на главную страницу

17 Сентября 2008 года

Армия и общество

Среда

АВТОГРАФ НА ПАМЯТЬ

Елена КОЛОСЕНЦЕВА, «Красная звезда».
Владикавказ–Цхинвал–Москва.



В сентябре Минобороны России осуществляет проект «Миротворцы России - надежда Кавказа» с участием артистов отечественной эстрады, военных творческих коллективов, представителей общественных и ветеранских организаций и доставку гуманитарной помощи в школы Южной Осетии. В рамках этого проекта звезды отечественной эстрады Олег Газманов, Николай Расторгуев и Леонид Якубович посетили Цхинвал. В столицу Южной Осетии был также доставлен гуманитарный груз, собранный Главным управлением воспитательной работы ВС РФ, издательским домом «Вече» и рядом российских предпринимателей. Народные артисты дали концерт для «голубых касок».


     - Эта поездка организована Министерством обороны. И кроме знаменитостей в Южной и Северной Осетии будут работать артисты Центрального академического театра Российской Армии. Они посетят госпиталь и дом офицеров во Владикавказе. Также свои зарисовки сделают художники Центрального музея Вооруженных Сил. А приехавшая с нами концертная группа Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова останется здесь еще на несколько дней, - рассказал журналистам начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Башлаков.
     Между Владикавказом и Цхинвалом около 200 километров дороги, окруженной горами и мелководными реками. Даже поселки здесь вытянулись вдоль дороги между высокой горной стеной и ограждением против шума. Именно по этой дороге через Рокский перевал, единственной ведущей в столицу Южной Осетии, перемещались наши войска. Здесь всего одна полоса в каждую сторону, а потому ничего странного, что на каждом десятке километров прямо на камнях записан телефон эвакуатора.
     Перед тем, как попасть в ставший известным всей России Рокский туннель, или, как его называют бойцы
     58-й армии, «портал», надо проехать еще несколько туннелей поменьше, преодолев полдороги. Рокский туннель протяженностью 3 километра 800 метров. За туннелем российский пункт пропуска, перед которым снуют осетинские женщины, предлагая чай и выпечку. На таможне звезды телеэкрана выходят из своих машин. И тут же первые желающие взять автограф. И хотя Леонида Якубовича все узнают и без паспорта, но ему так же, как и всем пересекающим границу, надо предъявить документ, удостоверяющий личность.
     Сразу за Рокским туннелем начинается витиеватый серпантин, самое нелюбимое водителями место на дороге. Все ближе к Цхинвалу вдоль дороги можно увидеть надписи «Единая Осетия вместе с Россией», «Спасибо, Россия». Надо заметить, что от Алагирской трассы к Цхинвалу ведет две дороги. Одна проходит через грузинские села, а потому в начале боевых действий она была заблокирована, другая делает крюк, но более безопасна. По ней и шли беженцы из Цхинвала. Колонна машин с гостями из Москвы проехала коротким путем. Зрелище было ужасное. Разрушенные войной дома, уже сносимые бульдозером, разбитые стекла, груды битого кирпича...
     - Основные разрушения здесь были нанесены уже после боев за Цхинвал, - сказал помощник командующего
     58-й армией по информационному обеспечению подполковник Андрей Лятычевский.
     Про подполковника Андрея Лятычевского хочется рассказать отдельно. Именно с ним сначала общаются все журналисты, которые хотят побывать в войсках на территории Цхинвала. Сдержанный, корректный, тактичный офицер, отлично знающий свое дело. Не раздумывая, он отдал на время свой сотовый телефон журналистам, чтобы те передали в Москву свои материалы.
     - После окончания боев мы везли в Цхинвал российскую и зарубежную прессу. Как только добрались до места назначения, журналисты беспечно разбежались по всему городу. По подвалам и чердакам. А там же могли быть неразорвавшиеся снаряды, которые убрать еще не успели. Но все обошлось, - рассказал офицер.
     Сейчас город тоже переполнен представителями СМИ. Это было особенно заметно, когда в центре Цхинвала из машины вышли Олег Газманов и Леонид Якубович. Обоих сразу же окружили снимающие, фотографирующие, записывающие в блокноты и на диктофон журналисты. Когда камеры отошли чуть назад, к Якубовичу смогла подойти женщина. Подошла и расплакалась на плече телеведущего, который бережно обнял осетинку и стал ее успокаивать. Рядом Олег Газманов говорил в видеокамеры: «Еще несколько часов назад мы были в Москве. Когда мы проезжали через границу, мы увидели ту же землю, те же дома, тех же людей, что и по всей России. Приехали в Цхинвал, а тут все разрушено. Это производит тягостное впечатление. Тем не менее надо жить дальше, поэтому мы постараемся внести какую-то позитивную атмосферу. По крайней мере, сделаем все, что от нас зависит, чтобы наши военнослужащие и местные жители понимали, что они не брошены, что они не забыты».
     Что Цхинвал не забыт, было уже понятно на трассе, когда колонна с артистами обгоняла многочисленные грузовики, везущие в разрушенный город стройматериалы. Сейчас в нем отремонтированы здания школ, приводится в порядок больница. Строительство ведется быстрыми темпами. Не за горами зима.
     На обочине, ведущей к Гори, стоят остовы сгоревших машин. На ближайшем к грузинской стороне блокпосту удивляет тишина, хотя в Цхинвале не так уж и шумно. На приехавших из столицы гостей миротворцы смотрят сначала настороженно, потом, узнав в усатом человеке со знакомым голосом Леонида Якубовича, раскрепощаются. Олег Газманов и Николай Расторгуев только успевают фотографироваться и расписываться на козырьках кепок миротворцев. Генерал-лейтенант Анатолий Башлаков тем временем вручает аудиотехнику:
     - У вас телевизор есть? А DVD-проигрыватель работает? - интересуется начальник ГУВРа.
     Бойцы утвердительно отвечают.
     - А каналов сколько принимает?
     - Пятнадцать, - хором отвечают миротворцы.
     Один из сопровождающих командование в этой поездке, миротворец из разведвзвода 135-го мотострелкового полка Сергей Иванов, восьмого августа был как раз в расположении миротворческих сил в Цхинвале, которые первыми подверглись артиллерийскому огню с грузинской стороны. Когда это случилось, жена Юля следила за новостями в Кабардино-Балкарии, а две дочери, четырехмесячная Валерия и семилетняя Вероника, которая в этом году пошла в первый класс, даже не догадывались, что события на экране как-то связаны с их семьей. Юля смогла спокойно вздохнуть лишь после звонка от мужа.
     Казармы миротворцев сейчас находятся внутри и вокруг города. В одном из миротворческих полков, находящемся на возвышенности, гости из Москвы провели концерт. Несколько часов миротворцы не отходили от сцены, где выступали группа «Любэ» и Олег Газманов. А за сценой в этот момент создалась уже толкучка вокруг артистов. Каждый спешил оставить себе на память автограф известного человека. Ни один из артистов не отказал просьбам бойцов.
     Проводы были грустными. Но уже известно, что на смену одним в Южную Осетию к нашим военнослужащим собирается новый творческий десант.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex