на главную страницу

14 Августа 2008 года

Тема номера

Четверг

ШАГИ К МИРУ

Владимир КУЗАРЬ.
Фото Александра КОВЫЛКОВА.



Шесть принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии, которые во вторник выработали в Москве Президент России Дмитрий Медведев и его французский коллега Николя Саркози, стали, по сути, и лакмусовой бумагой, наглядно демонстрирующей, кто в действительности стремится не только к миру на Кавказе, но и к укреплению международной стабильности и безопасности. А кто, прикрываясь словами об этом, взял курс на новое противостояние...


     Эти принципы включают: «Первое: не прибегать к использованию силы. Второе: окончательно прекратить все военные действия. Третье: свободный доступ к гуманитарной помощи. Четвертое: вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации. Пятое: Вооруженные Силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. До создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности. Шестое: начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности». Излагая их, Дмитрий Медведев подчеркнул, что дело теперь за Тбилиси.
     Грузия согласилась с этими принципами, внеся, однако, в них определенные изменения. В частности, из документа изъяты слова о международном обсуждении будущего политического статуса Абхазии и Южной Осетии и акцент сделан на международные переговоры с целью обеспечения стабильности и безопасности в этих регионах Грузии. Устроят ли они Россию? Думаю, что на первом этапе, когда речь идет о прекращении боевых действий и оказании гуманитарной помощи пострадавшему народу Южной Осетии, да. Однако это лишь временная отсрочка того, что международное сообщество будет вынуждено решать непременно - определение статуса Южной Осетии и Абхазии, которые после грузинской агрессии не станут жить под одной с Тбилиси крышей.
     Это в очередной раз подтвердили лидеры непризнанных республик Сергей Багапш и Эдуард Кокойты, заявив, что не намерены вести какие-либо переговоры с Грузией. По словам Кокойты, с организаторами геноцида никаких разговоров быть не может. С ними может разговаривать только судья международного трибунала. Днями ранее, как уже сообщалось, президенты Абхазии и Южной Осетии в ходе телефонного разговора договорились в ближайшее время вновь обратиться к мировому сообществу с просьбой признать независимость двух республик. При этом Сергей Багапш подчеркнул: «Действия Грузии в Южной Осетии можно охарактеризовать исключительно как геноцид осетинского народа. Думаю, что после этих трагических событий ни у кого в мире не должно остаться иллюзий, что Абхазия и Южная Осетия смогут сосуществовать с Грузией в едином государстве. Наши народы избрали свой путь, и это путь независимых государств».
     Следует напомнить, что в начале марта, после признания независимости Косова, Абхазия и Южная Осетия призвали мировое сообщество признать и их суверенитет. Однако на Западе ответили на это отказом, отмечая, что признание Косова не может иметь прецедентного характера, так как в других спорных ситуациях, в том числе в грузино-абхазском и грузино-осетинском конфликтах не было геноцида. Теперь и этот «аргумент» отпал у блюстителей западной демократии, так как их ставленник развязал самый настоящий геноцид против осетинского народа. Очевидно, поэтому Вашингтон в конфиденциальном порядке и просил Москву не использовать, характеризуя действия Грузии в Южной Осетии, слова «геноцид» и «этнические чистки»...
     В среду план урегулирования в Южной Осетии, подготовленный президентами России и Франции, был рассмотрен на экстренном заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел 27 государств сообщества. И как свидетельствуют сообщения информационных агентств, вокруг него, и особенного по шестому пункту, развернулась жесткая дискуссия. Особенно усердствовали в плане оправдания действий Грузии «новые» страны ЕС, которых за их «заглядывание в рот» Соединенным Штатам называют еще «новыми солдатами «холодной войны» и «подбушниками». Еще накануне заседания Совета ЕС президенты Польши, Литвы и Эстонии, премьер Литвы, а также президент стремящейся в Евросоюз Украины побывали в Грузии, чтобы лично засвидетельствовать солидарность с режимом, превратившим в руины Южную Осетию. «Будем стоять вместе, и победа будет на нашей стороне», - заявил, например, президент Литвы Валдас Адамкус, выступая на митинге в Тбилиси.
     Требование этих стран принять «согласованную жесткую позицию, осуждающую действия России в Южной Осетии», поддержал и министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд. Более того, он предложил приостановить переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Россией. В то же время ряд европейских государств во главе с Францией и Италией придерживается более умеренных позиций, подчеркивая необходимость «не искать виноватых, а способствовать установлению прочного мира». К моменту подписания номера сведений о том, чем закончилось заседание в Брюсселе, не поступило. Поэтому, учитывая различия в подходе стран Евросоюза к обсуждаемой проблеме, рискну предположить, что участники встречи так и не пришли к единому мнению. А следовательно, Евросоюз может оказаться в стороне от процесса урегулирования грузино-осетинского конфликта. Ведь, по словам Николя Саркози, после того как министры иностранных дел 27 стран Евросоюза дадут свое согласие на согласованные принципы урегулирования конфликта, документ примет характер резолюции и будет иметь юридическую силу. Президент Франции также пообещал, что Евросоюз представит резолюцию на заседание Совета Безопасности ООН.
     Полную поддержку грузинскому руководству высказал и совет НАТО, который провел свое заседание на уровне послов, пригласив на него представителя Грузии. Выступая по итогам заседания, генсек альянса Яап де Хооп Схеффер не стал давать оценку агрессии Грузии против Южной Осетии, а заявил, что Москва использовала «массивную и чрезмерную силу» в конфликте. А представитель США в НАТО Курт Волкер высказался за то, чтобы альянс пересмотрел свои отношения с Россией. Оправдывая блокирование заседания Совета Россия - НАТО, на проведении которого настаивала Москва, он сказал, что нельзя разговаривать с Россией «как ни в чем не бывало», когда на территории партнера НАТО идет «открытый конфликт», в который она вовлечена. В ходе заседания было также подчеркнуто, что решения саммита НАТО в Бухаресте о перспективе приема в альянс Украины и Грузии остаются в силе.
     Воспользовавшись столь благостным отношением, проявленным НАТО к Грузии, ее представитель не замедлил обратиться к альянсу за военной помощью. Речь идет, по словам постоянного представителя Грузии в НАТО Реваза Бешидзе, о поставке некоторых видов военного оборудования, а также новых радиолокационных станций взамен разрушенных. «Главный радар на горе Бахата под Тбилиси необходимо быстро отремонтировать, поскольку этот радар является звеном общей натовской системы по обмену данными о положении в воздушном пространстве», - пояснил представитель Грузии и отметил, что партнеры обещали изучить просьбы Тбилиси к НАТО.
     В весьма жесткой форме высказался по поводу состоявшегося заседания совета НАТО и в целом по позиции, занятой альянсом в отношении грузино-осетинского конфликта, постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. Он отверг заявления генсека альянса Яапа де Хооп Схеффера о том, что Россия использовала в Грузии непропорциональную силу. «Чтобы делать подобные заявления, нужно побывать в зоне конфликта и своими глазами увидеть, что сделал Саакашвили против народа, который он считал своим, - сказал Рогозин. - Россия действовала строго в рамках международного права и своего миротворческого мандата». По словам Рогозина, западные политики, прикармливавшие Саакашвили, сегодня шокированы тем, что он совершил. У них есть только две возможности - выйти и извиниться, как поступают родители малолетнего преступника, или выступить его адвокатами. Что касается влияния конфликта в Южной Осетии на отношения России и НАТО, то Дмитрий Рогозин призвал обсудить эту проблему на заседании Совета Россия-НАТО. «Нужно не прятаться по углам, а поговорить, честно глядя друг другу в глаза», - подчеркнул российский представитель.
     В то время как в Москве Россия и Евросоюз согласовывали принципы урегулирования конфликта в Южной Осетии, в США звучала все более жесткая риторика в адрес нашей страны. Так, американский конгресс довольно резко осудил проведение Россией операции по принуждению к миру. Госсекретарь США Кондолиза Райс, в свою очередь, заявила, что за действиями России стояло нечто большее, чем защита миротворческого контингента, и что придет время заняться последствиями того, что произошло на этой неделе. Райс намекнула, что Россия поставила под удар свою репутацию и может оказаться в международной изоляции. США уже сообщили, что намерены отменить военно-морские учения «Фрокус» с участием России, Франции и Великобритании. А заместитель госсекретаря США Мэтью Брайза и вообще заявил, что Россия дискредитировала себя как миротворца.
     Комментируя это высказывание, министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что США не могут подвергать сомнению роль России как миротворца в Южной Осетии. «В тех принципах, которые мы с президентом Франции согласовали, ничего подобного не содержится. Наоборот, там подчеркивается, подтверждается роль России как миротворца», - сказал он в среду на пресс-конференции в Москве. Сергей Лавров также заявил, что согласованный президентами России и Франции принцип отказа от применения силы должен стать юридически обязывающим документом. Разработка такого документа будет, по словам главы МИД РФ, приоритетной задачей в дальнейшей работе с Тбилиси, Цхинвали и Сухуми.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex