на главную страницу

10 Сентября 2008 года

Армия и общество

Среда

ТАЙНЫ ЖЕЛТОГО МОРЯ

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда».



30 декабря 1848 года священник Николаевской церкви отец Александр совершил обряд крещения над новорожденным младенцем Степаном, которому исполнилось всего три денечка...

     Имя адмирала Степана Осиповича Макарова стоит в одном ряду с самыми известными русскими флотоводцами. В декабре 2008 года будет отмечаться 160 лет со дня его рождения. Жизненному пути этого выдающегося человека посвящено немало научных трудов, и нет возможности в короткой статье пересказать все заслуги Макарова перед Отечеством. В год столь памятной даты стоило бы отдать дань памяти на его могиле, которой стал эскадренный броненосец «Петропавловск», флагманский корабль Порт-Артурской эскадры, погибший от подрыва на минах на внешнем рейде при возвращении в базу 31 марта 1904 года.
     Этому и посвящена предстоящая в нынешнем году экспедиция приморского парусного научно-поискового судна (ПНПС) «Искра» в китайский порт Люйшунь, бывшую русскую военно-морскую крепость Порт-Артур.
     Каковы ее цели и задачи, корреспонденту «Красной звезды» рассказали начальник оперативного управления Тихоокеанского флота контр-адмирал Константин Лаптев и капитан «Искры» капитан 3 ранга запаса Владимир Карташев.
     - Уже несколько лет из порта Владивосток начинает свои экспедиции в различные морские районы ваш парусник. Расскажите, что уже сделано и каковы особенности предстоящей работы?
     Контр-адмирал Константин Лаптев:
     - Назову лишь некоторые результаты столь кропотливой деятельности. В 2004 году в Корейском проливе команда научно-поискового судна «Искра» нашла и обследовала останки броненосного крейсера «Рюрик», погибшего в боевом столкновении Владивостокского отряда крейсеров под командованием адмирала Иессена и отряда японских кораблей под флагом адмирала Камимуры. В 2007 году завершена трехлетняя работа в проливе Лаперуза, в результате которой обнаружили американскую подводную лодку «Ваху», погибшую в период Второй мировой войны, и получили акустический контакт с объектом, напоминающим советскую подводную лодку Л-19, также погибшую в августе 1945 года при невыясненных обстоятельствах. По результатам этих экспедиций и в результате глубокого изучения исторического материала созданы документальные фильмы «Дедушка «Рюрик», «Найденная «Wahoo» и «Холодная тишина».
     Капитан 3 ранга запаса Владимир Карташев:
     - Плодотворной, считаю, получилась и экспедиция прошлой осенью к японскому побережью, где на дне моря неподалеку от порта Хамада покоится военный транспорт «Иртыш» - участник Цусимского сражения. Он затонул от боевых повреждений, следуя в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского.
     Когда наши водолазы Андрей Дорошенко и Борис Постовалов обнаружили его - а вода там удивительно прозрачная, - то увидели, что на уцелевших корпусных конструкциях «Иртыша» возвышается коралл в форме почти правильного православного креста. Я и сам был просто изумлен, когда рассматривал видеозапись этого чуда. Наши ребята, которые изныряли все южные моря, говорили, что нигде больше не встречали такого природного явления. Подводные съемки вошли в видеохронику экспедиции. Среди останков судна на дне обнаружили различные предметы, представляющие историческую ценность, но особенностью стало то, что среди них хорошо сохранилось взрывчатое вещество, вероятно пироксилин, в больших количествах, о чем тут же сообщили японской стороне. А командованию ВМФ предложили инициировать объявление останков «Иртыша» военным имуществом России, чтобы японские специалисты не нанесли ущерб им при извлечении взрывчатки.
     Но не только эти открытия легли в основу будущего документального фильма. В префектуре Симанэ, где мы побывали по договоренности с японцами, оказывается, и по сей день чтут память погибших здесь не только своих, но и русских моряков. Мирные жители после сражения поднимали останки наших соотечественников из воды и хоронили на кладбищах, которые уже их потомками содержатся в идеальном состоянии. Более того, в память об «Иртыше» они создали стелу и музей, где хранят уцелевшие с этого транспорта предметы. Ежегодно японцы воздают почести погибшим, невзирая на то, что мы были противниками.
     Здесь мы познакомились с удивительными женщинами - Сакура-сан и Марисаки-сан. Первая из них собрала ценнейший исторический материал по всем захоронениям русских моряков в Японии, а вторая поддерживает действующий в местечке Ваки тот самый музей «Иртыша». Интересно, что в память об этом экипаже простыми японками создана песня: мать написала слова, а дочь - музыку, и эта песня до сих пор исполняется 28 мая, в день высадки команды судна на японское побережье. Конечно, мы попросили исполнить эту песню нам и записали ее, как говорится, в оригинале. Вот так местное население относится к тем событиям.
     Возможно, мы стали не первыми из россиян, побывавшими на островах Оки, где посетили три захоронения русских моряков. Да это и неважно. Но на каждом захоронении мы оставили гранитные плиты с памятными надписями. Такая же плита была положена на дно к останкам судна и его памятнику. Хозяевам мы вручили символические подарки, а в музей передали большую картину с изображением современного «Иртыша» - госпитального судна, которое является правопреемником имени исторического корабля.
     - Что подвигает ваш поисково-исследовательский центр ежегодно снаряжать, надо полагать, достаточно дорогую экспедицию к чужеземным берегам? Кто помогает в финансировании?
     Контр-адмирал Константин Лаптев:

     - Людьми движет благородная, я бы сказал, патриотическая, идея поднять и осветить незаслуженно забытые страницы нашей истории. Для этого как раз и необходимо обследовать как можно больше кораблей, погибших в период русско-японской войны. А весь материал, который собираем по крупицам в буквальном смысле на дне морском, можно и нужно использовать как своего рода учебное пособие, например, в вузах. Но, к сожалению, никто пока из государственных структур не взялся за такой проект.
     Вообще продвижение куда-либо результатов экспедиционных и исследовательских работ остается большой проблемой, особенно в российском масштабе. К примеру, несмотря на то, что все фильмы, созданные центром, имеют довольно высокую художественную, а главное - познавательную ценность (об этом свидетельствуют призы, которые они получили на международных фестивалях), на наше центральное телевидение им вход до сих пор закрыт. Зато, например, фильм о погибшей подлодке «Ваху» демонстрировали на канале АВС в США и на Гавайских островах по местному американскому ТВ.
     Ну а мы на своем уровне, конечно же, по мере возможностей помогаем этим энтузиастам. К художественной деятельности «Искры» подключены творческие группы по созданию сценариев, анимации, компьютерной графики, монтажу. С центром работает флотский драматический театр.
     Капитан 3 ранга запаса Владимир Карташев:
     - С мая идет подготовка к реализации нашего серьезного проекта по обследованию броненосца «Петропавловск», на котором погиб вместе с экипажем и командующий флотом Тихого океана адмирал Степан Осипович Макаров. Предполагаемое место гибели корабля, координаты его известны. Мы намерены найти и обследовать броненосец, заснять его на видеоаппаратуру.
     Известно, что однажды подобную экспедицию уже осуществляли. В 1913 году японский предприниматель организовал экспедицию, носившую коммерческий характер. При этом были подняты тела нескольких погибших моряков, которые захоронили в Порт-Артуре.
     Материальное обеспечение проекта - одна из самых больших проблем каждой такой экспедиции. Финансовые нагрузки, как правило, мы берем на себя.
     - Когда планируете выход в Желтое море?
     Капитан 3 ранга запаса Владимир Карташев:

     - Экспедиция намечена на осень. Надеюсь, адмирала Макарова в год его 160-летия и других погибших в русско-японской войне моряков мы помянем в этом году достойно.
     - А что за идея с международным памятником, которую вы включили в план своей деятельности на перспективу?
     Капитан 3 ранга запаса Владимир Карташев:

     - Обращая внимание во время посещения иностранных портов на то, как свято чтут память погибших военнослужащих за рубежом, невольно сравниваю с тем, что делается у нас в этом направлении. Да, в России есть отдельные памятники. Однако, по нашему мнению, подвиги русских военных моряков все же остаются полузабытыми. Люди приходят на корабельную набережную Владивостока и не знают, что именно отсюда в море уходили и «Рюрик», и другие корабли Владивостокского отряда крейсеров - единственного соединения кораблей, оставшегося непобежденным в той войне. А зачастую на памятниках, возводимых в настоящее время, видишь несуразные надписи, и непонятно, кому строят памятники их авторы - себе или тем, кому обязаны жизнью?
     В ближайшей перспективе мы рассчитываем установить на сахалинском мысе Крильон международный памятник всем погибшим в этой зоне Тихого океана - и военным морякам, и гражданским, и советским людям, и иностранцам. Подобный мемориал установили японцы совместно с американцами в знак примирения между этими двумя народами на противоположном берегу - на мысе Соя, только, к сожалению, без участия российской стороны. А мы хотим привлечь всех, чтобы этот памятник словно объединил людей доброй воли, народы разных государств.
     На снимках: контр-адмирал Константин ЛАПТЕВ; капитан 3 ранга запаса Владимир КАРТАШЕВ; по давней морской традиции, проходя место гибели русского флота в Цусимском сражении на Тихом океане в период русско-японской войны, экипажи современных кораблей ТОФ и судов гражданских ведомств отдают дань памяти своим соотечественникам.
     Фото автора.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex