на главную страницу

8 Августа 2008 года

Страна и мир

Пятница

О санкциях не договорились

Марианна ГРИШИНА.



     В среду в ООН состоялось совещание стран «шестерки» международных посредников по ядерной проблеме Ирана. На нем рассматривался фактический отказ Ирана от выдвинутых «шестеркой» предложений по урегулированию ядерного кризиса. Этот пакет инициатив, напомним, был представлен иранской стороне 19 июля в Женеве в рамках встречи секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана с представителями стран-посредников и верховным представителем ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьером Соланой. Суть предложенного соглашения состояла в замораживании Ираном своей программы обогащения урана и отмене установки новых центрифуг на 6-недельный период в обмен на отказ от принятия новых санкций СБ ООН против Исламской Республики и переход к переговорам о долгосрочном соглашении по признанию права Ирана на использование мирного атома.
     Вскоре Белый дом предупредил, что Иран может столкнуться с новыми международными санкциями в случае, если ответ на предложения «шестерки» не поступит в течение двух недель после женевских переговоров. Иранские власти в ответ на такие «подталкивающие» заявления со стороны США не замедлили подчеркнуть, что «ультиматумы не будут способствовать решению иранской ядерной проблемы». Срок, отведенный Ирану, истек 2 августа, однако все же ответное письмо на предложения «шестерки» от Ирана удалось получить. По мнению многих дипломатов, оно оказалось «весьма пространным и неконкретным» и по сути не содержало четкого ответа на поставленные вопросы. Это вынуждены были признать представители большинства стран, обсуждающих сейчас в рамках ООН иранскую проблему, и, в частности, об этом заявил официальный представитель МИД России Александр Нестеренко. Ну а затем, естественно, встал вопрос - что делать дальше. А также вопрос трактовок - чем объяснить и какие могут быть последствия от действий иранских властей.
     В Вашингтоне восприняли ответ Ирана как попытку умышленно запутать ситуацию и затянуть процесс выхода из кризиса по ядерной программе, чего в США серьезно опасаются, учитывая существующие серьезные озабоченности, что Иран продолжает вести военные ядерные разработки. Об этом ранее неоднократно заявляла Кондолиза Райс, подтвердила такое мнение на этой неделе и пресс-секретарь Белого дома Дана Перино. В частности, она заявила: «В отсутствие позитивного ответа Ирана... мы считаем, что у союзников не будет другого выбора, как принять дальнейшие меры о санкциях».
     По-другому отреагировали в России. Так, официальный представитель МИД России заявил о необходимости «сохранять все возможности для продолжения контактов с иранской стороной с целью прояснения ее позиции и выхода на переговорное решение». Таким образом, традиционно «вступили в противоречие» жесткий американский подход в отношении Тегерана, требующий скорейшей заморозки ядерной программы и грозящий санкциями, и более дружественный иранцам российский, настаивающий на дипломатических шагах и уточнении переговорных позиций.
     Разница в подходах привела к тому, что страны - члены «шестерки» по сути не смогли договориться о том, что следует делать дальше. Среди международных посредников по ядерной проблеме Ирана пока не достигнуто согласия по поводу введения очередного пакета санкций ООН в отношении Тегерана, заявил в среду в ООН постоянный представитель РФ при этой организации Виталий Чуркин. «В этом отношении не было твердых соглашений или понимания, или какой-нибудь слаженной работы», - сообщил Чуркин журналистам. В то же время о возможности введения новых санкций в отношении Ирана, в связи с тем что он не дал ясного ответа на предложения «шестерки», заявили в госдепартаменте США, а также британском и французском внешнеполитических ведомствах. Более того, в госдепе США даже поспешили объявить о том, что «шестерка» начала рассматривать контуры новой резолюции, предусматривающей введение санкций». Об этом сообщил в среду официальный представитель госдепа США Гонсало Галлегос.
     В общем, сразу видно, что американцы спешат по-своему решить иранскую проблему и при этом продолжают оказывать на Тегеран сильное давление. Не случайно, что в минувшем июле (то есть еще до того, как иранцы подготовили ответ «шестерке») в мировой прессе широко распространились слухи о возможном силовом решении иранского кризиса. В частности, с помощью нанесения ударов по иранским ядерным объектам со стороны Израиля. В то же время, по мнению многих экспертов, даже само по себе усиление санкций может привести к обострению ситуации вокруг Ирана и, что уж совершенно точно, будет толкать иранскую сторону к отказу от переговоров, а также способствовать дальнейшей изоляции, отдалении Ирана от Запада.
     Напомним, Совет Безопасности ООН в 2007 - 2008 годах уже трижды принимал резолюции, вводящие санкции в отношении Ирана за отказ сотрудничать c мировым сообществом по своей ядерной программе. Согласно санкциям были заморожены счета иранских банков, ряду иранских руководителей и других деятелей был запрещен въезд в большинство стран, на Иран были наложены и серьезные торговые ограничения.
     Между тем Тегеран продолжает настаивает на том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер, и требует, чтобы вопрос о санкциях со стороны СБ ООН вообще не рассматривался. А сотрудничать и обсуждать проблемы мирного атома иранцы готовы прежде всего с МАГАТЭ.
     Следует отметить в этой связи, что в четверг, 7 июля, в Иран отбыл заместитель директора Международного агентства по атомной энергии Олли Хейнонен, который обсудит в Тегеране усложнившуюся ситуацию вокруг иранской ядерной программы. Как сообщают источники в Вене, он также намерен получить «новые объяснения иранской стороны по делу о вероятных попытках Тегерана получить технологию производства ядерного оружия».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex