на главную страницу

8 Августа 2008 года

Армия и общество

Пятница

УКРОТИТЕЛЬ «КОБРЫ»

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



В авиации успехи достигаются не только врожденным талантом, но и упорным трудом. Признание летного мастерства со стороны лучших авиаторов мира нельзя купить ни за какие деньги. Летчики в этом вопросе очень щепетильны и на поводу конъюнктурных веяний не идут. За всю историю авиации мало кому из летчиков удалось придумать и выполнить воздушный маневр, который получил бы фамилию его создателя.

     
Рожден для неба

     Во всем мире каждый год сотни тысяч ребят поражает таинственный недуг. «Заболел небом» – это диагноз и дальнейшая судьба для того, кто не мыслит себя без полетов в заоблачной выси. Где и как таинственный «вирус» поражает молодые организмы, не известно. Одна из версий – случайный взгляд на пролетающий самолет или вертолет.
     Виктор Пугачев, родившийся в семье таганрогского рабочего, с детства имел возможность наблюдать за полетами стальных птиц Ейского высшего военного авиационного училища летчиков имени В.М. Комарова. Сюда он и поступил в 1966 году, выбрав летную стезю на всю жизнь. В 1970 году после окончания училища его оставили в 963-м учебно-авиационном полку, базировавшемся в Таганроге, уже в качестве летчика-инструктора. Благодаря ему 23 курсанта освоили самолеты Су-7у, Су-7б и стали летчиками-истребителями.
     В. Пугачев учил других и учился сам, поднимался по ступеням летного мастерства. За пять лет он достиг квалификации «Летчик-инструктор 1-го класса». В 1975 году в звании капитана его назначили на должность командира звена. Непрофессионал может посчитать, что летчик достиг высшего уровня и теперь впереди у него только продвижение по карьерной лестнице, но авиаторы знают – нет предела совершенствованию летного мастерства. Виктор решил попробовать себя в другой ипостаси летного «учителя», обучать не людей, а технику.
     В июне 1977 года Пугачева зачислили в Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. Полтора года обучения пролетели быстро, но и за столь малый срок Виктор успел многое. Он освоил Ан-24, Ан-26, Ил-18, Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-7, Су-15, Су-17, Ту-124, Як-28, налетав в общей сложности свыше 300 часов. Вообще-то по-другому и быть не могло, ведь его учителем был начальник школы, заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Александр Васильевич Федотов.
     В декабре 1978 года после окончания школы В. Пугачева назначили на должность летчика-испытателя 3-го класса в Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова. В отряде истребителей под командованием Героя России А.А. Муравьева с первых дней работы ему, несмотря на молодость, доверяли выполнять сложные и ответственные задания.
     В авиации подневольных людей нет, считаешь задание непосильным для себя – доложи об этом, и заставить выполнять его тебя никто не вправе. Но не отказывался молодой испытатель от полетов, а рвался в небо и принимал участие во многих тематических исследованиях по всем разделам летных испытаний. Работа летчика-испытателя – не только полеты, но и бессонные ночи в поисках ответа на многие вопросы для полного анализа полетного задания. Понять повадки машины, объяснить, обосновать их, проверить и сделать понятными, предсказуемыми для строевых летчиков дано не каждому. Полетные задания по устойчивости, управляемости, прочности, газодинамической устойчивости двигателя самолета требуют филигранной техники пилотирования, и как летчик Виктор ни разу не подвел своих руководителей летчиков-испытателей А.А. Щербакова, Б.И. Юмашева, А.А. Муравьева и многих других. В качестве второго пилота и командира корабля он летал на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31.
     1980 год в его жизни стал богатым на знаковые события. Ему присвоили квалификацию «Летчик-испытатель 2-го класса». Он окончил факультет самолетостроения Московского авиационного института и по приглашению перешел работать на «фирму».
     
«Фирменный» летчик

     Работа на «фирме» имеет массу особенностей. Прежде всего, надо, как говорят летчики-испытатели, научить самолет летать. Конструкторы его проектируют, создают и до первого полета самолет считается летательным аппаратом только в теории. В истории авиации немало примеров, когда после пары летно-испытательных полетов аппарат больше никогда не поднимался в небо. Не рожден для неба – выносили испытатели суровый приговор.
     Однако больше примеров, когда благодаря совместной работе испытателей и конструкторов еще на этапе проектирования в новый самолет закладывались уникальные свойства, позволяющие расширить его возможности по сравнению с предшественниками.
     В. Пугачев на Московском машиностроительном заводе им. П.О. Сухого (ОАО «ОКБ Сухого» с 2002 года) начал свою работу с испытательных полетов на Су-17, Су-24, Су-25.
     В те годы под руководством генерального конструктора ОКБ Сухого Михаила Симонова берут свое начало работы по созданию семейства самолетов Су-27 нового поколения: многоцелевой истребитель Су-30, корабельные истребители Су-27К (Су-33) и Су-27КУБ, фронтовой бомбардировщик Су-34, многоцелевой истребитель Су-35.
     В. Пугачева назначают ведущим летчиком по испытаниям Су-27. Работа сложная и одновременно интересная - проведение на самолете программы испытаний характеристик устойчивости и управляемости, сваливания и штопора, сверхманевренности. Он выполнил испытания этого истребителя в северных широтах над Северным Ледовитым океаном с дозаправкой в воздухе и посадкой на ледовый аэродром острова Греэм-Белл (810 с.ш.) группы островов Земля Франца Иосифа. На самолете
     П-42 (Су-27) Пугачев установил восемь мировых рекордов, из них четыре по времени набора высоты 3.000, 6.000, 9.000 и 12.000 метров.
     
«Су» в тельняшке

     Яркой страницей в биографии В. Пугачева стала подготовка к посадке на корабль самолетов аэродромного базирования, созданных в ОКБ им. П.О. Сухого. Он возглавлял группу летчиков-испытателей, принимавших участие в программе по проведению исследовательских работ, в ходе которых необходимо было определить и отработать параметры взлета и посадки. В Крыму был создан наземный испытательный тренировочный комплекс для испытания корабельных самолетов. Он полностью имитировал посадочную палубу и трамплин строящегося авианосца. Вместе с В. Пугачевым испытательные полеты на Су-27 и
     Су-25 выполнял Николай Садовников. И вот настал долгожданный день.
     1 ноября 1989 года Виктор Георгиевич первым в нашей стране выполнил горизонтальную посадку с использованием аэрофинишера на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Тбилиси» (ныне «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») на самолете Су-27К, а 21 ноября Пугачев выполнил аналогичную посадку уже в ночных условиях.
     Су-27К приняли на вооружение, он получил наименование Су-33. По результатам испытаний составили методику подготовки летчиков ВМФ России для взлета и посадки на палубу ТАКР. В дальнейшем В. Пугачев принял участие и в проведении испытаний во время первого дальнего похода крейсера в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах, Средиземном море. В том походе летчики встретились с американскими пилотами палубной авиации, которых очень удивило, что при обучении посадкам на палубу ТАКР у нас не потеряно ни одного самолета и не погиб ни один летчик. В авиации ВМС США более печальная статистика.
     
Шок в Ле Бурже

     В 1989 году было принято решение об участии самолетов ОКБ им. П.О. Сухого в международном аэрокосмическом салоне Le Bourget и подготовке специального демонстрационного полета. Дебют получился великолепный.
     Здесь надо пояснить одну важную деталь. Тогда теория гласила, что Су-27 из штопора не выходит, и поэтому полеты на нем с углами атаки более 24 градусов были запрещены. Однако ряд случаев из летной практики, когда самолет чуть ли не сам выходил из штопора, дали повод специалистам ОКБ им. П.О. Сухого усомниться в правильности теории. По инициативе генерального конструктора Михаила Симонова были проведены дополнительные работы по изучению сваливания и штопора, сверхманевренности нового истребителя, а исследовательские полеты выполнил В. Пугачев.
     Летом 1989 года на авиасалоне во Франции зарубежные эксперты пребывали некоторое время в шоке от увиденного пилотажа Виктора Георгиевича на впервые демонстрируемом Су-27. Михаил Симонов сообщил журналистам, что летчик-испытатель продемонстрировал сверхманевренные возможности истребителя и дал название выполненной фигуре пилотажа - «кобра Пугачева».
     НАША СПРАВКА
     Кобра Пугачева - фигура высшего пилотажа, при выполнении которой летчик резко задирает нос самолета вплоть до запрокидывания назад, но при этом сохраняет прежнее направление полета. Таким образом, самолет выходит на углы атаки больше 90 градусов: для Су-27 - 110°. Затем самолет возвращается в нормальный режим полета практически без потери высоты.

     
Небесные схватки

     Виктору Георгиевичу довелось освоить многие типы самолетов и выполнить большое количество летно-исследовательских и летно-испытательных работ первой и высшей категории сложности, но ему ни разу не пришлось в своей летной карьере применить катапультирование. Критические ситуации в полете у В. Пугачева были, но он до последней секунды боролся за спасение техники и выходил победителем из таких схваток.
     16 июня 2000 года выполнялся испытательный полет на Су-27 КУБ по определению летных характеристик на больших приборных скоростях у земли. При выходе на сверхзвуковую скорость экипаж ощутил резкое нарастание мощной тряски, из-за которой деформация головной части фюзеляжа привела к срыву левой и разрушению остекления правой створки фонаря кабины. Обломки фонаря и переднего горизонтального оперения разрушили воздухозаборник левого двигателя, а также саму силовую установку. Начался пожар двигателя, произошел отказ систем самолета. Из-за повреждения створок фонаря стало невозможным покидание самолета вторым пилотом.
     В. Пугачев, получивший ранение, отказался от одиночного катапультирования, принял решение сажать машину. Потушив пожар, с одним работающим двигателем, с одной работающей гидросистемой, без радиосвязи, с отказавшей навигационной системой экипаж выполнил визуальный выход на аэродром. После аварийного выпуска шасси Виктор Георгиевич произвел благополучную посадку. Вот так опыт и профессиональное мастерство заместителя главного конструктора В. Пугачева помогли выйти из аварийной ситуации.
     От редакции. Сегодня Герою Советского Союза заместителю главного конструктора I степени по летным испытаниям ОАО «ОКБ Сухого» Виктору Георгиевичу Пугачеву исполняется 60 лет.
     Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра, желают ему здоровья, счастья и дальнейших творческих успехов на благо процветания России и ее Военно-воздушных сил!



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex