на главную страницу

15 Августа 2008 года

Армия и общество

Пятница

БРОНЯ, КОТОРАЯ НЕ ТОНЕТ

Юрий МАГАС.



Неожиданно раздавшийся звук привлек внимание многочисленных журналистов. По пологому берегу, раскатанному траками бронемашин, с небольшой скоростью двигалась БМП-2. Через некоторое время она шумно вошла в воду, погрузившись почти по самую башню. Когда на поверхности показалась верхняя часть корпуса, дизель громко взревел и машина медленно поплыла к середине реки. Так на вододроме гвардейской танковой Кантемировской дивизии началось занятие по преодолению водной преграды.

     - Самое сложное – не запаниковать, – делится впечатлениями гвардии рядовой Владимир Семенов, который, по словам командира мотострелковой роты гвардии лейтенанта Сергея Орлова, является лучшим механиком-водителем в подразделении. – Именно после входа в воду, когда машина частично погружается и в триплекс ничего не видно, в голове бьется только одна мысль: «Всплывет ли?»
     Но все машины всплыли, и механики-водители уверенно продолжили выполнять норматив по вождению боевой машины пехоты на плаву.
     - Это довольно сложный процесс, – рассказывает гвардии рядовой Семенов. – Вход в воду необходимо осуществлять на второй передаче со скоростью, не превышающей пятнадцать километров в час. Как только траки отделятся от дна (это чувствуется, машину сразу перестает трясти), надо выключить главный фрикцион (по-автомобильному – включить нейтралку), дождаться, когда машина всплывет, включить третью передачу и, развив максимальные обороты коленчатого вала двигателя, продолжить движение.
     Но и это не все. Машина медленно начнет набирать скорость. Теперь важно не сбрасывать обороты в течение всего времени нахождения на плаву. Если по какой-то причине гусеницы будут вращаться медленно, машина остановится, а на последующий разгон уйдет много времени, и механик-водитель однозначно не уложится в норматив по времени. Ведь максимальная возможная скорость БМП-2 на спокойной воде составляет в среднем от пяти до семи километров в час. И нигде не «срезать» – на воде буями обозначен маршрут, где механики-водители должны выполнить норматив «змейка».
     Здесь тоже есть сложности. Как рассказывают солдаты-контрактники, трудно выбрать момент, когда надо повернуть штурвал в ту или иную сторону. Связано это с тем, что в отличие от суши, где машина мгновенно откликается на действия механика-водителя, в воде она начинает поворачивать далеко не сразу. Поэтому большинство тех, кто выполняет норматив впервые, с ним не справляется.
     - Тут уже дело техники, – говорит Сергей Орлов. – При подготовке к занятию мы объясняем обучаемым, как ведет себя машина на воде. Потом они на тренажерах отрабатывают норматив. Но ни один тренажер не может заменить реального вождения. Зато, если один раз попробуешь, то сразу поймешь, как надо управлять машиной. В моей роте все солдаты служат по контракту. Они профессионалы и уже не первый раз преодолевали водную преграду на
     БМП-2. С порядком выполнения упражнения знакомы все. Действуют на воде уверенно. Но все же проблему несоответствующего психологического состояния мы полностью не решили. Они не боятся, просто немного теряются, когда происходит то, о чем многократно были предупреждены, но не ожидали. В прошлом году я находился в БМП, управляемой одним из подчиненных, учил его правильно маневрировать в ограниченных проходах и при преодолении «змейки». Командую повернуть направо, он дергает штурвал, а машина все еще движется прямо. Он запаниковал, сбросил обороты двигателя. А надо было лишь еще немного подождать – и машина начала бы маневр. Кстати, теперь он сам уже рассказывает младшим товарищам, как правильно выполнять норматив и чего при этом ни в коем случае нельзя делать.
     - Проблему морально-психологического состояния механиков-водителей мы решаем во время подготовки к занятию и непосредственно во время его проведения, – рассказывает командир мотострелкового батальона гвардейского мотострелкового Ямпольского полка гвардии майор Сергей Баранов. – Для этого неподалеку оборудовано специальное учебное место, где заместитель командира батальона по воспитательной работе проводит занятие по психологической разгрузке. Сегодня не было ни одного случая нарушения порядка выполнения упражнения. Не было и проблем, связанных с излишними переживаниями механиков-водителей. Я, как руководитель вождения, оцениваю действия военнослужащих на четверку. Конечно, есть и отличные результаты, но средний уровень хороший. Такие занятия проводятся только летом, по-этому и опытные механики-водители могут потерять навыки. В процессе подготовки к занятию, кроме изучения основ и правил вождения на плаву, сдачи техники преодоления препятствий и устройства БМП-2, мы отвечаем на вопросы, углубляемся в детали и стараемся предварительно оценить уровень подготовки каждого солдата, чтобы знать, чего ожидать в процессе выполнения упражнения. Техника тоже готовится к «плаву». Промазываются маслом все щели, технологические отверстия. Таким образом достигается герметичность корпуса, благодаря которой машина не тонет. Кроме того, проверяется работа механических водооткачивающих насосов, двигателя и средств связи. Подготовка тщательная. Но все же я переживаю каждый раз, когда очередная машина входит в воду. БМП ведь железная, всякое может случиться.
     - Некоторые ошибки есть, – отмечает командир полка гвардии полковник Виталий Разгонов, – но в целом техника и личный состав подготовлены хорошо. Механики-водители выполняют упражнение с желанием и уверенно справляются с задачей. Ошибки допускают при входе в воду (кто-то слишком быстро, кто-то, напротив, слишком медленно), иногда задевают буи на «змейке». Обучаемые – контрактники и уже прекрасно знают все особенности преодоления водной преграды на БМП-2. Просто надо к этому приспособиться. Во время таких занятий военнослужащие ощущают себя профессионалами, с желанием готовятся к ним. Просят командиров рассказать, как быстрее выполнить норматив и потом стараются стать лучшими. Много внимания уделяется порядку эвакуации из тонущей БМП. Этот вопрос, пожалуй, наиболее часто рассматривается на занятиях и в ходе личных бесед. Но, к счастью, пока никому не довелось воспользоваться подобными знаниями в реальных условиях, разве что на тренажерах... Надеюсь и лично прикладываю усилия к тому, чтобы так оно и оставалось.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex