на главную страницу

13 Августа 2008 года

Армия и общество

Среда

ДИРЕКТОР С ХАРАКТЕРОМ

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Россия вышла из экономического кризиса, возрождается промышленность страны. В числе лидеров машиностроения все чаще упоминается НПК «Уралвагонзавод». Как нижнетагильское предприятие достигло успехов да еще и объединило под своим крылом другие заводы отрасли, можно понять, проследив жизненный путь его генерального директора.

     
Всегда быть лучшим

     Начало жизненного пути на «Уралвагонзаводе» Николай Малых считает обычным - работал, учился, продвигался по служебной лестнице. В те годы ежегодный план предприятия предусматривал производство 15.000 - 18.000 вагонов. Работа требовала нестандартных подходов к решению задачи, и руководство завода выделяло Малых среди других. О том, что по заслугам, свидетельствуют государственные награды. В 28 лет Николая Александровича наградили медалью «За трудовое отличие», в 38 лет - орденом «Знак Почета». Успехи были, как позже доказала жизнь, закономерными.
     Николай, работая на криогенном производстве, установил для себя планку - стать высококлассным инженером и добился поставленной цели. По предложению директора завода его выбрали секретарем комсомольской организации предприятия. Здесь другие приоритеты - умение находить общий язык с людьми, сплачивать, вдохновлять. Затем его назначили заместителем начальника цеха, начальником цеха. Следующими ступенями на служебной лестнице стали должности секретаря парткома и заместителя директора ПО «Уралвагонзавод» по производству.
     В период политического пустословия мощнейшее в стране, высокотехнологичное предприятие оставили без госзаказов, предложив выпускать копеечный ширпотреб. Следом новое веяние - на руководящие должности назначать через выборы. Большей дезорганизации и придумать невозможно, на места людей, обладающих профессиональными качествами, стали проникать краснобаи, обещавшие всевозможные блага. В 1990 году Н. Малых был вынужден уйти с завода, податься в бизнес.
     Прошло несколько лет. Мечты о саморегулировании рынка так и остались мечтами, а некогда мощный промышленный комплекс страны, словно корабль с открытыми кингстонами, набирал воду, готовый навсегда уйти в морскую пучину. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель стал «терзать» Николая Малых предложениями вернуться на предприятие и возглавить его. С одной стороны, заманчиво: родной все-таки завод. С другой - тяжело взваливать ношу при развале производства, кризисе, поразившем некогда лидирующее в отрасли предприятие.
     
Непростое возвращение

     В 1997 году Николай Александрович стал гендиректором «Уралвагонзавода». Его приход на завод совпал с забастовкой в цехе мелкого стального литья. У женщин сдали нервы, кончилось терпение. Задолженность по зарплате - 7 месяцев, люди на работе падали в голодные обмороки. Малых пошел в цех, собрал народ, выслушал претензии и обошелся без пустых обещаний. Рассказал о сложившейся ситуации, дал слово: больше задержек с выплатой зарплаты не будет, а задолженность он постепенно погасит. Слово сдержал. Отдавал долг и деньгами, и продуктами. Где брал? Завод имел подсобное хозяйство, 3.500 свиней. На первый взгляд непрофильный актив и надо его под нож пускать, но директор решил каждый месяц мясом расплачиваться с рабочими.
     Изучение экономики предприятия не внушило оптимизма. Перед приходом Н. Малых объем работы по сравнению с предыдущим годом упал в 2 раза. После принятых им мер год закончили с увеличением объема в 1,5 раза по сравнению с 1996 годом. В дальнейшем ежегодно шли с таким же средним темпом прироста объемов.
     Завод был в долгах как в шелках и без малейших перспектив выплатить их. Н. Малых провел встречи с местными энергетиками. Им он предложил: «Предоставьте мне три года тайм-аута, чтоб не платить вам за газ, электроэнергию и по долгам». Авантюра? С одной стороны, вроде бы да, а с другой - шанс заводу выбраться из долговой ямы, а затем рассчитаться с поставщиками. В противном случае у них никаких перспектив. Обсудили, поторговались и согласились.
     Не надо думать, что наступила разрядка. Газ подавался в мартен под давлением, которое раньше считалось аварийным. Но заводчане и этому были рады, проявив смекалку, разработали горелки и другие новшества, позволяющие не останавливать мартеновские печи. Два года «красный директор» каждый квартал ездил в комиссию по банкротству, докладывал о проделанном и перспективах. Разговаривали с ним жестко. Открыто говорили: завод не нужен государству, заказов нет и не будет. Рассуждения закончились, когда в 1999 году предприятие начало погашение долгов, а к 2005 году и вовсе от них избавилось.
     
Индийский гамбит

     Практически сразу после вступления в должность Н. Малых едет в Индию. Поездка была необходима для понимания перспектив развития взаимоотношений завода со страной, закупавшей ранее Т-72.
     Переговоры шли вяло, все доклады делал приехавший с директором главный конструктор Владимир Поткин. На второй день общения стало ясно, что специалистам дружественной страны уральские предложения неинтересны.
     Малых решил заинтересовать индийских военных танком Т-90С, для которого не было двигателя, а значит, и перспективы его создания практически отсутствовали. Однако вначале ему пришлось уговаривать Владимира Ивановича Поткина и возглавлявшего тогда ГАБТУ Минобороны генерал-полковника Сергея Маева. Убедил их в своей правоте и сегодня сам удивляется своей былой уверенности.
     Индийские военные действительно заинтересовались новым танком, предложили посетить свое танковое предприятие, ознакомиться с ним и определить, можно ли на нем производить Т-90С. Выяснилось, что индийский завод на 80 процентов готов к новому производству.
     Через три месяца, когда первая уральская машина вышла на испытания с барнаульским двигателем КД-34, на завод прибыли индийские представители. На полигоне «Старатель» они гоняли танк, стреляли днем и ночью. Параллельно с этим убеждались в работоспособности предприятия, его возможностях выполнить контракт. Довольно долгими были переговоры по комплектации машины.
     В тот период у Малых состоялось знакомство с Валерием Платоновым, которого назначили конкурсным управляющим «ЧТЗ-Уралтрак». Он предложил для Т-90 свой двигатель. Через полгода в Индию отправили три машины в разной комплектации, но с челябинскими дизелями. Танки успешно прошли все испытания.
     Подписание контракта на поставку Т-90С стало для «Уралвагонзавода» возвращением на мировой рынок вооружения в кризисные для страны годы. Вместе с тем реализация индийского контракта позволила России сохранить танковое производство.
     Здесь надо сказать, что в годы кризиса на втором танковом заводе страны - «Омсктрансмаше» - танковое производство практически «развалилось». Но и этот завод будет жить. В новой корпорации танкостроителей и ему нашлось место. В прошлом году на предприятие пришел в качестве инвестора «ЧТЗ-Уралтрак», ведутся работы по созданию трактора. Кроме того, как заявил Н. Малых, в Омске будет налажен выпуск инженерных и специальных машин на базе нижнетагильских. Никакой конкуренции между заводами не будет, они станут дополнять друг друга. Идет развитие железнодорожной тематики, омское производство и здесь дополнит «Уралвагонзавод». В Омске создается малосерийное и опытное производство по изготовлению минераловозов, платформ. Работы по этому направлению хватит на много лет. Уральская тележка для вагонов - лучшая в мире и такой останется в будущем. Уступать лидерство уральцы и сибиряки не намерены, опытно-конструкторские работы ведутся постоянно.
     Кстати, и с другими предприятиями, которые войдут в НПК, тоже выстраиваются корпоративные отношения. Разрабатываются и реализуются планы по выводу всех заводов из кризиса.
     
Спасительный кредит

     В начале 2000-х годов на «Уралвагонзаводе» был разработан план технического перевооружения производства. Ставка делалась на выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Сегодня завод ежегодно выпускает около 20.000 вагонокомплектов, в том числе минераловозов, цистерн для сырой нефти, сжиженного газа. Освоен выпуск гусеничных и колесных моделей экскаваторов, погрузочных универсальных машин, тракторов. А тогда, в 2000 г., освоение новой продукции казалось неподъемным бременем для завода.
     Стояла первостепенная задача - обновить станочный парк, закупить иностранное оборудование. Николаю Александровичу пришлось заниматься поиском средств. Государство в тот период ничем помочь не могло. В российских банках соглашались дать кредит, но за высокие проценты. Западные банкиры говорили, что из-за военной тематики завода и у них возникает масса проблем. Малых и здесь с успехом применил дар убеждения: «Англия, Германия, Италия, Польша, Чехия, Франция имеют танковые заводы. С ними у вас никаких проблем. А за что нас делать изгоями, тем более что мы делаем ставку на выпуск гражданской продукции?» Установились хорошие взаимоотношения с чешскими банками. Их заинтересовали планы нижнетагильских вагоностроителей.
     За столом переговоров начали с обсуждения ставки в 9 процентов, сошлись на четырех. «Уралвагонзаводу» планировали выдать 15 млн. евро, Малых уговорил подписать соглашение на 300 миллионов. В Москве, когда стал согласовывать разрешение на сотрудничество, еще раз посчитал, на что и как будет тратить кредит. Получилось, денег берет мало, не зря говорят: аппетит приходит во время еды. Встретился еще раз с банкирами и запросил миллиард...
     Почему в Чехии пошли на кредитование и вывели «Уралвагонзавод» за рамки стереотипов, принятых в отношении российских машиностроителей? Банкиры убедились в перспективности предприятия. У них есть деньги, но некуда их вложить. Имеется прекрасная база станкостроения, но нет большого рынка сбыта. Началось сотрудничество, чешские предприятия станкостроения для выполнения уральских заказов стали реализовывать собственные программы развития в кооперации с Германией, Италией.
     В настоящее время после реализации кредитов на 300 миллионов партнеры двигаются дальше. Продолжается техническое перевооружение, оснащение и создание современных производственных линий на «Уралвагонзаводе». По мнению Н. Малых, необходимо делать перевооружение скорейшим образом, иначе будет поздно. Сегодня на первый план выходит требование по обслуживанию одним специалистом нескольких станков. Это даст рост производительности труда, ускорит окупаемость оборудования и, конечно же, увеличит заработную плату сотрудников. К примеру, в прошлом году на заводе производительность достигла 1 млн. 297 тыс. рублей на одного работающего. В машиностроении России это один из лучших показателей, а гендиректор требует от подчиненных улучшать показатель до параметров ведущих мировых компаний. Заказчики выстраиваются в очередь за продукцией завода, а значит, производительность и качество труда очень важны.
     
Конкурс и победа

     Завод вышел из кризиса, погасил задолженности, собрал портфель заказов. В Роспроме, ныне упраздненном, приняли решение, подкупающее своей «новизной». В лучших традициях «перестройки» объявили конкурс на гендиректорское кресло и нашли шесть кандидатов, желающих порулить прибыльным предприятием.
     Рабочие завода новость восприняли негативно, многие подумали, что гендиректора решили под благовидным предлогом убрать, а значит, перспектив у завода поубавится и надо искать новое место работы. Н. Малых не поддался эмоциям. Он тоже решил принять участие в конкурсе.
     На теоретической части комиссия установила допустимый уровень правильных ответов соискателей на директорское кресло в 75 процентов. Николай Александрович правильно ответил на 49 из 50 вопросов, а стратегическим планом по дальнейшему развитию предприятия, основанным на реальных возможностях завода, установленных контактах с зарубежными портерами и заказчиками, убедительно доказал комиссии, что должность занимает по праву. В мае 2005 г. состоялось его переназначение на должность генерального директора «Уралвагонзавода».
     
Новое мышление заводчан

     Свой рабочий день Н. Малых начинает в 7.30 утра со встречи с начальником очередного цеха, еще до начала рабочей смены. Раньше все начиналось с объяснений, как надо работать, решать экономические вопросы, куда направить усилия для поднятия производительности труда. Вначале его не понимали, ссылались на то, что раньше все было по-другому. Приходилось объяснять прописные истины бизнеса. В какой-то период он понял: его замыслы не достигают цели, люди будто заторможены, живут прошлым, поддались упадническим настроениям. Родилась идея научить прежде всего начальников цехов, чтобы они стали лучше понимать современную экономику, рынок и роль предприятия на нем. Встретился с ректором Российской академии им. Г.В. Плеханова Виталием Видяпиным и директором Уральского филиала российской академии им. Г.В. Плеханова Аллой Головиной. Они поддержали его идею.
     Начальники цехов и другие заводские руководители прошли курс обучения. Теперь реализуется программа «Директорский корпус». Обучение сотрудников завода проводится также в Уральской государственной юридической академии, Уральской академии государственной службы, Корпоративном университете «Уралвагонзавод». Сегодня, зная подходы гендиректора к развитию предприятия, начальники цехов предлагают, как дальше развивать производство, какие видят перспективы, пути реализации.
     Н. Малых уверен в необходимости развития соцкульбыта, воспитания молодых кадров. Он дает им возможность развиваться как личностям, считая, что без этого вырастить патриотов предприятия невозможно. На заводе создана молодежная организация, помогающая гендиректору в решении многих вопросов, а также вырабатывающая предложения по работе с молодежью. «Уралвагонзавод», наверное, единственный в Свердловской области, где серьезно культивируется спорт. У него имеется свой спортивный комплекс, на котором проводятся мероприятия государственного масштаба. Вложение средств в спортивные клубы окупается повышением производительности труда. Молодым еще остро нужно свое жилье - стали выделять жилищные кредиты.
     Сегодня средний возраст работающих 40 лет, третья часть коллектива не перешагнула 30-летнего рубежа. В России это одни из лучших показателей.
     В заключение остается сказать, что в разные времена сотрудники предприятия, журналисты, партнеры по бизнесу называли Николая Александровича за глаза то «красный директор», то «бронетанковый король», «трактор», «носорог»... Но ни одно не прижилось. Личность гендиректора оказалась гораздо более многогранной и сильной, чем можно выразить этими образными эпитетами. На вопрос, кем он себя считает, Н. Малых отвечает: простым человеком, которому было суждено возглавлять уникальное предприятие.
     От редакции. Сегодня генеральному директору НПК «Уралвагонзавод» Николаю Александровичу Малых исполняется 60 лет.
     Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра, желают ему здоровья, счастья и дальнейших творческих успехов во благо России и ее Вооруженных Сил!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex