на главную страницу

20 Августа 2008 года

Страна и мир

Среда

ЗНАНИЯ НА ЭКСПОРТ

Евгений ЛИСАНОВ.
Фото автора.



Не так давно в силу вступил Закон «О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности». Соглашение устанавливает основные принципы формирования и развития единой системы подготовки военных кадров для вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств - членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения как совместно с российскими военнослужащими, так и раздельно, на специальных факультетах (в отделениях, группах) российских военных учебных заведений.

     - На самом деле соглашение было подписано в Москве еще в июне 2005 года, - говорит начальник направления подготовки иностранных военнослужащих в вузах Минобороны России Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ (ГУМВС Минобороны РФ) полковник Алексей Степанов, принявший активное участие в подготовке этого документа. - Тогда его завизировали главы Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. А спустя год в Минске, на сессии Совета коллективной безопасности, членство в ОДКБ восстановил Узбекистан. Так что вступивший в силу закон - это лишь законодательное оформление документа.
     Сотрудники управления пояснили, что принимать иностранцев из некоторых стран СНГ в российские военные учебные заведения начали еще раньше - с 1992 года, когда был подписан Договор о коллективной безопасности.
     - Такое сотрудничество имеет большое значение для укрепления политических и экономических интересов нашей страны в мире через гуманитарный, человеческий фактор, - продолжает Алексей Борисович. - Ведь после обучения наши выпускники вскоре могут составить костяк военного и политического руководства своих стран. Обучение иностранцев - сегодня также один из определяющих факторов расширения сотрудничества с зарубежными странами в сфере поставок им российского вооружения, военной техники, укрепления отечественного ВПК на международном рынке вооружений в целом.
     Наибольший пик приема военспецов в вузы страны, рассказали в ГУМВС, пришелся на вторую половину 1980-х годов, когда СССР занимал лидирующие позиции в мире. Существовали даже специализированные вузы для иностранцев. Всего же военную подготовку в нашей стране получили более 300 тысяч человек из 87 стран.
     - В конце 1980-х - начале 1990-х годов интерес к обучению в СССР начал падать, - вспоминает полковник Степанов. - Это связано как с начавшимися внутриполитическими процессами, так и определенными изменениями внешнеполитического курса нашей страны. Социальная напряженность в обществе, падение темпов экономического развития отразились и на военном сотрудничестве.
     С распадом Советского Союза ситуация изменилась кардинально. Число иностранцев в российских военно-учебных заведениях сократилось в разы. Почему, понятно всем. Россия была вынуждена перейти на новые условия обучения. Так, оплата за обучение по сей день ведется из расчета всех расходов, которые несет наша страна при обучении каждого иностранца. В ГУВМС с сожалением констатируют, что коммерциализация обучения привела к резкому сокращению числа государств, которые сохранили военное сотрудничество с Россией. Попросту говоря: когда закончилось дешевое обучение, поубавилось и симпатий.
     Для справки
     В настоящее время более 4.000 иностранных военных специалистов из всех регионов мира проходят подготовку в 55 военно-учебных заведениях и учебных центрах Минобороны России по 600 специальностям и специализациям. Среди них - 500 представителей стран Азии и Ближнего Востока, тысяча африканцев. Львиную же долю составляют граждане стран СНГ - около 2.600 человек. Приоритетное значение придается подготовке специалистов из государств - членов ОДКБ, отметили в ГУМВС Минобороны. Так, в рамках Договора о коллективной безопасности от 1992 года за весь период сотрудничества с этими странами российские военные вузы окончили около 8.000 их военнослужащих.

     
Через сито отбора

     Вернемся к закону, о котором упоминали выше. Подготовка военных кадров, читаем в документе, осуществляется как на платной основе (за счет направляющей стороны), так и на льготной или безвозмездной основах по установленным российской стороной квотам.
     - При подготовке на льготных условиях, - комментирует соглашение главный эксперт направления ГУМВС полковник Владислав Синькевич, - обучение оплачивает Россия, а расходы за содержание несет направляющая сторона. А вот те, кто учится на безвозмездной основе, находятся на полном пансионе.
     - Перед иностранцами распахнуты двери почти всех военных вузов, - рассказывает далее Владислав Леонидович. - Они желанные гости в военных академиях и университетах, военных училищах и учебных центрах. Кроме того, мы готовим научно-педагогические и научные кадры для государств - членов ОДКБ в докторантурах и адъюнктурах вузов. У нас они могут даже получить ученую степень.
     
Welcome... за парту

     Военный университет по праву снискал добрую славу не только в стране, но и за ее пределами. Сегодня здесь кроме наших соотечественников обучаются курсанты и слушатели из 13 стран.
     Первое, что бросается в глаза, большинство иностранцев носят российскую военную форму с национальными знаками различия. Впрочем, некоторые обучаются в национальной военной форме.
     - Для курсантов и слушателей из дальнего зарубежья, - рассказывает начальник спецфакультета университета полковник Владимир Ромашов, - организованы курсы русского языка. За год обучающийся должен научиться сносно говорить по-русски.
     Кстати, мне удалось побывать на уроке русского языка. Очхуу Энхбат из Монголии учится в России почти год. И нужно признать, неплохо учится, если судить о достижениях в области русского языка. Он уже может худо-бедно изъясняться, читать и даже писать.
     После занятий мы разговорились. Очхуу оказался бывшим журналистом. До армии работал на национальном телевидении. Но журналистская стезя его не прельстила, и он решил переквалифицироваться в офицеры. В университете изучает психологию. Говорит, что ему очень нравится учиться, что Москва - красивый город. Да и средств на проживание хватает. Вот только снега и дождя в России многовато.
     Не всем курсантам и слушателям русский язык дается одинаково. Здесь подметили, что, например, лаосцам он дается хуже, а мозамбикцам или эфиопам - лучше.
     В этом убедился и я, пообщавшись с младшим лейтенантом из Эфиопии Тамратом Чери. За два года учебы в России он уже говорит по-русски. Рассказывает, что его военная карьера началась в эфиопской армии, где он служил инструктором по тактике и огневой подготовке. По окончании академии предложили продолжить учебу в Москве.
     На учебу уходит почти все свободное время, признается эфиоп, так что съездить на родину в отпуск так и не удалось. Надеется, что в этом году после экзаменов ему все-таки удастся вырваться на родину, чтобы повидаться с женой и матерью.
     Молоденькая преподавательница русского языка Александра Андреева обучает иноземцев языку Пушкина и Толстого уже третий год. Она объясняет разницу в усваиваемости предмета не только национальными особенностями своих подопечных, но и их социальным положением, возрастными различиями, желанием учиться.
     - Выходцы из дальнего зарубежья, - подключается к нашей беседе заведующая кафедрой русского языка университета профессор Татьяна Токарева, - приезжают к нам впервые. Так что их приходится обучать русскому с нуля. А вот некоторые слушатели, адъюнкты и раньше не раз бывали в России. Впрочем, очень много значит отношение к учебе.
     Прилежно относится к учебе второкурсник Кайнякон Ситхалысая из Лаоса. Он уже может сносно изъясняться по-русски. В беседе признается, что при изучении русского ему помогает владение английским. Выходец из семьи военного, он решил продолжить династию. В армии служил в военной полиции. И поэтому с энтузиазмом принял предложение своего руководства продолжить правовое обучение за границей. В России учится на юрисконсульта. В дополнение к основной специальности хочет получить второе образование по специальности прокурорско-следственная работа.
     На хорошем счету и сержант из Мозамбика Монтейро Оливейра Педро. На родине он служил в войсках ПВО, был командиром зенитного расчета. После учебы в России станет социальным работником.
     ...Пообщавшись со слушателями, мы продолжили знакомство с университетом и его иностранными учащимися.
     В аудиториях, рассчитанных на 5 - 7 человек, чисто и уютно. Национальная символика разных государств, которой украшены классы, свидетельствует об особом характере здешнего контингента.
     - При формировании учебных групп, - рассказывает подполковник Андрей Припутин, - мы стараемся учитывать различные нюансы, в том числе и политические. И по возможности не сводим в одну группу представителей конфликтующих стран. К счастью, пока никаких эксцессов не возникало.
     Еще несколько шагов - и мы оказываемся в представительской комнате. Вот уж где можно по-настоящему расслабиться, помечтать, отвлечься от прозы повседневности. Огромный аквариум с рыбками, многочисленные картины с изображением горных хребтов Памира и Тянь-Шаня, дальних рек и водоемов, образцы национальной одежды народов Средней Азии, портреты президентов СНГ, ножи и кинжалы причудливой формы на стенах и замысловатые фигурки из керамики и дерева на полках настраивают обитателей на лирический лад, становятся своего рода морально-психологической подпиткой для плодотворной учебы.
     На втором этаже - спортзал. Загруженный всевозможными силовыми тренажерами, он также полюбился иностранцам. Да и многие преподаватели частенько сюда захаживают.
     На первом этаже - общежитие. В комнатах, как и в учебных аудиториях, светло и уютно. Здесь проживают по 4 - 5 человек. Помимо кроватей и стульев, есть холодильники и телевизоры. Некоторые обзавелись компьютерами и даже микроволновками. Душевая и кухня одна на всех. Хотя проживающих иностранцев здесь совсем немного, но каждый привносит неповторимый национальный колорит в однообразные будни курсантского бытия.
     Что касается питания, то нет необходимости готовить нечто особенное. Прибыв в Россию, иностранцы весьма быстро привыкают к нашей пище. Для курсантов в университетской столовой организовано трехразовое питание по нормам продпайка в Вооруженных Силах. Оказывается, его хватает всем.
     В основной корпус университета, что на Садово-Кудринской, мы с Андреем Анатольевичем Припутиным нагрянули на следующий день, аккурат к началу занятий. В одном из учебных классов профессор Юрий Сулимов в рамках курса общей психологии рассказывал первокурсникам об особенностях человеческой памяти. Нужно отметить, что эта тема всецело овладела молодыми офицерами из Эфиопии. Они внимательно слушали профессора, основные тезисы заносили в блокноты.
     Когда занятия закончились, познакомились с еще одним слушателем университета. Майор Тогоонтумур Мунхсауруул из Улан-Батора в Москве уже второй год. На родине занимался воспитательной работой в полку химзащиты. Имел в подчинении 11 человек. Командирские навыки не растерял и в университете. Здесь он - старший своей национальной группы. Под его началом 8 земляков.
     
Чтобы служба медом показалась

     Руководство университета позаботилось и о полезном использовании свободного времени своих подопечных. Благодаря заместителю начальника факультета университета по воспитательной работе подполковнику Андрею Припутину культурно-массовая работа здесь бьет ключом. Андрей Анатольевич показал мне впечатляющий список многочисленных экскурсий, культурных мероприятий, которые ежегодно проводятся с иностранцами. Так, отдел воспитательной работы еженедельно выделяет для них билеты в Театр Российской Армии. Кафедра русского языка факультета организует всевозможные экскурсии по Москве для первокурсников.
     Немалый вклад в приобщение иностранцев к нашей истории вносят и общественные организации. Так, Комитет ветеранов Великой Отечественной войны проводит для них экскурсии по Подмосковью, где в 1941-м держала оборону наша армия и откуда начала контрнаступление.
     Сами иностранцы тоже принимают участие в организации культурно-массовой работы. Наиболее активны казахи. По выходным, в праздничные дни они устраивают вечера художественной самодеятельности. Так, в прошлом году для соревнований по боулингу и бильярду они арендовали развлекательный центр «Крылатское».
     В это культурно-массовое «движение» с каждым годом вливается все больше иностранцев, в том числе из дальнего зарубежья. Наиболее ярким подтверждением этому - выступление курсанта из Эфиопии Сисая Лета на литературном вечере «Дороги войны: вчера, сегодня, завтра» в Московском государственном областном университете. Его проникновенное чтение симоновского стихотворения «Жди меня» вызвало бурю аплодисментов, покорило собравшихся до слез.
     Большое значение в университете придают развитию физкультуры и спорта. В позапрошлом году иностранцы приняли участие в соревнованиях по армейскому рукопашному бою, которые проходили в Санкт-Петербурге. Проводятся спортивно-массовые мероприятия и к праздникам. Словом, спорт ценят все. Больше всего полюбился футбол, на втором месте - волейбол, на третьем - вольная борьба. «Из-за небольшого количества курсантов и слушателей на факультете тягаться с другими вузами мы не можем», - посетовал Андрей Анатольевич. И тем не менее в этом небольшом интернациональном армейском коллективе есть спортивные лидеры. Года три назад казахстанец курсант Руслан Батмулданов стал чемпионом университета по гиревому спорту, а годом раньше на вершину спортивного вузовского олимпа поднялся киргиз Расул Люхуров, лучший в рукопашном бою.
     В заключение хочется еще раз подчеркнуть: престижность военного обучения в России, не раз поражавшей мир образцами воинского искусства, остается высокой. И важно выстраивать обучение иностранцев так, чтобы они не только становились военными специалистами высокой квалификации, но и людьми, сохраняющими в сердцах добрую и светлую память о великой России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex