на главную страницу

27 Августа 2008 года

Пекин - 2008

Среда

Прощай, Пекин. Здравствуй, Лондон

Михаил ШЛАЕН, «Красная звезда». Пекин.



     Если одним словом охарактеризовать завершившиеся в воскресенье игры ХХ1Х Олимпиады, то это грандиозно! Исключительно по всем направлениям. Ничего подобного в истории современного олимпийского движения не случалось, и Лондону, принявшему эстафету, будет крайне тяжело «переплюнуть» Пекин, если это вообще возможно в обозримом будущем. Грешным делом, являясь непосредственным свидетелем ярчайшего события, подумал: а может, к лучшему, что оттянулась наша очередь на организацию летних Игр, проведем зимние в Сочи, а там будет видно. Нам сегодня, очевидно, не так-то просто «наскрести» полмиллиарда долларов (это официальная цифра, а сколько сверх нее, неведомо), затраченных на подготовку китайских атлетов к нынешним Играм. Причем 70% этих денег – бюджетные. В канун Олимпиады в тренировочный процесс были вовлечены три тысячи кандидатов в национальные сборные, вряд ли сейчас мы можем себе позволить содержать на полном коште такое количество спортсменов, обеспечить сам процесс абсолютно всем необходимым.
     Китайцы превзошли сами себя. Компартия, правительство поставили задачу завоевать около 40 золотых медалей, а получилось в итоге 51! Превзойти это уникальное достижение (оно на 1 высшую награду больше, чем мы завоевали в Мюнхене-1972, отметив тогда таким образом полвека образования СССР). Не буду вдаваться глубоко еще в ряд обстоятельств, обеспечивших столь огромный успех хозяев, скажу лишь о наличии государственных, оборудованных по последним нанотехнологиям спортивных центров, где сосредоточен основной контингент олимпийцев, как нынешних, так и будуших.
     12 спортбаз, расположенных в среднегорье на высотах от 1.500 до 2.400 метров (самые оптимальные условия для подготовки), готовы к круглогодичному приему спортсменов, у нас лишь кисловодский комплекс может быть отнесен к таковым, что, конечно, явно недостаточно. Сегодня на спорт в Китае работают более полсотни различных научно-исследовательских институтов. В двух шагах от главного пресс-центра Игр находился академический институт биохимии, так он охраняется покруче, чем объекты Олимпиады. Видимо, есть что охранять, не там ли определенные истоки достижений китайских штангистов, гимнастов, даже в байдарках они уже среди чемпионов. Я видел, как буквально обессиленные от невероятного, выше человеческих возможностей рывка на финише 500-метровой дистанции вывалился из лодки в воду экипаж двойки, на мгновения опередивший россиян.
     Хватит об этом. Я обещал читателям выйти за рамки спортивных арен и рассказывать о происходящем за кулисами, тем более, что мои коллеги подробно и оперативно знакомили с ходом борьбы и результатами. Билеты на соревнования дороговаты, могут стоить и сотню долларов на лучшие места (это примерно 700 юаней), особенно на тех турнирах, где китайцы доминируют. Но можно наблюдать за Играми всего за...
     2 юаня. Ровно столько стоит вход в метро. В каждом вагоне по 8 мониторов, на экранах прямая трансляция. Катайся целый день – и смотри. Ни тебе изнуряющей жары и духоты, не мокнешь под проливным дождем, не давишься в городских автобусах, подвозящих от подземки к стадионам. Гвалт, как на восточном базаре. Сельдям в бочке и тем, вопреки поговорке, не столь тесно.
     Метро не раз выручало и вашего корреспондента, так, я не поспевал к бегу мужчин на 1.500 м (задержался на волейболе) и досматривал его в подземке, для чего, правда, пришлось прокатиться четыре лишние остановки. Наверное, зря, наших в финале полуторки не было, а волейболистки в четвертьфинале с китаянками сыграли просто бездарно и выбыли из турнира.
     Но вернемся в метро. на платформу просто так не просочишься, каждая станция оборудована электронным пропускником (как в аэропортах) с тщательным досмотром всех личных вещей. Секьюрити строго следят за тем, чтобы никто не миновал этой процедуры, даже если у тебя в руках обыкновенный очешник или фотоаппарат-мыльница. Билеты. Для аккредитованных проезд был бесплатен, однако квиток надо иметь, его получаешь в кассе. Мы как привыкли: использовал – выбросил, если бы еще в мусорный бак, а так где попало. Здесь во всех смыслах иной порядок (имею в виду в том числе и идеальную чистоту), на выходах – тоже турникеты (чего у нас и в помине нет), не «покормишь» их – не разожмут они свои красные железные лапы и не выпустят. Во-первых, как объяснили мне сотрудники станции Санъянчао, возле которой жил, пассажиропоток точно контролируется по количеству, а во-вторых...Китай угрохал огромные деньги на подготовку к Играм, расходы приближаются к 50 миллиардам долларов. И на фоне этого – экономия: ведь билеты без даты: после того как их достанут из автомата и подсчитают, перемагничивают и пускают в повторное использование. Скупость, жадность? А может, недостающий нам рационализм. Тысячи тонн бумаги сохраняется. Поистине социализм в китайском исполнении – это учет.
     Еще хлеще, нежели в метро, был проход на объекты Игр, даже при наличии всех документов. Я прикинул: в среднем приходилось миновать строй из дюжины проверяющих, чтобы оказаться за оградой на заветной территории; как минимум четверть часа на каждого, а в день открытия вообще творилось что-то невообразимое – без малого два часа простояли мы с коллегой в очереди. Хорошо, что пришли с запасом по времени, а то точно опоздали бы. Учли это в минувшее воскресенье, отправляясь на закрытие Игр. Сначала визуально изучают тебя и все значки на аккредитации, затем заставляют прикладывать ее к специальному прибору, считывающему все данные, снова тщательный досмотр и т.д., процедура долгая и не очень-то приятная. И вовсе было не по себе, когда вдруг вплотную к пресс-центру подогнали... бронетранспортер, с него спешились четыре бравых парня в камуфляже, заняли боевую позицию у ворот главного входа, один из них держал палец на спусковом крючке. Что уж там произошло – никто не знает.
     Что хорошо – это китайское ноу-
     хау, такого не случалось на предыдущих Играх, – организация работы транспорта для аккредитованной прессы по так называемому замкнутому контуру. Переезжая с одного объекта на другой, не надо было проходить повторно подобную экзекуцию придирчивого контроля, тебя просто не выпустят из автобуса или не позволят войти в него где-то по дороге, пока не доберешься до цели, до другой тщательно охраняемой зоны. После старта с пронумерованных стоянок (между ними распределены объекты, минимум по пять) автобусы словно пломбировались, не хватало разве что сургучной печати. График, время и скорость движения выдерживались строго, тем более что для движения отводилась специальная полоса, обозначенная пятью кольцами (въехать на нее никто не имеет права. Положено на доставку к велотреку (одно из самых дальних сооружений) 43 минуты, значит, ровно через 43 минуты будешь в Лаошане. Коллега из «Спорт-экспресса» не пожалел времени и стал свидетелем бронзового финиша Михаила Игнатьева и Алексея Маркова в мэдисоне. Всего двух очков не хватило им до чемпионства.
     Наверное, появление бронетранспортера с автоматчиками – действительно особый случай, но без участия армейских подразделений организационную часть Игр невозможно представить. Посты повсюду, все детально продумано, где их расставить. Сначала, возможно, кое-кого это раздражало, но потом пообвыкли, как сказал мне один британский тележурналист, это даже экзотика, она придает Олимпиаде дополнительный колорит. И вправду, любо-дорого наблюдать за бравыми китайскими парнями, стоящими навытяжку, не шелохнувшись. А как передвигаются! Абсолютно синхронный взмах рук и шаг, строевая выучка и выправка на самом высоком уровне. Светло-салатового цвета рубашки, темно-зеленые брюки, примерно все одного роста и веса (поджарые, мускулистые) – видимо, по комплекции отбирали.
     В помощь им, а также полиции, службе безопасности – добровольцы-волонтеры. Если в Афинах четыре года назад их было что-то около 20 тысяч, то на нынешние Игры привлечено, сначала не поверил, чуть ли не в 15 раз больше. Их в самом деле просто тьма, улыбчивых ребят и девчат (для нас все на одно лицо) в белосиней форме, еще бы говорили они на других языках, кроме родного. Лишь немногие изъясняются на английском, а на русском и вовсе единицы.
     Мы уже не раз рассказывали о «Русском доме» – «Russian Bosco club», вместе с ним активно функционировали еще два островка нашей страны – Российский олимпийский пресс-клуб, где хозяйничала каждый вечер, тепло принимая знатных гостей – медалистов Олимпиады, известная журналистка Дарья Червоненко, и «Дом друзей Олимпиады», одним из партнеров которого являлась известная украинская компания «Немирофф». Не случайно украинские спортсмены «напросились» отметить здесь вместе с российскими друзьями День независимости Украины. Яблоку негде было упасть, как на встрече со знаменитыми ветеранами-олимпийцами разных поколений.
     - Леонид Васильевич, а где ваши знаменитые часы, которые, как вы говорите, отмеряют время побед? Извините за каламбур – часом не утеряли? – в шутку спросил я президента ОКР Леонида Тягачева.
     - А вы разве не знаете, что я еще в Москве обещал их самому первому россиянину – олимпийскому чемпиону, вот и подарил Назыру Манкиеву. Но, видимо, придется раскошелиться и купить еще – не обижать же других наших победителей.
     Кстати, когда я разговаривал с Манкиевым, он рассказал, что в его семье еще 13 братьев и сестер. Назыр счастлив, что не подвел их, завоевал золотую медаль. И за родную Ингушетию рад, и за Россию. Деньги? О них не думал на ковре. Не помешают, конечно, лишними не будут, живет ведь его семья небогато, парень все, что зарабатывает, матери отдает.
     ... Эти горы, откуда родом все наши борцы-чемпионы, классики и вольники, далеки от Кавказских, однако знаменитые строчки Лермонтова вспоминаются и здесь. Жесткий туман скользит по их вершинам и слегка застилает ползущую по склонам и извивающуюся змеей Великую китайскую стену, точнее, небольшой ее участок, сама ведь она – шесть с половиной тысяч километров. Делюсь своими впечатлениями. Дух захватывает от сознания, что вот она перед тобой, ты видишь ее воочию. Величественное сооружение тоже вовлечено в обойму Игр, являясь, несомненно, их самым живописным местом. Карабкаясь по наклонной стене, 186 ступенек я одолел, дальше не решился (прикинул: оставалось еще до самого верха подпиравшей небо сторожевой башни, наверное, не менее тысячи), надо беречь здоровье – впереди было еще немало событий, которые, надеялись, поправят наши медальные дела и выведут Россию на достойное место в итоговом общекомандном протоколе.
     Так в итоге и случилось, однако финиш дался с огромным напряжением. Если честно, соперничать на равных с хозяевами Игр и американцами на сегодняшний день России не по силам, и заявление в канун Олимпиады президента ОКР Леонида Тягачева о 80 наградах, о том, что хорошо бы нам хотя бы на одну медаль завоевать больше, нежели у тех же китайцев, вызвавшее кое у кого скептицизм и недоумение, на мой взгляд, явилось стратегическим ходом. Оно из тех, которые должны были поднять боевой дух команды, вселить в нее уверенность, обозначить задачу, нацелить на самую ожесточенную борьбу за самые высокие позиции. В конце концов мы ведь были близки к реализации задуманного, посмотрите, сколько раз россияне останавливались в шаге, а то и полушаге от пьедестала, оказавшись на четвертых-шестых местах. Это неиспользованный потенциал, задел на будущее. Один лишь пример, с армейской прыгуньей в высоту Еленой Слесаренко. С ней произошло несчастье: ровно в тот день и час, когда открывались Игры, она на тренировке (еще в подмосковном Жуковском) получила болезненную травму, вот с ней, превозмогая боль, выступала, взяла гроссмейстерские 2 м 01 см! Лене (напомним, она чемпионка Афин) чуть-чуть не хватило до медали.
     С другой стороны, свое, вполне законное на сегодня, третье общекомандное место Россия могла ведь уступить сборной Великобритании, которая долго и прочно «сидела» в числе лидеров. Здесь иная проблема – из сферы глубоких знаний истинной ситуации в мировом спорте. Слона мы и не приметили, так ее можно обозначить. Это вопрос к нашим аналитикам и прогнозистам. Неужели представители туманного альбиона напустили столько тумана, что ни в одних пространных предположениях ученых мужей они не проходили среди конкурентов россиян.
     Да, нынешняя Олимпиада преподнесла нам жестокие, но справедливые уроки, указала на серьезные промахи в подготовке и новые тенденции. Но унывать, посыпать голову пеплом, ударяться в плач Ярославны – того нет, это не в российском характере. Многого, к сожалению, пока действительно нет и не будет, если дружно не навалимся на работу, засучив рукава. Если и затевается после Игр реорганизация управления нашим спортом, то во главу ее необходимо поставить эффективность, а не эффект. Тем более что времени до следующих Игр в Лондоне осталось «всего» 4 года.
     На снимках: Олимпийская чемпионка скороходка Ольга КАНИСЬКИНА.; Елена ИСИНБАЕВА выиграла с новым рекордом - 5.05 м.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex