на главную страницу

10 Сентября 2008 года

Армия и общество

Среда

Слагаемые победы

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



     В первом эшелоне боевых кораблей Черноморского флота России, вернувшихся, как ныне пишут, с «пятидневной войны» на Кавказе и участвовавших в военной операции «по принуждению грузинской стороны к миру», были малый ракетный корабль «Мираж», которым командовал капитан 3 ранга Иван Дубик, и морской тральщик «Турбинист», где командиром капитан 3 ранга Дмитрий Чижик. Как уже сообщали СМИ, за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, восемь моряков были награждены орденами Мужества. Среди них два командира черноморских кораблей, два капитана 3 ранга - Иван Дубик, командир МРК «Мираж», и Вадим Джанунц, командир малого противолодочного корабля (МПК) «Суздалец». «Пятидневная война» завершилась, а вот присутствие черноморцев в «горячем регионе» продолжается и поныне. Еще и сегодня, в начале сентября, в море остаются многие корабли Черноморского флота России, в том числе и те, которые снабжаются некогда экспериментальной береговой базой, которой командует капитан 2 ранга Виктор Гинькут. Это, например, малые противолодочные корабли (МПК) «Суздалец», «Александровец» и «Муромец», морской тральщик «Вице-адмирал Жуков» и разведывательные корабли. Уже более трех недель эти небольшие «единицы» из дивизионов МПК и морских тральщиков, которыми командуют капитаны 2 ранга Роман Мейпариани и Алексей Кашлак, выполняют поставленные задачи в «горячем регионе». Выполняют успешно, поскольку обеспечены всем необходимым.
     Никакие боевые действия не возможны без стабильной деятельности тыловых структур, нормального бесперебойного обеспечения. Известный постулат «Победа в море куется на берегу» полностью справедлив и на сегодняшний день. Корабли российского Черноморского флота обеспечены оружием, боеприпасами, продовольствием, горюче-смазочными и другими материалами. И в успешном проведении морской операции у Кавказского побережья немалая заслуга тыловиков ЧФ РФ. Об одном из них, который обеспечивает целых три дивизиона кораблей, наш рассказ.
     ...Еще когда в преддверии профессионального праздника я позвонил заместителю командующего ЧФ по тылу - начальнику тыла Черноморского флота контр-адмиралу Алексею Белкину и спросил о кандидатуре лучшего командира тылового подразделения ЧФ, то он, практически не задумываясь, назвал командира объединенной береговой базы капитана 2 ранга Виктора Гинькута. Оснований для этого, как оказалось, было более чем достаточно. Мало сказать, что это одно из самых лучших и к тому же крупных подразделений тыла, эта береговая база уникальна, поскольку объединила в себе ранее никогда не совмещаемое.
     Впрочем, обо всем по порядку. Реформирование - это не автоматическое сокращение численности структур Министерства обороны. Это поиск решений, позволяющих при минимизации структур сохранить или даже повысить боевую готовность и дееспособность подразделений. Именно такая формула и была найдена на Черноморском флоте.
     Когда бригаду подводников ЧФ РФ сократили до отдельного дивизиона и возникла необходимость упразднения береговой базы, которая обеспечивала жизнедеятельность «витязей глубин», на флоте стали думать над тем, что создать вместо тыловой структуры подводников, ибо она очень специфична. Вот тогда-то и пришла идея создать объединенную береговую базу, которая снабжала бы всем необходимым сразу несколько воинских частей. Хорошо, если части родственные и находятся в одном районе. А если они различны и в корне отличаются по своему предназначению, задачам, нормам довольствия и многому другому?
     Начался поиск путей соединения того, что ранее никогда не соединялось. Например, подводников и противолодочников. В море это противоборствующие силы, потенциальные и реальные «противники» со своей спецификой, оружием, организацией. А на берегу...
     На берегу после раздела Черноморского флота ВМФ СССР, передачи части инфраструктуры военно-морским силам Украины и переселения к новым местам они стали дислоцироваться в одной бухте - Южной. На одном ее берегу - подводники и дивизион тральщиков. На противоположном - противолодочники. Расстояние - рукой подать. Важно и то, что рядом штабы, пункты управления.
     Идеей объединить ранее не совмещаемые структуры загорелся и главный тыловик Военно-морского флота. Более того, заместитель главнокомандующего ВМФ по тылу - начальник тыла ВМФ вице-адмирал Владимир Попов активно подключился к решению этой задачи в рамках «Единой системы тылового обеспечения» - темы его диссертации, актуальность которой не подвергается сомнению. Делались расчеты, проводился анализ, рождались соответствующие выкладки. Личное участие в этом вопросе заместителя главкома ВМФ ускорило появление соответствующей директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Но директива - еще не бербаза. Ее предстояло создать. Кто возглавит это экспериментальное объединение, которое должно было снабжать дивизион малых противолодочных кораблей, дивизион морских тральщиков, отряд по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами противника, пост рейдовой службы, подводников Черноморского флота России, дивизион разведывательных кораблей и... детское дошкольное учреждение вкупе с базой отдыха? Кто обеспечит жизнедеятельность столь разнородных структур? От этого, понятно, во многом зависел успех дела государственной важности, ведь в случае положительного результата такие структуры можно было внедрять и на других флотах.
     Выбор пал на капитана 2 ранга Виктора Гинькута. И, понятно, не случайно. Самая большая специфика службы, а потому и снабжения, обеспечения боеготовности кораблей - у подводников, и нужно, чтобы командир береговой базы смыслил в этом деле. Виктор Гинькут - выпускник Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое многие годы готовило подводников для атомоходов и простых «дизелей». После выпуска был командиром моторной группы на дизельной подводной лодке, начальником зарядовой силовой станции, которая заряжает аккумуляторные батареи подводных лодок; командиром электромеханической боевой части ПЛ, начальником службы снабжения береговой базы подводников, а затем и заместителем командира базы. Так что и подводницкую службу, и связанные с ней вопросы снабжения знает не понаслышке, а прошел на практике.
     Затем Академия тыла и транспорта, которую офицер окончил с отличием и благодарностью от Верховного Главнокомандующего, в ту пору - Владимира Путина. После академии был командиром береговой базы бригады охраны водного района (ОВР) с ее разветвленной и разнородной структурой, которая и стала в основе объединенной береговой базы. Выходило, что офицер как нельзя лучше подходил на должность командира объединенной береговой базы, поскольку имел опыт обеспечения как подводников, так и надводников. Важно и то, что его отличают прекрасные деловые качества, огромная работоспособность и трудолюбие. Все это вкупе и сделало его кандидатурой номер один при назначении на... экспериментальную должность.
     Работать он начал в экстремальных условиях и рванул с места в карьер. Дело в том, что предыдущий командир береговой базы подводников, уволившись в запас, дела и должность никому не передавал. Обидевшись на то, что не его назначили на эту самую экспериментальную базу, просто бросил все и уехал в другой город.
     Так что Гинькуту пришлось начинать не с образования новой структуры, а с ликвидации прежней береговой базы.
     - В тот период служба превратилась в сплошной стресс, - вспоминает Виктор Витальевич, - людей нужно было кормить, одевать, обувать, обеспечивать необходимым, а довольствующие органы отказывали в получении всего и вся, поскольку за ликвидированной базой подводников оставались большие «хвосты». Для начала нужно было их поубирать, причем сделать это предстояло в минимально короткий срок, дабы не делать перебоев в снабжении моряков всем необходимым.
     В те дни Виктор Гинькут дневал и ночевал в служебном кабинете. Семья отошла на второй план. Возможно, другой и не потянул бы этот воз проблем. Но Виктор понимал: назначили не кого-то, а его. И он должен осилить. Нужно было набрать людей по новому штату и отладить организацию снабжения разнородных воинских частей. Словом, оправдать оказанное ему доверие.
     - Период с ноября 2004 года по январь 2005 года был для меня, пожалуй, самым трудным в службе, - признается офицер.
     Хотя вряд ли можно назвать легкими времена, когда он служил на подводной лодке. Там были свои сложности, трудности. Возможно, именно тогда и сложились его характер, та обязательность и пунктуальность, без которых подводникам не обойтись. Глубина не прощает ошибок.
     Чего стоила отладка «нового механизма» Виктору Гинькуту, знает, пожалуй, только он и его семья, встречи с которой в тот период становились настоящим праздником. Но он оправдал оказанное доверие, доказал свою состоятельность, как офицер, как организатор, руководитель и настоящий тыловик, поскольку ни на один день не прервалось снабжение воинских частей в переходный период. Он сумел малыми силами наладить снабжение большого количества воинских частей и подразделений, береговых структур.
     За минувшие годы многое сумел сделать. Преобразились военные городки. Для подводников построили новые столовую и баню. Кстати, столовая признана лучшей на всем Черноморском флоте. Именно на ее базе проводили традиционную ежегодную конференцию по питанию, где показывали, как нужно готовить пищу и сервировать столы.
     - Огромную помощь мне оказывал начальник тыла флота контр-адмирал Алексей Евгеньевич Белкин, - говорит Гинькут, - ведь новому всегда трудно пробивать дорогу. Он это понимает и в трудных ситуациях идет навстречу. Ну а мы просто реализовали на практике задуманное. Теперь стараемся держать марку.
     О том, как «держат марку» в объединенной береговой базе, говорит тот факт, что по итогам инспекции Министерства обороны РФ ее коллектив был отмечен в лучшую сторону. Лучшим признан и детский сад Черноморского флота, который стоит на довольствии у Виктора Гинькута. Это ли не показатель работы? И как результат - многие офицеры получили повышение в должностях. А значит, перевелись к новым местам службы.
     - Ушел в штаб тыла флота начальник продовольственной службы капитан 3 ранга Сергей Петух, - рассказывает Гинькут, - на повышение в Новороссийскую ВМБ назначен и начальник службы ГСМ майор Александр Тепин.
     Приятно, конечно, что офицеры растут в должностях. Однако, с другой стороны, теперь нужно готовить новые кадры. А ведь все это требует сил и времени. Как говорится, трудно взойти на Олимп, но еще труднее удержаться на нем. Ну а почивать на лаврах не приходится. Сегодня в подчинении капитана 2 ранга Виктора Гинькута 11 офицеров, 16 мичманов и прапорщиков, несколько десятков старшин, матросов и гражданских специалистов. Всего более 100 человек. В «заведовании» офицера четыре военных городка, где нужно поддерживать флотский порядок. И на все про все 11 единиц автотехники. Транспорт, конечно, не новый, требует постоянного ухода и заботы. Кроме этого, зарплата у гражданских специалистов невысокая, поэтому деньгами их в часть не заманишь. Значит, нужно искать другие формы привлечения на базу грамотных специалистов. Словом, проблем и забот Виктору хватает. Спасибо шефам из Владимирской области: помогли с автотранспортом, выделили два автомобиля.
     ...Во время нашей непродолжительной беседы в кабинет к командиру береговой базы по неотложным делам зашли примерно полтора десятка человек. Беспрестанно звонил «военный» и мобильный телефоны. И на каждый звонок нужно было ответить. Ведь флотскую жизнь не остановить! Учения, выходы в море происходят по плану боевой подготовки. Соответственно и снабжение должно быть непрерывным, каждодневным. Финансовое, вещевое, продовольственное обеспечение... Снабжение горюче-смазочными материалами. Получение технического, шкиперского, водолазного и другого имущества... Помывка личного состава, ремонт жилого и казарменного фонда... Тут перерывов не бывает. Но за всей этой тыловской круговертью Виктор Гинькут смотрит на перспективу и думает над тем, как улучшить, усовершенствовать организацию новой структуры. Впрочем, не такая уж она и новая. Удачным оказался эксперимент по реформированию флотской структуры тыла. И во многом потому, что служит Виктор Гинькут, как говорится, по максимуму. А иного для себя офицер просто не приемлет. Здесь для него - передний край.
     ...Сборы черноморских кораблей к побережью Абхазии были стремительными и напряженными для командира объединенной береговой базы капитана 2 ранга Гинькута. Он и его подчиненные понимали, куда и зачем идут боевые корабли. А значит, они должны быть обеспечены по полной схеме.
     - Работали без отдыха, не считаясь со временем и, можно сказать, круглосуточно, - рассказывает мне после возвращения к родным берегам морского тральщика «Турбинист» капитан 2 ранга Гинькут, - но обеспечили корабли всем необходимым. Впрочем, и сегодня тыловики флота трудятся с полным напряжением сил, ведь многие корабли продолжают выполнять поставленные задачи. И их решение во многом зависит от того, насколько моряки будут обеспечены.
     30 августа мне удалось накоротке побеседовать с командиром морского тральщика «Турбинист» капитаном 3 ранга Дмитрием Чижиком. На конец августа это был единственный корабль не только бригады, но и других соединений, вернувшийся в Севастополь из «горячего региона».
     Командир «Турбиниста» был по-военному краток:
     - Поставленная его экипажу задача - охрана района посадки самолетов - была успешно выполнена. Несмотря на молодость офицерского состава экипажа.
     Как выяснилось, Дмитрий Чеславович уже два года командует морским тральщиком после окончания высших офицерских классов. В числе отличившихся командир МТЩ назвал штурмана лейтенанта Александра Пузева, старшину команды мотористов старшего мичмана Николая Ледовских, командира отделения электриков тральных главного старшину Эльдара Валиева и старшего моториста старшего матроса Максима Воробьева.
     Капитан 3 ранга Чижик рассказал, что его тральщик одним из первых кораблей соединения вышел в море для действий у берегов Абхазии. При этом отметил, что корабль снабдили всем необходимым для выполнения как поставленных миротворческих задач, так и задач по прямому предназначению.
     - Мы вообще ни в чем не нуждались, - говорит Дмитрий Чижик, - и благодарны специалистам береговой базы за полноценное обеспечение необходимым.
     Такая практика - не исключение. Скорее, правило. И одно из необходимых условий победы в бою. Будь он учебный или реальный.
     На снимке: Капитан 2 ранга Виктор ГИНЬКУТ - командир береговой базы Черноморского флота России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex