на главную страницу

11 Сентября 2008 года

Страна и мир

Четверг

ГОДОВЩИНА МИРОВОГО УЖАСА

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».




     Зрелище, как помним, было архистрашное. Апокалиптическое. Никто в первые минуты не мог взять в толк, что это не кино, не телестрашилка, а трансляция в прямом эфире. На глазах ошарашенной мировой аудитории рушились сверкающие символы американской экономической мощи. Уму не постижимо, атаковать поочередно обе башни Всемирного торгового центра! Протаранить сам Пентагон!
     Не прошло и нескольких часов, как вероятным организатором крупнейшего в мировой истории террористического акта назвали «Аль-Каиду». Началась подготовка к возмездию - политическая и военная, дипломатическая и пропагандистская. Эмоциональное потрясение планеты мешало сосредоточиться на вдумчивом проникновении в детали, которые к тому же казались вроде бы не относящимися к существу возникшей задачи: борьбе с международным терроризмом. Все на борьбу с главным мировым злом! Кто не с нами, тот против нас.
     Внезапно взорвавшаяся «бомба» экстремизма была такой чудовищной мощи, что на какое-то время погасила многие противоречия. Они показались если и не ничтожными на фоне обрушившейся с неба беды, то абсолютно не уместными в данный момент. Цивилизованный мир почувствовал себя незащищенным от мракобесия темных сил и потому сплотился, не размышляя о причинах-следствиях. Все это, безусловно, соответствовало характеру обстоятельств - шоковых, ударивших по всей нервной системе человечества.
     Нужно было прожить известный период осмысления, чтобы усомниться в возможностях «Аль-Каиды» самостоятельно совершить столь филигранное преступление, с поражающей математической точностью согласовав его по времени и целям. Появились версии, журналистские, экспертные, писательские. Военное вторжение в Ирак усилило подозрения в причастности американских спецслужб к организации убийства трех тысяч человек, большинство которых были гражданскими лицами. Выяснялись все новые нестыковки с официальной версией теракта. Однако это были именно нестыковки, так сказать, косвенные улики против высочайше утвержденной схемы злодейства. Ни одного достоверного факта, ни одного внятно сформулированного доказательства до сего дня представлено не было.
     Значит ли это, что нынешние и последующие попытки пролить свет истины на события 11 сентября 2001 года не заслуживают внимания? Конечно, нет. Тем более что в некоторых этих попытках есть упрямая логика, своя философия.
     Почти по горячим следам начал свое расследование мотивов и неясностей преступления американский писатель Гор Видал. Его пространные рассуждения во многом были типичными, что и закономерно, поскольку он обобщал журналистские публикации, обогащая их собственным творческим чутьем. В частности, он обратил внимание читателей на такой момент, как отсутствие дружеских связей между Саддамом Хусейном и Усамой бен Ладеном. По мнению Видала, об этом в Соединенных Штатах мало кто знал и знает. Наоборот, американцы до сих пор полагают, что эти два человека вместе устроили воздушную атаку на башни-небоскребы. Причиной тому, пишет автор, служит работа телевидения, направленная не на выяснение правды, а на размножение выгодных правительству стереотипов.
     «С того самого дня, когда президент заявил, что лишь он вправе решать, что такое война и когда можно наносить превентивный удар по другому государству, Соединенные Штаты перестали быть страной, которую я знал раньше... Я задаюсь вопросом, почему на протяжении вот уже 50 лет мы стоим перед лицом неизбежной войны. Сначала это были русские, которые, в конце концов, так и не пришли. Сегодня нам угрожает уже другая опасность, и совсем другие люди могут напасть на нас в любой момент», - переводит текст Видала Анна Гонсалес.
     Углубляясь в тему, Гор Видал задается вопросом: почему руководство США, знавшее в течение полутора часов, что самолеты, вылетевшие из Бостона, захвачены, не вмешалось в ситуацию? Почему, вопрошает писатель, на следующий день после атаки террористов Джордж Буш настоял на том, чтобы совместная комиссия палаты представителей и сената конгресса не проводила заседание по столь экстренному вопросу? Аргумент президента был следующим: «Это отвлечет наши силы от борьбы против терроризма». Я бы сказал иначе: «Это станет началом борьбы против терроризма».
     Видал приводит такой любопытный факт. Спустя несколько дней после взрывов 11 сентября глава пакистанской разведки встречается в Вашингтоне с директором ЦРУ и заявляет, что Исламабад направил в Соединенные Штаты 100 тысяч долларов для Мохаммеда Атты - одного из террористов, направивших самолет на башни. Подобный факт, полагает автор, должен был стать поводом для расследования. Однако все осталось без внимания властей.
     Бывший глава совета по противодействию терроризму (США) Ричард Кларк выдвигал в вину президенту, что тот непростительно медленно реагировал на получаемые сведения о планах террористов. По его словам, еще до 11 сентября он пытался добиться создания системы противовоздушной обороны для защиты Вашингтона от терактов с воздуха. Она, по замыслу Кларка, должна была входить в ведение секретной службы, охраняющей президента США. Однако по какой-то причине в выделении финансовых средств на эту цель было отказано.
     Еще в январе 2001 года Кларк выступил с предложением к правительству незамедлительно провести совещание по проблеме терроризма. Одновременно он направил Кондолизе Райс (она тогда была советником президента Буша по вопросам национальной безопасности) записку, в которой критически отозвался о степени готовности США к терактам и предупредил, что жертвами недостаточных усилий администрации по борьбе с терроризмом станут сотни американцев. Однако реакция была, по сути, никакой.
     Через несколько дней после трагических событий 11 сентября американские власти по просьбе посольства Саудовской Аравии выпустили из страны самолет с саудовскими гражданами, среди которых, по мнению Кларка, могли быть родственники Усамы бен Ладена. Никто из этих пассажиров не был допрошен, утверждает Кларк.
     Газеты писали и о более удивительных вещах, связанных то ли с безалаберностью американских спецслужб, то ли с их непрофессионализмом. Так, по утверждению Сибел Эдмондс, которая работала в те годы в ФБР переводчицей с фарси и турецкого, в переводимых ею материалах содержалась детальная информация о готовящихся терактах в Нью-Йорке и Вашингтоне. Эдмондс сказала, что ФБР проигнорировало эту информацию или сознательно скорректировало ее переводы.
     «Моя информация, - свидетельствовала тогда Эдмондс, - доказывает, что Кондолиза Райс, как, впрочем, и другие высокопоставленные сотрудники администрации, ввела общественность в заблуждение своими заявлениями о том, что не имела достаточных сведений о готовящихся на территории США терактах. Я провела три с половиной часа, отвечая на вопросы комиссии по расследованию событий 11 сентября, и надеюсь, что моей информацией воспользуются».
     Дальнейшие обращения к этой теме тысяч профессионалов разного жанра показали ее невероятную труднодоступность. Очевидно, поэтому скрупулезный анализ часто заменялся предположениями и крепкими выражениями. Кто-то говорил об уже начавшейся третьей мировой войне - между мусульманским и христианским мирами. Кто-то считал, что теракт нового столетия (или даже тысячелетия) является праведным ответом на «крестовый поход» США против остальной части человечества. А кто-то и вовсе указывал, что все мы вступили «в самую гущу битвы архангела Михаила с дьяволом».
     Год назад СМИ писали, что некая группа американских строительных инженеров и архитекторов пришла к сенсационному выводу: башни ВТЦ были заминированы, причем не без участия правительства США. По расчетам этой группы, которой хорошо известна конструкция небоскребов-жертв, обрушиться из-за самолетных атак они якобы не могли.
     О причастности к теракту американских властей, по мнению авторов сенсации, косвенно свидетельствует и разрушение третьего небоскреба, который стоял рядом с башнями-близнецами, но не был атакован террористами. В башне номер семь размещались нью-йоркские отделения ЦРУ, секретной службы США, налоговой службы, комиссии по биржам и ценным бумагам, а также оперативный центр и бункер нью-йоркской мэрии по чрезвычайным ситуациям.
     А в распоряжение журналистов газеты Le Monde попал 328-страничный секретный доклад французских спецслужб, из которого следует, что задолго до событий 11 сентября 2001 года генеральное управление внешней безопасности Франции многое знало и о структуре «Аль-Каиды», и о подготовке теракта.
     Особое внимание журналистов привлекла содержащаяся в досье докладная записка от 5 января 2001 года, озаглавленная так: «Проект угона самолета исламскими радикалами». В ней сообщается, что начиная с 2000 года Усама бен Ладен вел в Афганистане переговоры с талибами о подготовке операции по захвату американского самолета.
     На вопрос, почему в связи с такими сведениями не были приняты должные меры, ответ был такой: информация о подготовке террористами угона самолета хотя и представляла важность, однако до событий 11 сентября под этим понимали «стандартную ситуацию» с захватом заложников.
     Возможно, когда-нибудь и будет до конца раскрыто преступление 11 сентября 2001 года. Возможно. Зато уже сейчас абсолютно ясно, что своим безапелляционным поведением на мировой арене, своим нахрапом Америка продолжает сеять вокруг самой себя негатив. При этом идет процесс его накопления, концентрации, и никто не может предсказать, в какой неведомой форме он способен выплеснуться наружу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex