на главную страницу

9 Сентября 2008 года

Страна и мир

Вторник

Как развязать кавказский узел

Владимир КУЗАРЬ.



     «Что, по-вашему, более эффективно: направление американских военных кораблей в Черное море или действия президента Николя Саркози, благодаря которым были остановлены танки? То, что сделали мы, было более эффективно», - заявил министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, комментируя поездку в Москву для переговоров с Президентом России Дмитрием Медведевым миссии Евросоюза во главе с Николя Саркози. По словам французского дипломата, он не разделяет точку зрения тех, кто пытается мыслить категориями противостояния одного лагеря другому, так как хорошо знает цену «холодной войны». «Никто не хочет политики конфронтации с Россией», - подчеркнул глава МИД Франции.
     Сегодня уже очевидно, что Европа не поддалась ни нажиму из-за океана, ни призывам «новых солдат «холодной войны», как на континенте называют Польшу и страны Балтии, к более жесткому курсу в отношении России. Старый Свет отказался от «языка силы и санкций» в пользу диалога и взаимодействия с нашей страной. Во многом тому способствовала конструктивная позиция Москвы, которая, твердо отстаивая свое право на защиту жизни российских граждан, спасение от полного уничтожения целого народа, в то же время постоянно демонстрировала готовность к широкому сотрудничеству с Евросоюзом на надежной основе и на принципах взаимного уважения.
     Не малую роль сыграли также прорыв Россией информационной блокады, которую организовали США и их союзники для своих граждан, и показ ею истинных виновников трагедии на Кавказе. «Я сюда приехал, - заявил побывавший в Южной Осетии 5 сентября заместитель спикера чешского парламента Любомир Заоралек, - чтобы посмотреть, что случилось в Цхинвале, и поговорить с людьми, которые здесь живут. Я видел сожженный парламент, разбомбленную школу и подвал, в котором жили двести человек. Я вижу только разрушенные дома обычных людей. Мне кажется, что это преступление против человечности. Мне бы хотелось, чтобы сюда приехало как можно больше послов и журналистов, чтобы они также посмотрели на то, что мы здесь видели. Я думаю, что мы должны вести речь об ответственности за то, что здесь произошло. Я буду везде говорить о том, что увидел», - подчеркнул Заоралек.
     Таким образом, направляясь в Москву, чтобы обсудить дальнейшие шаги по урегулированию кризиса на Кавказе, миссия Евросоюза имела уже и соответствующий фон общественного мнения, и консолидированную позицию, выработанную на своем экстренном саммите и уточненную на неформальной встрече министров иностранных дел европейских стран, которую они провели в минувшие выходные в Авиньоне (Франция). По утверждению «Нью-Йорк таймс», миссия ставила перед собой две цели. Первая из них - вывод российских войск с территории, которую дипломаты именуют «Грузия как таковая», - из районов Грузии за пределами Южной Осетии и Абхазии. Кстати, словосочетание «Грузия как таковая», под которым подразумевалась Грузия без двух республик, впервые прозвучало в Авиньоне. «Соглашусь, это опасное выражение, - сказал премьер-министр Польши Радослав Сикорский, который, как сообщается, активнее всех ратовал за санкции в отношении России. - Но таковы реалии обстановки на местах».
     Вторая цель - согласовать с Россией прибытие в зону конфликта группы наблюдателей из ЕС и обозначить зону ее ответственности. По словам верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политике безопасности Хавьера Соланы, группа международных наблюдателей в составе порядка 150-200 полицейских из стран Евросоюза могла бы сначала разместиться с грузинской стороны, а затем заменить ими российские войска в так называемой буферной зоне вокруг Южной Осетии. Представители Евросоюза также намеревались обсудить в Москве возможность создания международной комиссии для расследования недавнего конфликта в Южной Осетии, чтобы выявить долю ответственности сторон. С такой инициативой в Авиньоне выступил глава МИД ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер.
     Что же касается России, то она в целом приветствует конструктивную позицию Евросоюза, хотя и выражает сожаление, что в документе саммита ЕС «не нашли отражения принципиальные оценки агрессивных действий Грузии как первопричины кризиса вокруг Южной Осетии и Абхазии». Вместе с тем Москва подтверждала готовность в ходе визита миссии Евросоюза подробно рассмотреть вопросы практической реализации плана урегулирования ситуации, возникшей после нападения грузинских войск на Цхинвал. Более того, наша страна намерена была изложить, как сообщили некоторые СМИ, своего рода «дорожную карту» выхода из кризиса. Составными элементами ее могли бы стать: допуск в конфликтную зону вокруг Южной Осетии военных наблюдателей ОБСЕ, чьей основной задачей будет контроль за грузинскими войсками; проработка вопросов о размещении международных полицейских сил в зоне грузино-осетинского конфликта; заключение Грузией и Южной Осетией соглашения о неприменении силы.
     Необходимость таких шагов диктует и то, что Грузия не намерена отказываться от своей агрессивной политики. Как заявил в понедельник официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, высказывания некоторых официальных лиц США говорят о том, что у Грузии, к сожалению, не миролюбивые планы по отношению к своим соседям, особенно к пострадавшим во время недавних событий на Кавказе югоосетинцам. При этом Тбилиси явно рассчитывает на американскую помощь, обещания которой так и сыплются из-за океана. Так, например, глава комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Майкл Маллен заявил, что «Грузия - очень важная для США страна и они намерены продолжать с ней военное сотрудничество». Свидетельством тому служит и тот факт, что сейчас представители Пентагона проводят анализ потребностей грузинской армии для ее восстановления. Со своей стороны, заместитель помощника государственного секретаря США Мэтью Брайза на прошлой неделе сказал, что Америка выступает против эмбарго на поставку оружия в Грузию.
     С учетом этих и других реалий и был, по предложению Президента России Дмитрия Медведева, обсужден с его французским коллегой ход урегулирования грузино-югоосетинского конфликта. По словам главы Российского государства, прошел достаточно напряженный месяц, в течение которого предпринимались все необходимые усилия в рамках плана «Медведев - Саркози». За это время произошли важные события, в частности, Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Также существуют определенные новые подходы, которые необходимо учитывать, продвигаясь по этому плану.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex