на главную страницу

8 Августа 2008 года

Тема номера

Пятница

101-е чудо Китая

Михаил ШЛАЕН, «Красная звезда». Пекин.



     Эстафета олимпийского огня уже на ближних подступах к стадиону. На экране огромного телевизора в главном пресс-центре заметно, сколь непросто даются факелоносцам заключительные этапы. «Мы в битвах прошли тысячи тысяч ли». Строчка из поэмы известного китайского поэта Цзоу Ди Фаня словно специально о ней. Несущая сугубо мирное начало эстафета, колеся по белу свету, нахлебалась «тибетских проблем». Пекин отутюжен, вымыт, надраен до блеска, словно палуба корабля. Идут последние приготовления к празднику открытия. Каким он будет? Подробный сценарий строго засекречен. «Такого вы прежде нигде не видели», – улыбается накануне открытия Жанг Сингхуа, вице-шеф пресс-центра.
     В Китае дату – 08.08.08, ровно 8 часов вечера (начало торжественного открытия) – взяли за точку отсчета нового олимпийского времени. Если у нас на этот день (считается, что он принесет счастье, дай-то бог) была проблема пробиться в загсы, -сам видел очередь будущих молодоженов на Кутузовском проспекте, – то в КНР возлагают на колдовскую магию цифр, сплетение нулей с восьмерками, все надежды на большую победу. На, так сказать, большой скачок в спорте. Китай не скрывает своего намерения превзойти остальной мир, удивить его размахом, уровнем организации Игр. Превратив подготовку к ним в общенациональный проект и дело первостепенной государственной важности, он претендует на то, чтобы стать первой азиатской страной, которая сможет обыграть в общекомандном очковом зачете, хотя и неофициальном, абсолютно всех, да и «золота» «намыть» больше других.
     Получится или нет – вопрос. Однако основания для оптимизма у хозяев олимпиады есть, прогресс национального спорта налицо. В Пекин мы, группа российских журналистов, кстати, числом тоже 8, летели монгольскими авиалиниями с остановкой в Улан-Баторе (причина банальная – это была чуть ли не единственная авиакомпания, которая, в отличие от «Аэрофлота» и других компаний, не взвинтила цены до небес), где коротали время, прикидывая шансы сторон. Вспомнили, в частности, что четыре года назад в Афинах нынешние хозяева Олимпиады по числу высших наград (32) уступили лишь американцам, освоив вторую ступеньку пьедестала, тогда как в Сиднее-2000 стояли с 28 золотыми медалями на третьей. Сравните, уважаемые читатели, с Сеулом-1988: лишь 5 чемпионских побед. За 20 лет – стремительное наращивание спортивного потенциала, уверенный выход в число лидеров мирового спорта. «Подмяты» прыжки в воду, бадминтон, настольный теннис, женская тяжелая атлетика и волейбол, стрельба, тхэквондо, еще ряд видов. Свой чемпион мира, причем двукратный, есть в боксе – Цзоу Шиминь (вес до 48 кг). По-прежнему не знает поражений первый в Китае легкоатлет – олимпийский чемпион в барьерном беге на 110 м Лю Сян. Кстати, говорят, он застраховал свое тело на... 100 миллионов юаней (13 миллионов долларов).
     Однако поживем – увидим. Через смог, который, несмотря на все усилия, никак не рассеивается (московский бы сюда опыт разгона дождей в праздничные дни), неплохо просматриваются и наши возможности, озвученные еще в Москве президентом ОКР Леонидом Тягачевым. На 80 медалей разного достоинства нацелены россияне. Правда, неприятный инцидент и запутанная ситуация с пробами на ДНК семи легкоатлетов заранее лишили нас нескольких наград, в том числе и возможных золотых. И тем не менее... Да, китайцы очень сильны, могучи американцы, но одно дело – заочный спор и сопоставление результатов предолимпийских чемпионатов мира, а другое – борьба лицом к лицу.
     Лица не увидать? Нет, как раз увидать. Побывав уже здесь на тренировках фехтовальщиков, боксеров, дзюдоистов, могу подтвердить их решительный настрой. Сложнее было добраться до велосипедистов. Готовясь к групповой гонке, они накатывали тренировочные километры, «спрятавшись» за Великой китайской стеной. Александр Гусятников, президент нашей федерации, обнадежил чисто велосипедным термином: «кажется, нога идет». Что означает – все нормально, ход ребята «поймали».
     О спорте еще успеем наговориться, а пока в чаше над Национальным стадионом не вспыхнул огонь, совершим короткую прогулку по олимпийскому Пекину. В красочном одеянии от компании Bosco sport (в который уж раз генерального партнера ОКР, главного экипировщика российской сборной) китайцы принимают нас, журналистов, за участников, подходят, улыбаются, медленно читая надпись на рубашке – Russia, Россия. Мы все здесь действительно чувствуем себя единой командой с нашими олимпийцами, хотя официально и не входим в нее.
     Не знаю, как Пекин выглядел «до того», поскольку впервые в Китае, но совершенно очевидно, что четырехмиллионный отряд гастарбайтеров со всей страны, брошенный на подготовку к Олимпиаде, поработал славно. Конечно, сердцем столицы КНР по-прежнему остаются площадь Тяньаньмынь, или, к примеру, Запретный город, бывший Императорский дворец Гугун, самый крупный на свете, откуда пять веков попеременно правили «страной в центре» (как переводится Китай) династии Мин и Цин. Любопытно, что еще в 1894 году только что образованный Международный олимпийский комитет направил цинскому тогда двору приглашение поучаствовать в первых современных Олимпийских играх в Афинах. Приглашение было проигнорировано. Китай, впрочем, с лихвой наверстал это упущение...
     Однако облик сегодняшнего Пекина определяют не только Тяньаньмынь, Летний дворец, парк Бэйхай или другие памятники. Из аэропорта мы ехали по суперсовременной трассе с красивейшими небоскребами по бокам, мощными развязками и мостами. Возле одного из них - Сан Уан (не уверен, что перевод на русский абсолютно точен - где живу) - проходит новая, 10-я линия метро. Она как раз ведет на север города в Олимпийский парк - «Olympic green zone». Именно здесь на площади в 475 га сосредоточены главные сооружения Игр, построенные, замечу, с нуля в намеченный срок и обошедшиеся китайской казне в 14,5 миллиарда долларов (кстати, также - с нулевого цикла - нам предстоит сделать Олимпиаду в Сочи).
     Особенно впечатляют «Шуйлифан» («Водяной куб») - Национальный центр водных видов на 19 тысяч зрителей и «Няочао» («Гнездо птицы») - тот самый новый, с иголочки комплекс, вмещающий 91 тысячу человек и ожидающий торжественной церемонии открытия, которая пройдет сегодня. Он действительно напоминает по форме птичью колыбель, только «свита» она не из соломинок, а мощных, сплетенных, будто девичья коса, стальных конструкций. Знакомый китайский коллега рассказал, что из 14 проектов организаторы выбрали предложенный известными швейцарскими архитекторами Жаком Эрцогом и Пьером де Мероном, кстати, авторами проекта нового стадиона в Мюнхене. Мне довелось побывать на нем два года назад во время чемпионата мира по футболу. Впечатлил своим дизайном, легкостью и воздушностью. Посмотрим, как этот. Внутри пока не был - не пущают, ворота наглухо закрыты, мышь не проскочит, воробьи, наверное, просочились бы, но что-то и их не видно. Других, более крупных и важных птиц примет в пятницу «Гнездо»...
     Зато снаружи, из главного пресс-центра, его прекрасно видно. И я представляю, как потянется к нему мощный поток счастливых обладателей билетов. Откровенно завидую им. Сам пока заветным квитком, обязательным на праздник открытия приложением к аккредитации, не обзавелся, медиаложа хоть и вместительная, но всех «поглотить» не в состоянии - около шести тысяч коллег прикатили освещать нынешнюю Олимпиаду. В ответ на мой просительный взгляд директор пресс-центра Сан Вэйджиа лишь загадочно улыбается, хитрит, наверняка есть заначка. В отличие от товарища Сана Геннадий Швец, шеф пресс-службы ОКР, обнадеживает: не волнуйся, все будет в порядке. Так или нет, сообщу в следующем репортаже вместе с именами первых чемпионов и призеров. Надеюсь, среди них будут наши: ведь в первый рабочий день Игр определятся самые меткие в стрельбе из пневматического оружия. Армейцы Любовь Галкина и Михаил Неструев - среди фаворитов. Обязательно поеду в тир поболеть за них. Так хочется, чтобы оба повторили свой афинский чемпионский результат.
     Но это в субботу, а сейчас тороплюсь в парк Хоухай в центре Пекина на открытие «Russia Bosco club» - «Русского дома» - маленького островка нашей большой Родины, которая, как сказал на приеме в Кремле Президент России Дмитрий Медведев, будет вся переживать, болеть за своих олимпийцев и ждать их возвращения домой с новыми победами.
     На снимке: Юрий БОРЗАКОВСКИЙ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex