30 декабря 1848 года священник Николаевской церкви отец Александр совершил обряд крещения над новорожденным младенцем Степаном, которому исполнилось всего три денечка...
Имя адмирала Степана Осиповича Макарова стоит в одном ряду с самыми известными русскими флотоводцами. В декабре 2008 года будет отмечаться 160 лет со дня его рождения. Жизненному пути этого выдающегося человека посвящено немало научных трудов, и нет возможности в короткой статье пересказать все заслуги Макарова перед Отечеством. В год столь памятной даты стоило бы отдать дань памяти на его могиле, которой стал эскадренный броненосец «Петропавловск», флагманский корабль Порт-Артурской эскадры, погибший от подрыва на минах на внешнем рейде при возвращении в базу 31 марта 1904 года.
Этому и посвящена предстоящая в нынешнем году экспедиция приморского парусного научно-поискового судна (ПНПС) «Искра» в китайский порт Люйшунь, бывшую русскую военно-морскую крепость Порт-Артур.
Каковы ее цели и задачи, корреспонденту «Красной звезды» рассказали начальник оперативного управления Тихоокеанского флота контр-адмирал Константин Лаптев и капитан «Искры» капитан 3 ранга запаса Владимир Карташев.
- Уже несколько лет из порта Владивосток начинает свои экспедиции в различные морские районы ваш парусник. Расскажите, что уже сделано и каковы особенности предстоящей работы?
Контр-адмирал Константин Лаптев:
- Назову лишь некоторые результаты столь кропотливой деятельности. В 2004 году в Корейском проливе команда научно-поискового судна «Искра» нашла и обследовала останки броненосного крейсера «Рюрик», погибшего в боевом столкновении Владивостокского отряда крейсеров под командованием адмирала Иессена и отряда японских кораблей под флагом адмирала Камимуры. В 2007 году завершена трехлетняя работа в проливе Лаперуза, в результате которой обнаружили американскую подводную лодку «Ваху», погибшую в период Второй мировой войны, и получили акустический контакт с объектом, напоминающим советскую подводную лодку Л-19, также погибшую в августе 1945 года при невыясненных обстоятельствах. По результатам этих экспедиций и в результате глубокого изучения исторического материала созданы документальные фильмы «Дедушка «Рюрик», «Найденная «Wahoo» и «Холодная тишина».
Капитан 3 ранга запаса Владимир Карташев:
- Плодотворной, считаю, получилась и экспедиция прошлой осенью к японскому побережью, где на дне моря неподалеку от порта Хамада покоится военный транспорт «Иртыш» - участник Цусимского сражения. Он затонул от боевых повреждений, следуя в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского.
Когда наши водолазы Андрей Дорошенко и Борис Постовалов обнаружили его - а вода там удивительно прозрачная, - то увидели, что на уцелевших корпусных конструкциях «Иртыша» возвышается коралл в форме почти правильного православного креста. Я и сам был просто изумлен, когда рассматривал видеозапись этого чуда. Наши ребята, которые изныряли все южные моря, говорили, что нигде больше не встречали такого природного явления. Подводные съемки вошли в видеохронику экспедиции. Среди останков судна на дне обнаружили различные предметы, представляющие историческую ценность, но особенностью стало то, что среди них хорошо сохранилось взрывчатое вещество, вероятно пироксилин, в больших количествах, о чем тут же сообщили японской стороне. А командованию ВМФ предложили инициировать объявление останков «Иртыша» военным имуществом России, чтобы японские специалисты не нанесли ущерб им при извлечении взрывчатки.
Но не только эти открытия легли в основу будущего документального фильма. В префектуре Симанэ, где мы побывали по договоренности с японцами, оказывается, и по сей день чтут память погибших здесь не только своих, но и русских моряков. Мирные жители после сражения поднимали останки наших соотечественников из воды и хоронили на кладбищах, которые уже их потомками содержатся в идеальном состоянии. Более того, в память об «Иртыше» они создали стелу и музей, где хранят уцелевшие с этого транспорта предметы. Ежегодно японцы воздают почести погибшим, невзирая на то, что мы были противниками.
Здесь мы познакомились с удивительными женщинами - Сакура-сан и Марисаки-сан. Первая из них собрала ценнейший исторический материал по всем захоронениям русских моряков в Японии, а вторая поддерживает действующий в местечке Ваки тот самый музей «Иртыша». Интересно, что в память об этом экипаже простыми японками создана песня: мать написала слова, а дочь - музыку, и эта песня до сих пор исполняется 28 мая, в день высадки команды судна на японское побережье. Конечно, мы попросили исполнить эту песню нам и записали ее, как говорится, в оригинале. Вот так местное население относится к тем событиям.
Возможно, мы стали не первыми из россиян, побывавшими на островах Оки, где посетили три захоронения русских моряков. Да это и неважно. Но на каждом захоронении мы оставили гранитные плиты с памятными надписями. Такая же плита была положена на дно к останкам судна и его памятнику. Хозяевам мы вручили символические подарки, а в музей передали большую картину с изображением современного «Иртыша» - госпитального судна, которое является правопреемником имени исторического корабля.
- Что подвигает ваш поисково-исследовательский центр ежегодно снаряжать, надо полагать, достаточно дорогую экспедицию к чужеземным берегам? Кто помогает в финансировании?
Контр-адмирал Константин Лаптев:
- Людьми движет благородная, я бы сказал, патриотическая, идея поднять и осветить незаслуженно забытые страницы нашей истории. Для этого как раз и необходимо обследовать как можно больше кораблей, погибших в период русско-японской войны. А весь материал, который собираем по крупицам в буквальном смысле на дне морском, можно и нужно использовать как своего рода учебное пособие, например, в вузах. Но, к сожалению, никто пока из государственных структур не взялся за такой проект.
Вообще продвижение куда-либо результатов экспедиционных и исследовательских работ остается большой проблемой, особенно в российском масштабе. К примеру, несмотря на то, что все фильмы, созданные центром, имеют довольно высокую художественную, а главное - познавательную ценность (об этом свидетельствуют призы, которые они получили на международных фестивалях), на наше центральное телевидение им вход до сих пор закрыт. Зато, например, фильм о погибшей подлодке «Ваху» демонстрировали на канале АВС в США и на Гавайских островах по местному американскому ТВ.
Ну а мы на своем уровне, конечно же, по мере возможностей помогаем этим энтузиастам. К художественной деятельности «Искры» подключены творческие группы по созданию сценариев, анимации, компьютерной графики, монтажу. С центром работает флотский драматический театр.
Капитан 3 ранга запаса Владимир Карташев:
- С мая идет подготовка к реализации нашего серьезного проекта по обследованию броненосца «Петропавловск», на котором погиб вместе с экипажем и командующий флотом Тихого океана адмирал Степан Осипович Макаров. Предполагаемое место гибели корабля, координаты его известны. Мы намерены найти и обследовать броненосец, заснять его на видеоаппаратуру.
Известно, что однажды подобную экспедицию уже осуществляли. В 1913 году японский предприниматель организовал экспедицию, носившую коммерческий характер. При этом были подняты тела нескольких погибших моряков, которые захоронили в Порт-Артуре.
Материальное обеспечение проекта - одна из самых больших проблем каждой такой экспедиции. Финансовые нагрузки, как правило, мы берем на себя.
- Когда планируете выход в Желтое море?
Капитан 3 ранга запаса Владимир Карташев:
- Экспедиция намечена на осень. Надеюсь, адмирала Макарова в год его 160-летия и других погибших в русско-японской войне моряков мы помянем в этом году достойно.
- А что за идея с международным памятником, которую вы включили в план своей деятельности на перспективу?
Капитан 3 ранга запаса Владимир Карташев:
- Обращая внимание во время посещения иностранных портов на то, как свято чтут память погибших военнослужащих за рубежом, невольно сравниваю с тем, что делается у нас в этом направлении. Да, в России есть отдельные памятники. Однако, по нашему мнению, подвиги русских военных моряков все же остаются полузабытыми. Люди приходят на корабельную набережную Владивостока и не знают, что именно отсюда в море уходили и «Рюрик», и другие корабли Владивостокского отряда крейсеров - единственного соединения кораблей, оставшегося непобежденным в той войне. А зачастую на памятниках, возводимых в настоящее время, видишь несуразные надписи, и непонятно, кому строят памятники их авторы - себе или тем, кому обязаны жизнью?
В ближайшей перспективе мы рассчитываем установить на сахалинском мысе Крильон международный памятник всем погибшим в этой зоне Тихого океана - и военным морякам, и гражданским, и советским людям, и иностранцам. Подобный мемориал установили японцы совместно с американцами в знак примирения между этими двумя народами на противоположном берегу - на мысе Соя, только, к сожалению, без участия российской стороны. А мы хотим привлечь всех, чтобы этот памятник словно объединил людей доброй воли, народы разных государств.
На снимках: контр-адмирал Константин ЛАПТЕВ; капитан 3 ранга запаса Владимир КАРТАШЕВ; по давней морской традиции, проходя место гибели русского флота в Цусимском сражении на Тихом океане в период русско-японской войны, экипажи современных кораблей ТОФ и судов гражданских ведомств отдают дань памяти своим соотечественникам.
Фото автора.