были отработаны еще вопросы межвидового взаимодействия. От 7-й дшд в качестве войск обозначения к этому посвященному совместной обороне побережья КШУ привлекались десантно-штурмовой батальон, самоходно-артиллерийский дивизион десантно-штурмового полка, а также гаубичный дивизион артиллерийского полка дивизии. Кроме десантников в этом совместном учении приняли участие также артиллерийские подразделения Новороссийской военно-морской базы и Северо-Кавказского военного округа. Всего же с начала учебного года в войсках прошло уже 10 КШУ различного уровня. Из состоявшихся в этот период тактических учений, безусловно, выделим прошедшее на полигоне Струги Красные полковое тактическое учение с десантированием и боевой стрельбой одного из полков 76-й дивизии. Всего же в ВДВ с начала учебного года проведено 11 батальонных и более 50 ротных тактических учений с боевой стрельбой, а личным составом войск совершено в общей сложности более 106 тысяч прыжков с парашютом. Особо стоит сказать и о том, что после многолетнего перерыва десантники вернулись к практике десантирования личного состава вслед за техникой, то есть из одного с боевыми машинами самолета.
     Имеющие за плечами по нескольку войн офицеры командования ВДВ все время находятся в поиске новых решений по совершенствованию подготовки войск. Если, например, отказаться от единых для всех полков и дивизий периодов обучения, сделав в масштабе ВДВ боевую подготовку круглогодичной - кто-то будет начинать учебный цикл в январе, кто-то в мае, а кто-то и в ноябре, появится возможность ежегодно проводить уже несколько полковых тактических учений. Другая зреющая в штабе ВДВ новаторская идея - перейти к такой системе боевой подготовки, при которой пока один батальон полка находился бы в отпусках и выполнял задачи повседневной деятельности, второй - занимался бы на полигоне, а третий, занимаясь боевой подготовкой в пункте постоянной дислокации, находился бы в готовности к боевому применению, то есть на боевом дежурстве. Ну а чтобы, например, эффективно учить офицеров управлять в бою авиацией, десантники со стажем и боевым опытом считают целесообразным включить в состав войск один или два вертолетных полка. Тем более что есть еще один весомый аргумент в пользу такого решения - имеющиеся в полках армейской авиации эскадрильи вертолетов Ми-8 позволили бы, наконец, проводить с подразделениями «крылатой пехоты» отработку действий в качестве вертолетных десантов. И хотя подобный способ боевого применения в теории не является специализацией ВДВ, опыт двух войн на Кавказе показал, что в качестве вертолетных десантов применяют в первую очередь именно подразделения ВДВ. Ну и конечно же собственный вертолетный парк сделал бы войска на порядок мобильнее: начался конфликт - перебазировали десантники туда свои вертолеты и ни от кого уже не зависят. Словом, включение в состав ВДВ вертолетных полков сделало бы их настоящими силами быстрого реагирования.
     Впрочем, не будем опережать события. У командующего Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенанта Валерия Евтуховича, безусловно, есть уже давно продуманная стратегия дальнейшего развития войск, учитывающая и вышеперечисленные, и многие другие идеи. Смысл ее, как и конечную цель боевой подготовки, сам командующий формулирует одной емкой фразой: готовность войск к боевому применению в любое время и на любом театре военных действий.
     С праздником, «крылатая пехота»! И слава ВДВ!
     



     


     На снимке: Командующий ВДВ генерал-лейтенант Валерий ЕВТУХОВИЧ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex