на главную страницу

9 Августа 2008 года

Тема номера

Суббота

В ПОИСКЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

На вопросы «Красной звезды» отвечает
начальник Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации
генерал-полковник Владимир ФИЛИППОВ

Василий ЛАВРЕНЮК,
начальник Службы информации и общественных связей Службы расквартирования и обустройства Минобороны РФ.
Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда».



     10 августа - День строителя

     


     


     Генерал-полковник Филиппов Владимир Иванович родился 1 сентября 1955 года в Уфе. В Вооруженных Силах с 1973 года, в 1977 году окончил Костромское высшее военное командное училище химической защиты и служил в войсках, где занимал должности командира взвода, командира отдельной роты, начальника химической службы мотострелкового полка.
     В 1987 году окончил командный факультет Военной академии химической защиты. Службу проходил в должностях командира батальона, заместителя командира полка, бригады, командира отдельной бригады химической защиты.
     Окончив в 1998 году Военную академию Генерального штаба ВС РФ, был назначен начальником штаба - заместителем начальника войск РХБ защиты Приволжского военного округа. С 1999 года командовал войсками РХБ защиты Уральского, а впоследствии Приволжско-Уральского военного округа.
     С ноября 2002 года - заместитель начальника, а с мая 2003-го - начальник Войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ.
     С апреля 2008 года - начальник Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ.
     Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Мужества, «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью «За боевые заслуги» и другими медалями.
     

     


     - Владимир Иванович, какие изменения сейчас происходят в Службе расквартирования и обустройства Министерства обороны, что в перспективе?
     - В Службе расквартирования и обустройства (РиО) Минобороны России продолжается процесс реформирования и оптимизации структуры подчиненных органов военного управления. Целью является качественно новый уровень обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, снижение затрат на создание, реконструкцию и поддержание объектов военной инфраструктуры, решение жилищной проблемы.
     На базе Центрального организационно-планового управления капитального строительства и Главного управления капитального строительства формируется Главное управление государственного заказчика капитального строительства Минобороны России.
     Проходит реорганизация структуры квартирно-эксплуатационного обеспечения на территории военных округов путем создания единых территориальных квартирно-эксплуатационных управлений. На базе окружных отделов капитального строительства (ОКСов) формируются региональные управления капитального строительства.
     Проведение указанных мероприятий позволит устранить дублирование и избыточные функции, улучшить управляемость по «стволам ответственности» и сузить круг лиц, отвечающих за качество квартирно-эксплуатационного обеспечения и обустройство войск.
     В русле идущих в Министерстве обороны мероприятий по оптимизации органов военного управления в Службе расквартирования и обустройства подготовлены предложения по изменению долевого содержания должностей, замещаемых офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами, с максимальной их заменой на должности гражданского персонала.
     В контексте освобождения Вооруженных Сил от несвойственных функций проводится подготовительная работа по акционированию подрядных строительных организаций.
     Отказываясь от старых, неэффективных форм, методов и организации работы, принципиально важно сохранить все ценное, полезное, что оправдывает себя и сегодня. И тем более не допустить сбоев в работе в период реформирования.
     - Какие задачи стоят перед военными строителями и какие приоритетные объекты необходимо ввести в эксплуатацию?
     - В 2008 году по плану капитального строительства и капитального ремонта необходимо освоить более 87 млрд. рублей. 31,3 млрд. рублей выделяется на жилищное строительство, из них 23,2 млрд. – на квартиры для постоянного проживания и 8,1 млрд. – для служебного жилья военнослужащих. Особое внимание уделяется строительству объектов социальной сферы – на эти цели выделено 12,8 млрд. рублей. Это прежде всего строительство социально-бытовых объектов при обустройстве горных бригад (Ботлих, Зеленчукская); обустройство 201-й военной базы в Таджикистане, соединений и частей, переведенных на контрактный способ комплектования; обустройство объектов здравоохранения (в Москве это госпитали им. Бурденко и им. Вишневского, в Санкт-Петербурге – Военно-медицинская академия).
     В 2008 году осуществляются мероприятия по 11 федеральным целевым программам. На их реализацию предусмотрено 17,1 млрд. рублей.
     Задача Службы расквартирования и обустройства – обеспечить ввод в 2008 году 32.180 квартир, из них постоянного жилья – 22.200 квартир, служебного – 9.980 квартир.
     - Что предпринимается для улучшения условий размещения военнослужащих-контрактников?
     - Минобороны России разработан проект концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 – 2015 годы)».
     В рамках проекта концепции этой программы предусматривается качественное изменение условий расквартирования сержантов, старшин и матросов плавсостава, проходящих военную службу по контракту. Добротные социальные и бытовые условия должны быть созданы прежде всего для семейных военнослужащих-контрактников. Акцент делается на строительство (реконструкцию) школ, детских садов, поликлиник, комбинатов бытового обслуживания, кафе-столовых, магазинов, культурно-досуговых центров.
     Предусмотрено создание жилого фонда при доле семейных военнослужащих-контрактников 30 процентов от общего количества с наращиванием его в последующем до необходимых объемов, а также создание объектов социальной и инженерной инфраструктур для перспективного развития гарнизонов с учетом роста доли семейных военнослужащих-контрактников до 50 процентов от общего количества.
     - Какая обстановка на «квартирном фронте»? Какие подвижки с обеспечением собственным жильем военнослужащих?
     - Перед нами стоит задача – обеспечить квартирами военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, в 2010 году и завершить формирование фонда служебного жилья под штатную численность в 2012 году.
     Для этого Министерство обороны сконцентрировало свои усилия на трех основных направлениях. Первое – предоставление постоянного жилья военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года (не имеющих квартир на 1 июля 2007 года – 46 тыс., на 1 января 2008 года – 37,3 тыс. семей); второе – создание в 2012 году служебного жилого фонда под штатную численность воинских частей и соединений – довести до 320 тыс. квартир; третье – обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Ежегодно в ипотеку будут вступать до 30 тыс. военнослужащих Минобороны России.
     В последние годы наблюдается устойчивое снижение количества военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Так, на 1 января 2008 года количество бесквартирных военнослужащих (то есть тех, кто стоит в очереди на получение постоянного и служебного жилья) по сравнению с 2005 годом сократилось со 164,7 тыс. до 122,4 тыс. (25,7 процента). При этом количество военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, только за второе полугодие 2007 года сократилось на 8,7 тыс. (18,9 процента) и составило 37,3 тысячи человек. В 2005 году указанная категория составляла 88,3 тысячи.
     Несмотря на общее снижение количества нуждающихся в жилье военнослужащих, их количество все же остается значительным. При этом у всех указанных военнослужащих вопрос с временным размещением решен.
     Большим подспорьем в решении жилищной проблемы в Вооруженных Силах стала реализация президентской программы дополнительного финансирования «15+15». Она позволила сократить количество нуждающихся в жилье, проходящих военную службу в пяти наиболее «проблемных» регионах – Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях – на 56 процентов. Всего же по президентской программе получено в Москве – 8 тысяч, Московской области – 4,4 тыс., в Санкт-Петербурге – 3,1 тыс., Ленинградской области – 1,4 тыс., Калининградской области – 1,5 тыс. квартир.
     Можно с уверенностью сказать, что программа «15+15» оправдала себя, и сейчас рассматривается вопрос о ее распространении на другие регионы.
     - В настоящее время большое внимание уделяется решению социальных проблем и обустройству высших военно-учебных заведений Министерства обороны. Что делает служба для обеспечения жильем военнослужащих постоянного состава военных вузов?
     - Всего в высших военных учебных заведениях по состоянию на начало этого года подлежали обеспечению квартирами 10,7 тыс. офицеров и прапорщиков, 3,8 тысячи из них нуждаются в постоянном жилье, 4,3 тысячи – в служебном. Остальные стоят в очереди на улучшение жилищных условий.
     Примером подхода к решению жилищной проблемы данной категории военнослужащих является Военная академия РХБЗ в Костроме, на базе которой мы, кстати, недавно провели сбор руководящего состава Службы РиО. При передислокации военного вуза в Кострому необходимый для военнослужащих постоянного состава жилищный фонд был сформирован заранее, в том числе он включал в себя квартиры повышенной комфортности для ведущих ученых академии.
     Решение жилищной проблемы военнослужащих военных вузов, а также суворовских и нахимовского училищ, кадетских корпусов для Службы РиО является одной из приоритетных задач.
     - Многие молодые офицеры связывают свои надежды на собственную квартиру с реализацией накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения. Что показал в этом отношении прошедший год?
     - В 2007 году в целях практической отработки механизмов по приобретению военнослужащими квартир с помощью ипотечных кредитов был проведен эксперимент, позволивший военнослужащим приобрести собственное жилье уже в начале военной службы. А именно 297 военнослужащих приобрели в 48 субъектах РФ 296 квартир (двое военнослужащих, муж и жена, приобрели одну трехкомнатную квартиру за счет двух целевых жилищных займов). Где-то жилье приобреталось без доплаты, а где-то военнослужащие доплачивали личные средства. Понятно, что в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Калининград и в ряде других, где жилье дорогое, а предложений на рынке социального жилья недостаточно, без существенной доплаты приобрести квартиру практически невозможно.
     Эксперимент показал, что для обеспечения работы накопительно-ипотечной системы в штатном режиме необходимо внести изменения в нормативные правовые акты.
     В декабре 2007 года был принят Федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, который устранил недостатки, выявленные в ходе работы по реализации накопительно-ипотечной системы. В частности, закон расширяет основания, по которым военнослужащий получает право на использование накоплений для жилищного обеспечения и уточняет категории военнослужащих, имеющих право на участие в накопительно-ипотечной системе.
     В мае 2008 года вышло постановление, регламентирующее вопросы предоставления военнослужащим ипотечного кредита для приобретения жилья.
     В настоящее время идет активная работа по принятию ряда нормативных документов, которые позволят использовать средства целевого жилищного займа для участия в долевом строительстве и приобретения квартир в новостройках. Кроме того, станет возможным использовать накапливаемые средства для оплаты расходов при оформлении сделки по приобретению жилого помещения и страхования рисков.
     Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих является одним из механизмов реализации государственной политики по решению жилищных проблем граждан Российской Федерации с использованием ипотечного кредитования,
     - Как идет реализация государственных жилищных сертификатов (ГЖС)? Что делается для повышения их привлекательности и совершенствования условий реализации?
     - За период с 1998 года по настоящее время было обеспечено жильем путем реализации ГЖС 79,4 тыс. семей, в том числе 70,5 тыс. увольняемых военнослужащих и 8,9 тыс. граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков. В прошлом году приобретено 6,4 тыс. квартир, за 6 месяцев 2008 года – 2,1 тыс. квартир.
     В 2008 году Минобороны России выделены денежные средства на предоставление социальных выплат по ГЖС в сумме 8,7 млрд. рублей, в пределах которых запланировано осуществить выпуск 6 тыс. ГЖС.
     Анализ реализации ГЖС в 2007 году и первом полугодии 2008 года показывает, что существует ряд проблемных вопросов, снижающих ее эффективность. В первую очередь это недостаточное финансирование. К примеру, при ежегодной минимальной потребности Минобороны России в сертификатах в количестве 24 тыс. штук (16 тыс. для увольняемых, 8 тыс. – для отселения из закрытых военных городков) выделяется в среднем 6-8 тыс. сертификатов.
     При увеличении норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья количество оформленных ГЖС в пределах выделенных бюджетных средств уменьшается. На первое полугодие 2008 года приказом Минрегиона России установлен норматив стоимости в размере 23.400 рублей, на второе полугодие – 28.650 рублей. Увеличение норматива составило 22,4 процента. В 2007 году увеличение норматива составило 50 процентов. Государственные жилищные сертификаты являются основным источником формирования фонда служебного жилья на этапе до 2010 года. По состоянию на 1 июля 2008 года подлежит освобождению и повторному заселению 33,9 тыс. служебных жилых помещений.
     В целях повышения эффективности работы и привлекательности ГЖС для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, Министерство обороны предложило внести изменения в методику определения норматива стоимости квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации. Размер субсидии, предоставляемой по сертификату, должен максимально соответствовать рыночной стоимости жилых помещений. Причем увеличение бюджетных ассигнований в связи с увеличением норматива стоимости 1 кв. метра ГЖС не должно привести к снижению количества граждан, обеспечиваемых жильем с помощью сертификатов.
     - В последнее время Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев сделал ряд заявлений о неэффективном использовании излишков земель и имущества федеральными министерствами и ведомствами. Это, по его мнению, сдерживает программу жилищного строительства, не позволяет снизить цены на квартиры. Как решается данная проблема в военном ведомстве?
     - В настоящее время в Министерстве обороны сложилась система реализации высвободившегося недвижимого военного имущества (ВНВИ). Прежде всего определяется перечень объектов, использование которых в интересах военного ведомства представляется нецелесообразным и их реализация не скажется на обороноспособности воинских частей и соединений. После этого балансодержателями фондов оформляются необходимые правоустанавливающие документы на объекты недвижимости и земельный участок военного городка. В дальнейшем эти документы направляются в Росимущество для издания соответствующего распоряжения.
     С целью получения наибольших доходов в бюджет предложено реализацию ВНВИ проводить на открытых аукционах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     Для построения эффективной системы контроля все функции по реализации ВНВИ возложены на Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны РФ.
     - На какие цели направляются средства, получаемые от продажи объектов недвижимости Министерства обороны?
     - Денежные средства, получаемые от реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества Министерства обороны, являются одним из важных источников финансирования строительства и приобретения жилья, а также решения других социальных проблем военнослужащих.
     Проведение продаж военной недвижимости через открытые аукционы доказало свою эффективность, судя по результатам первого, своего рода «пробного», аукциона в Москве, на котором были проданы с максимально заявленной ценой бывшие военные городки ВВС, расположенные на Левобережной улице и Рублевском шоссе. В целях увеличения стоимости реализуемой недвижимости продажа фондов двух высвобожденных военных городков осуществлялась вместе с земельными участками.
     В 2008 году денежные средства, полученные от реализации объектов Минобороны России, составили более 4 млрд. рублей.
     - Наша беседа, Владимир Иванович, проходит в канун Дня строителя. Каково ваше личное отношение к этому празднику? Что бы вы пожелали своим подчиненным?
     - Военные строители внесли большой вклад в создание оборонной инфраструктуры нашего Отечества, а значит, обеспечили мирный труд и жизнь целых поколений наших людей. Хочу поздравить с профессиональным праздником тех, кто сегодня работает на строительных площадках, кто возводит жилье для военнослужащих, модернизирует военную инфраструктуру России, специальные объекты. Счастья, здоровья вам, вашим родным и успехов во всех делах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex