на главную страницу

30 Августа 2008 года

Армия и общество

Суббота

БОРЬБА С ЕЗДОЙ БЕЗ ПРАВИЛ

Беседу вел Кирилл БЛИНОВ.



Как известно, в большинстве воинских частей перевозка личного состава составляет львиную долю от общего объема эксплуатации транспортных средств. С недавних пор перевозить людей имеют право только водители с правами категории «Д». Однако военнослужащих по призыву с правами данной категории очень мало, да и контракт они подписывают крайне неохотно. Об этой и других проблемах безопасной эксплуатации военных автомобилей на дальневосточных дорогах «Красной звезде» рассказывает начальник 22-й региональной ВАИ полковник Сергей СЫСКИН.


     - Можно ли говорить о том, что на уровне нормативно-правовых документов перевозка личного состава до сих пор никак не урегулирована и командиры частей здесь, по сути, стали заложниками сложившейся ситуации?
     - Совершенно верно. Проблема с водительским составом сейчас находится в правовом вакууме. В Правилах дорожного движения сказано, что подготовка водителей для нужд Министерства обороны может осуществляться вне специализированных автошкол установленным порядком. Старый приказ министра обороны, регламентирующий этот процесс, уже три года как отменен, а нового пока нет.
     Посмотрим на проблему под другим углом. Что такое права категории «Д»? Они прежде всего предполагают стаж вождения транспортного средства, предназначенного для перевозки людей, не менее трех лет. Откуда ему взяться у 18-19-летних парней? Получается, что минимальный возраст, с которым могут призвать такого водителя, - 21-22 года. А много ли таких сейчас в армии?
     В контрактном полку, который расположен в пригороде Хабаровска, не поверите, всего... один водитель имеет категорию «Д». А ведь это часть, где идет напряженная боевая учеба, практически каждый день организуются выезды на полигон.
     - То есть транспортными средствами, перевозящими личный состав на полигон и обратно, управляют люди, не имеющие на это разрешения?
     - Да, так и есть. Командование полка и военнослужащие стали заложниками ситуации, поэтому доставка людей на полигон у них организована по принципу: «Попались инспектору ВАИ - плохо, удалось проскочить - хорошо».
     В частях окружного учебного центра картина менее напряженная. Хотя на полигон они тоже курсантов вывозят чуть ли не каждый день. Заместитель командира соединения по вооружению и начальник автослужбы держат руку на пульсе, и постоянный водительский штат для перевозки личного состава там сформирован.
     - Дают ли итоги эксплуатации военнослужащими служебного автотранспорта повод для определенного оптимизма?
     - За первый квартал этого года в зоне ответственности региональной ВАИ с участием транспортных средств Министерства обороны совершено 18 дорожно-транспортных происшествий, 10 из которых приходятся на части и соединения Дальневосточного военного округа. К сожалению, один человек погиб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в воинских коллективах ДВО уровень смертности вырос на 100 процентов - тогда погибших удалось избежать. Количество раненых снизилось с трех человек до двух.
     В лучшую сторону хотелось бы отметить работу по организации и обеспечению безаварийной эксплуатации транспортных средств в объединении генерал-лейтенанта Анатолия Сидорова и в частях, подчиненных квартирно-эксплуатационному управлению ДВО. Здесь, несмотря на большое количество привлекаемой к выполнению задач автомобильной техники, удалось не допустить роста количества дорожно-транспортных происшествий.
     Напротив, негативно хотел бы отозваться о деятельности в данном направлении должностных лиц объединения, которым командует генерал-лейтенант Игорь Турченюк, а также управления воспитательной работы и строительного управления округа.
     Помимо этого хотелось бы заострить внимание на анализе результатов проверки эксплуатации и законности использования автомобильной техники. По обобщенным данным, в первом квартале в рейсы выходило 133 тыс. 394 автомобиля. На маршрутах инспекторами ВАИ проверено более 22 тысяч машин. Нарушения выявлены у 1.029 транспортных средств, на долю округа приходится 495 таких автомобилей. Как и в прошлом году, «лидеры» по числу несоответствий - два полка, комплектуемые военнослужащими по контракту. Их командиры - полковник Андрей Сычевой и подполковник Дмитрий Зеленков. К слову, эти же самые части «отличились» в прошлом году еще по одному показателю - не предоставили свои транспортные средства на обязательный государственный технический осмотр.
     Хотел бы заострить внимание на примере, наглядно показывающем, к каким последствиям может привести халатное отношение должностных лиц к организации безаварийной эксплуатации вверенной им автотехники.
     В конце апреля в поселке Красная речка близ Хабаровска автомобиль УАЗ, управляемый солдатом-срочником, на одном из перекрестков столкнулся с КамАЗом, груженным песком. Приезжаю на место, начинаю выяснять обстоятельства. Был понедельник - «водительский день», а значит, водитель должен находиться на занятиях. Однако вместо этого он выполнял распоряжение заместителя командира соединения по вооружению. Да и на маршрут водитель выехал один, без старшего, хотя в части он всего четыре месяца. Дальше - больше. По документам военнослужащий прошел два курса доподготовки. Один из них - на «Урале», на котором он из бокса выезжал три раза, а все остальное время занимался обслуживанием техники и нес службу в нарядах. За период второй доподготовки он пару раз съездил на полигон, после чего с машины был снят и переведен на другой автомобиль, на котором через три дня и попал в аварию. То есть практики вождения фактически не было никакой.
     Накануне ДТП транспортное средство проверялось начальником контрольно-технического пункта. Была выявлена поломка - неработающий спидометр, о чем есть запись в книге учета. Но устранение неисправности никто не проконтролировал, и путевка на выезд каким-то образом оказалась подписана.
     В итоге неопытный водитель на автомобиле с неработающим спидометром, не зная города, без старшего выехал на маршрут, да к тому же в день, когда с ним должны были проводиться занятия. Хорошо, что хоть жив остался. Конечно, формально виноват солдат. Но я бы посмотрел на ситуацию шире и привлек к ответственности его командира.
     - Этот случай иллюстрирует некую тенденцию?
     - Могу с уверенностью сказать, что ряд командиров частей и соединений нарушают приказ министра обороны по обеспечению безопасной эксплуатации военных транспортных средств. Конечно, в большинстве случаев это происходит не по их злому умыслу, а в силу объективных обстоятельств. Но факт остается фактом - нарушения есть, и год от года их не становится меньше.
     С апреля мы стали проводить проверку работы КТП и несения службы в парках. Из 359 проверенных нарушения выявлены в 25 парках, 18 из которых теперь закрыты. Анализируя результаты проверок, я все больше убеждаюсь: акты, которые мы пишем должностным лицам, они абсолютно не воспринимают как руководство к действию. Не все, конечно, но тенденция налицо. Напротив, они бомбардируют нас пустыми докладами о проделанной работе. Мы верим, даем команду парк открыть. Приезжаем через месяц с повторной проверкой и видим, что воз, как говорят, и ныне там.
     - По вашему мнению, существует ли причинно-следственная связь между такими понятиями: «нарушения в парковом хозяйстве» - «рост в части (соединении) числа дорожно-транспортных происшествий»?
     - Специальной статистики, увязывающей эти понятия, мы не ведем. Однако опыт показывает, что она существует. Читаешь суточную ведомость происшествий, в графе «причины задержания транспортного средства» написано: «В путевом листе отсутствует подпись дежурного по парку». Вроде бы, виновный «на поверхности».
     С другой стороны, выслушивая объяснения начальников КТП, я понимаю их позицию. Они не должны разрешать выезд автомобиля, на который либо нет документов вообще, либо стоят чужие номера, потому как «родные» снял инспектор ВАИ по причине отсутствия у водителя прав категории «Д». Но если офицеру приказывает выпустить машину в рейс старший начальник, он вынужден подчиниться. Это не гипотетический пример, а вполне реальный случай.
     Поэтому командующий войсками округа приказал мне и моим подчиненным без малейших колебаний опечатывать парки при выявлении серьезных нарушений. Понимаю, мера жесткая, но вынужденная.
     - В последние годы еще одной существенной проблемой, волнующей командование округа, стали военные водители, садящиеся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Удалось ли выправить ситуацию, ужесточив меры административной ответственности?
     - Здесь стоит вести речь о владельцах личного транспорта, потому как у «служебников» такой проблемы особо никогда не существовало.
     Да, ужесточение законодательства в отношении пьяных водителей или лиц, отказывающихся от прохождения медицинского освидетельствования, конечно, быстро принесли свои плоды. В 2006 году в состоянии опьянения совершено 15 ДТП, в которых погибли 3 и ранены 28 человек - 21% от общего количества аварий на личном транспорте военнослужащих. 12 ДТП совершено представителями воинских коллективов округа. Кроме того, в отношении военнослужащих Министерства обороны гарнизонными военными судами рассмотрено 576 административных протоколов, 408 - за управление автомобилем в нетрезвом виде или за невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования. Доля округа в этих четырех сотнях - 71%.
     В прошлом году пьяные водители в погонах участвовали в семи ДТП, из которых военнослужащие ДВО - в четырех. Гарнизонными судами рассмотрено 223 протокола.
     За первый квартал нынешнего года этой категорией нарушителей совершено одно дорожно-транспортное происшествие.
     Сами видите, что результат есть. Но, считаю, одними лишь административными методами воздействия ситуацию не исправить. Слишком долго у нас закон ассоциировался с тем самым дышлом, и в одночасье народный менталитет не выправить.
     В то же время если в нынешнем году показатели по нетрезвым «личникам» снизятся хотя бы на четверть, значит мы, как представители власти, одержали еще одну маленькую победу, и тем самым спасли чью-то жизнь.
     В заключение хочу пожелать военным автомобилистам, чтобы каждый их выезд в рейс заканчивался благополучным возвращением домой. Ведь статистика происшествий - это не просто аварии. За каждой стоит человеческая трагедия, боль, а иногда и жизнь. Помните: только тот, кто ездит по правилам, успевает всегда и везде.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex