на главную страницу

9 Августа 2008 года

Страна и мир

Суббота

НАЗАД В БУДУЩЕЕ?

Три дня в Республике Беларусь

Николай ПАЛЬЧИКОВ, «Красная звезда».



     
Хоть похоже на Россию...

     Первое, что сразу бросается в глаза москвичу, попавшему в Белоруссию, это чистота и ухоженность, порядок и твердая хозяйская рука – как в большом, так и в мелочах. Даже окурка перед гостиницей и соседствующим зданием казино не было ни одного, не попадались они и на улицах, в скверах, перед заводскими проходными и на их территории – и это неприятно кололо мое российское самолюбие...
     Здесь нет толп мигрантов, нет гастарбайтеров и вообще на улицах немноголюдно. И этому есть простое объяснение: местное население трудится, все заняты делом – безработица в Белоруссии держится в пределах 1 процента. Как уже потом, на брифинге в Минске, пояснил первый зампред Совмина Владимир Семашко: «Меньше и не надо, пусть люди дорожат своей работой».
     Цены в основном такие же, как у нас. Но из Брянска, Смоленска и даже Москвы, а также из Польши, Литвы и Украины отсюда, из Белоруссии, регулярные «бизнес-десанты» выгребают множество промтоваров и продуктов, более дешевых и качественных, нежели в их странах.
     При средней зарплате белорусов в 435 долларов топ-руководители, к примеру, «Белорусского металлургического завода» – это вроде «мини-Магнитки» – получают не более 3 тысяч долларов. И так – по всей стране. Поэтому у людей нет ощущения несправедливости и нарастающего недовольства. Нет разобщения населения по доходам, по субкультурам, по нравственным ценностям – это единый народ. И в армию здесь идут служить как дети рабочих и крестьян, так и дети руководителей республики и областей.
     Люди на улицах и в транспорте говорят в основном по-русски и похожи на нас лицами. Но уже и не похожи – они спокойны, приветливы, несуетны и деловиты. Готовы помочь, объяснить, как и куда пройти, и чуть ли не до остановки проводить, готовы без возмущения и нашей злости ответить даже на неожиданные вопросы. Но не было случая, чтобы подошел бомж стрельнуть сигарету или одолжиться на пиво.
     ...Вдоль всей дороги от Гомеля до Минска по обе ее стороны лежали убранные от поспевшей пшеницы, зерновых и кормовых поля. Лишь кое-где стояли на неубранных островах комбайны, как бы подтверждая сложную ситуацию с мазутом и солярой. Но когда вечером по теленовостям дикторы говорили о приближении сбора урожая к 2 млн. тонн, в это верилось – без нашего объяснимого скептицизма к официозу.
     Ухожены здесь не только поля, но и обочины, а также все видимые глазу лесные насаждения. А ведь это уже был не город, где взыскующее око исполкома придирчиво следит за выполнением строгого «батькиного наказа» о чистоте и порядке.
     Нет в городах Белоруссии египетских офисов-пирамид, хотя строительство ведется активно: только за первые 4 месяца 2008-го сдано 1,7 млн. кв. метров жилья. И это при численности населения в 9,7 млн. человек!
     Нет здесь и миллионных расходов налогоплательщиков на уродов-гигантов «а-ля Церетели». Здесь такие чудища не приживаются: хозяева экономят народные деньги, а также берегут красоту и эстетику натуры, хотя и старинных, и просто давних памятников в изобилии, и модернистских скульптур немало.
     
«Центролит»

     Когда-то этот чугунолитейный завод был одним из 13 в системе Минпрома СССР. Из всей этой дюжины выжил, многое претерпев после развала Союза, он один, белорус. Впрочем, они тут все такие – стойкие вопреки всему. Белорусский «Центролит» с 3 тысячами работников не просто выжил: он каждый год стабильно прибавляет в росте производства и сбыте продукции более 10 процентов.
     Отлитые по старым, петровско-екатерининской поры, образцам гомельские фонарные столбы сегодня украшают питерские проспекты – Невский, Лиговский, Московский. Освоено и сталелитейное производство. Производят крышки люков, камины, трубы – всего более 3.000 наименований продукции. Есть и уже упомянутое художественное литье. Здесь изготавливают и чугунные станины для станков по 15-20 тонн. Говорят: сейчас их делаем для чехов, но лучше бы снова для своих – для Кировского завода, Оршанского...
     Как объяснил гендиректор Михаил Сайко, работает завод только по заказам. Беспокоит руководство то, что все мощности загружены под завязку. А заказчики здесь – французы, итальянцы, финны, швейцарцы, другие европейцы. Но первыми идут россияне: это предприятия Пскова, Ижевска, Майкопа, Нижнего Новгорода, Владимира, Воронежа и Москвы.
     Отсюда острая потребность в увеличении производства, освоении новых технологий, расширении кооперационных связей – «Лучше бы со своими, российскими!» – и продвижением продукции новым потребителям.
     Есть и другая проблема, но она вроде стихийного бедствия: рост цен на энергоносители. С этим здесь борются, прежде всего экономя энергозатраты, то есть простым и строгим соблюдением технологического и бытового порядка. Затем идет внедрение энергосберегающего оборудования, которое появляется на мировом рынке, – все, что по карману, пусть и дорого, сразу покупают и устанавливают в цехах.
     «Центролит» стоит в перечне госпредприятий, подлежащих приватизации. Прилива бодрости и оптимизма это грядущее преобразование здесь ни у кого не вызывает. Сегодня на заводе зарплата не менее 400 долларов, достаточно объемный и внушительный соцпакет: медицина, отдых, дошкольные учреждения, помощь ветеранам завода и т.д. Примеры уже побывавших «под хозяином» предприятий воодушевления не вселяют.
     Понятное дело, частнику нет особой заботы о развитии предприятия и уж тем более о соцзащите работников: все только «в пределах разумного». А разум хозяина нацелен на одно и главное – прибыль. Он и ее-то постарается как можно подальше упрятать «оптимизацией налоговых схем», то есть узаконенным у нас воровством.
     Если здесь и ждут инвестора, то только такого, который будет соответствовать трем принципам. Их называли и гендиректор завода, и вице-премьер. Во-первых, инвестор должен обладать финансами не только на покупку пакета акций, но и средствами для дальнейшего развития предприятия. Купить, чтобы выдоить, – здесь это не проходит. Во-вторых, инвестору необходимо иметь достаточные ресурсы, стабильные поставки сырья для загрузки производства. Белоруссия, как известно, при раздаче Богом земных богатств получила их едва ли не меньше всех. И в-третьих, инвестор должен иметь собственные позиции на рынке сбыта. Работать на склад – это попросту разваливать предприятие. Такие попытки конкурентов уже имели место.
     Назвать белорусов в данном вопросе привередливой невестой язык не поворачивается. Республика вошла в десятку самых открытых экономик мира – по соотношению ВВП и экспорта собственной продукции. Уже в первом квартале 2008-го ее товарооборот составил около 8,3 млрд. долл. (на 3 млрд. больше, чем год назад). По росту промышленного производства Беларусь (+13,6%) обогнала все страны СНГ, где средний прирост составил 7%. Способы для этого различны. Например, создав совместную структуру («Белкалий» и «Уралкалий»), оба гиганта-производителя удобрений мощно продвинулись на внешнем рынке и повысили в разы (!) свою прибыль. Таких примеров немало.
     Экономические показатели убеждают, что белорусы рачительны и расчетливы в своих расходах, как немцы, восприимчивы к передовым технологиям и выпуску новых товаров, как японцы, трудолюбивы, как китайцы. Надеюсь, такое сравнение братьев-славян не обидит.
     
«Гомсельмаш» – как Фарнборо

     Эта компания (сегодня одна из крупнейших в мире) известна с 1930 года, когда она еще выпускала лицензионные сенокосилки. Сегодня здесь производится по собственным проектам более 10 тысяч самоходных комбайнов разных серий, а вернее, модельных рядов мощностью от 210 до 450 л.с. под брендом «Палессе».
     Огромный, вроде «Кировца», трактор «Полесье» поражает многообразием своего «вооружения». Невольно вспоминается какой-нибудь современный истребитель-бомбардировщик с авиасалона Фарнборо, перед которым выложены и бомбы, и ракеты, и реактивные снаряды, и боеприпасы для пушек и пулеметов. С таким количеством прицепного и навесного оборудования эти машины способны пахать, сеять, жать и убирать зерновые и кормовые культуры, то есть обеспечивать все технологические процессы растениеводства от обработки почвы до уборки урожая. При этом задействованность машин на полях может достигать до 8 месяцев в год. Плюс комфортность кабины с кондиционером, удобным обзором и эргономическими рычагами, позволяющими без особых усилий управлять всеми видами оборудования. Эти очень серьезные аргументы принимаются во внимание покупателями 22 стран мира, и не только в СНГ.
     В Брянске успешно работает белорусско-российское совместное предприятие, кооперирующее возможности «Брянсксельмаша» и «Гомельсельмаша», удвоенные мощности которых позволяют все глубже и шире прорываться на мировой рынок. Филиал компании есть в Аргентине, постпредство в Китае, в ближайших планах – создание собственных производств в Казахстане, Китае, Украине, странах Евросоюза и Латинской Америки. Недавно появился и вовсе экзотический клиент с Ближнего Востока – Ирак.
     Высокое качество производства здесь сертифицировано европейскими стандартами и дополнено личной ответственностью каждого (!) участника сборки комбайна. Каждый специалист после проверки и установки своего агрегата на машину ставит персональную отметку в сопроводительном паспорте комбайна. Кроме того, предпродажная подготовка каждого комбайна, которые изготавливаются только по предварительным договорам, включает длительные полевые испытания. В общем, по сравнению с западными аналогами «Полесцы» отличаются особой надежностью.
     
МБРР снимает шкуру

     Бобруйск – небольшой провинциальный городок, но чистый, зеленый, ухоженный, симпатичный и уютный, как и вся Белоруссия. Кстати, с 200-летним театром, а также с предприятиями, производящими маленькие и выносливые, как ишачки, тракторы c итальянскими движками, натуральные меховые изделия, различные натуральные лакомства и многое другое, что идет нарасхват и вывозится за границу. Отсюда, как и с больших белорусских производств, переманивают огромными окладами в Россию специалистов и менеджеров. Правда, большинство возвращается. Здесь они трудятся на своей Родине и для себя, для своих детей и внуков...
     Сегодня в Белоруссии 957 объектов включено в программу инноваций и инвестиций – проект на 8 млрд. долларов, и белорусы наверняка решат задачу, на это нацелены усилия всей республики, народа и власти.
     Как признано даже Международным банком реконструкции и развития, все это – за счет политической и экономической стабильности, низкой преступности, высоких темпов экономического роста, научного и трудового потенциалов. «А ведь еще три года назад представители МБРР думали, что мы тут в шкурах ходим, – сказал первый вице-премьер Владимир Семашко. – Но, приняв приглашение и побывав в Белоруссии, свое мнение и политику они изменили».
     ...Провинция, как и разруха, начинается, следуя словам профессора Преображенского из «Собачьего сердца», в голове. В белорусской провинции, как и во всей Белоруссии, живут по уму. А еще по труду и по совести – ради достойной жизни своей, детей и внуков.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex