на главную страницу

17 Сентября 2008 года

Наша жизнь

Среда

ДЕРЖИМ «ОБОРОНУ»

Дмитрий СЕМЕНОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



В Самаре – новые «битвы» за военную недвижимость. Не успели стихнуть в этом городе баталии вокруг квартир бывшего «военного» жилого фонда, которые чиновники под предлогом передачи муниципалитету обязанностей по обслуживанию домов, принятых от Минобороны, попытались оттяпать у гарнизона («Красная звезда» подробно рассказывала об этой истории: фактически только после вмешательства нашей газеты, придавшей гласности незаконные действия самарской власти, и, конечно, благодаря напряженной и слаженной работе военных юристов квартиры тогда удалось отстоять, а притязания администрации на гарнизонное жилье пресечь раз и навсегда), как в Самаре вознамерились под тем же соусом «прихватизировать» еще один объект армейской недвижимости. На этот раз объектом чиновничьего «внимания» оказался... детский сад, находящийся на балансе одной из местных КЭЧ и обслуживающий преимущественно семьи военнослужащих Самарского гарнизона.


     Предыстория этого дела такова. Некоторое время назад в рамках передачи объектов социальной инфраструктуры Минобороны муниципалитетам Кряжская КЭЧ района, не имевшая на тот момент особого опыта в проведении подобного рода операций, провела передачу через территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) так называемого «объекта социально-культурного назначения» – ясли-сада № 382 на 240 мест, расположенного по адресу Долотный переулок, 22А. Собственником объекта стал городской округ Самары. По документам на первый взгляд все было оформлено правильно. Самарским управлением Росимущества был даже составлен акт приема-передачи сада городскому департаменту управления имуществом.
     «Нестыковка»» оказалась в следующем. Дело в том, что Кряжская КЭЧ района никаких полномочий на действия по заявлению ходатайств или предложений о целесообразности передачи объектов недвижимости, находящихся в районе своего обслуживания, а также по подготовке перечня объектов, подлежащих передаче в федеральные органы, в том числе в Росимущество, не имела. Согласно порядку, установленному еще приказом министра обороны СССР 1977 года (с изменениями от 26.06.2000 года), решение о целесообразности передачи объектов Минобороны в чью бы то ни было собственность должно приниматься командующим войсками округа по представлению начальника гарнизона. Перечень же объектов должно при этом готовить окружное КЭУ. Согласно тому же порядку, после принятия решения о передаче командующим оно должно быть оформлено в виде ходатайства в Министерство обороны и уже далее – идти пакетом документов в Росимущество.
     Всего этого сделано не было. По непонятным причинам чиновники самарского управления Росимущества, занимавшиеся приемом-передачей садика, не указали сотрудникам КЭЧ на явную нестыковку их действий с приказом министра обороны. Конечно, возможно, что в Росимуществе могли не знать ведомственных документов Минобороны. Но ведь не был принят во внимание и ряд других ключевых моментов. В частности, не было учтено такое важное обстоятельство, как невозможность передачи в муниципальную собственность зданий детских дошкольных учреждений, находящихся в федеральной собственности, для которых эти здания являются единственным местом осуществления их уставной деятельности. Это требование определено приказом самого Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (приказ № 241 от 29.11.2006 г.) – значит, не знать о нем в самарском управлении Росимущества не могли. Двухэтажка на Долотном, 22А для расположенного в его стенах ФГДОУ «Детский сад № 382» таким местом «осуществления уставной деятельности» как раз и являлась.
     Сначала командование ПУрВО попыталось решить вопрос миром и, указав местным властям на очевидную неправомерность их действий, предложило чиновникам отменить принятые ими незаконные решения. Однако власти, что называется, «уперлись рогом». Оно и понятно – кому захочется отдавать полученный задарма столь лакомый объект инфраструктуры, как полноценный детский сад.
     Кстати, нехватка мест в детсадах Самары бьет по семьям военнослужащих. Самарцы мучаются в тщетных попытках пристроить свое чадо. Взятки при приеме детей, замаскированные под некие «целевые взносы», достигают уже неприличных размеров. Новых мест в переполненных детсадах не появляется.
     Именно для решения этой «детской» проблемы округ в свое время пошел на открытие в гарнизоне двух ведомственных детсадов. Преимущество при устройстве сюда детей имели семьи служивых. Это было логично – в условиях частых замен, переездов, да и просто высокой загруженности по службе люди в погонах могли быть спокойны хотя бы за решение этой проблемы. Тот же 382-й сад обслуживает сегодня семьи военнослужащих двух мотострелковых полков постоянной готовности, дислоцированных в Самарском гарнизоне и входящих в состав 2-й гвардейской армии. И дело даже не в том, что, по отзывам военнослужащих, чьи дети воспитываются в этом саду, условия здесь весьма приличные, питание организовано на высоком уровне, а образовательные программы – самые достойные, получше, чем во многих садах города. Дело в том, что при новых хозяевах прежний льготный прием детей из военных семей был бы наверняка «пересмотрен», а приоритеты изменены явно не в пользу служивых.
     За защитой нарушенных законных прав и интересов военного ведомства прокуратура ПУрВО приняла решение обратиться в суд. Правда, поначалу арбитраж первой инстанции – Самарский областной – в удовлетворении требований военных отказал. Не изучив полностью ряд ведомственных документов, данная судебная инстанция почему-то признала полномочия Кряжской КЭЧ по передаче имущества, находящегося в ее оперативном управлении, легитимными. Кроме того, самарский арбитраж фактически отменил право Минобороны на владение данным объектом недвижимости, определив, что «предоставление дошкольного образования к ведению Кряжской КЭЧ не относится».
     Не согласные с решением областного арбитража военные опротестовали это решение. И уже вышестоящий арбитражный аппеляционный суд, рассмотрев это дело более детально и пристально, решение прежней судебной инстанции отменил. Заявление военной прокуратуры ПУрВО об отмене незаконного распоряжения Росимущества о передаче объекта гарнизона в ведение самарского муниципалитета было полностью удовлетворено.
     Позднее это же решение подтвердила и еще одна высшая арбитражная инстанция – суд Поволжского округа, куда со своими претензиями обратились уже гражданские власти. Как рассказал помощник командующего 2-й армией по правовой работе – начальник юридической службы объединения подполковник юстиции Александр Скороходов, представлявший на суде интересы Министерства обороны, суд нашел все основания удовлетворить иск военных. В частности, было подтверждено, что здание детского сада № 382 является имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и используется в целях защиты социальных прав военнослужащих и членов их семей. Передача объектов социальной инфраструктуры ВС РФ должна являться прерогативой правительства РФ, а не территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, и суд еще раз обратил на это внимание.
     - Суд указал на то обстоятельство, что решение о передаче федерального имущества, правомочия собственника которого осуществляет Министерство обороны РФ, должно было приниматься только Правительством Российской Федерации, – отметил подполковник Скороходов. – Правительство же никакого решения о передаче в муниципальную собственность Самары здания детского сада по адресу: Долотный переулок, 22А не принимало.
     Одновременно арбитражный суд подтвердил и факт нарушения самарским управлением Росимущества требования своего же ведомства о невозможности передачи в муниципальную собственность зданий детских дошкольных учреждений, закрепленных за федеральными государственными учреждениями, для которых указанные здания являются единственным местом осуществления их уставной деятельности. В здании на Долотном находится федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение Минобороны, здесь же осуществляется его уставная деятельность. А значит, здание это может принадлежать только этому ФГДОУ и никому другому. Кроме того, судом было еще раз подтверждено, что Кряжская КЭЧ района осуществляет только так называемое оперативное управление объектом, обеспечивая его текущее содержание и ремонт. Никаких полномочий по передаче данного объекта кому бы то ни было КЭЧ не имела, и это было также подтверждено в ходе судебных слушаний.
     Пока неизвестно, будут ли самарские власти оспаривать решения двух последних арбитражных судов, отменивших незаконные распоряжения Росимущества в отношении военной недвижимости и вынесших решения в пользу гарнизона. По идее, как говорят юристы, есть еще Высший арбитражный суд. Но... «Вряд ли он опротестует обдуманные и взвешенные решения двух предыдущих инстанций, в которых приведены вполне веские аргументы, а не выдернутые из нормативных актов отдельные пункты, – считает начальник юрслужбы 2-й армии подполковник Александр Скороходов. – Мы уверены, что правда останется на нашей стороне».
     В этой истории с попыткой очередной рейдерской «атаки» на военную недвижимость в Самаре нельзя не отметить вот какого очевидного факта. Трудно судить за другие российские регионы, но в этом волжском городе власть почему-то демонстрирует лишь некую выборочную «заинтересованность» в отношении объектов гарнизона. Скажем, в ситуации с приемом домов бывшего гарнизонного жилого фонда в ведении муниципалитета интерес был проявлен только по поводу возможного распределения квартир в этих домах. А ведь дома передавались «на обслуживание». Тем не менее, отставив коммунальные заботы, власти поспешили в первую очередь озаботиться распределением жилья, и прежде всего квартир, где проживали военнослужащие и члены их семей по договорам социального найма. Данное жилье, согласно требованиям ФЗ «О статусе военнослужащих», после выезда прежних жильцов должно было передаваться военным. Однако вопреки требованиям федерального закона местные власти, руководствуясь некими подзаконными актами, принялись раздавать освобождавшиеся квартиры налево и направо, но только не тем, кому они предназначались – военнослужащим и членам их семей. Военным пришлось тогда прибегнуть к помощи судебных инстанций, чтобы восстановить справедливость и не допустить подобного разбазаривания гарнизонного жилого фонда. Суд встал на сторону военнослужащих – на сторону закона.
     Сегодня власти Самары, похоже, снова проявляют некий «выборочный интерес» к объектам недвижимости гарнизона. Получается так: детский садик – это одна сторона данного «интереса». А вот судьба, к примеру, 7 жилых домов, переданных городу на обслуживание еще в прошлом году от одного из учреждений Минобороны, – сторона другая. Речь идет о многоквартирных домах, перешедших под контроль местного муниципалитета от военного санатория ПУрВО «Волга». Эти дома на обслуживание городом так толком и не приняты, несмотря на то, что решению о передаче скоро стукнет два года.
     - По сути, мы в нарушение всех установленных норм и правил продолжаем обслуживать бывшее ведомственное жилье, – говорит начальник «Волги» полковник медицинской службы Игорь Афиногенов. – Городские же власти окончательно принимать дома под свою опеку не торопятся. Бросить людей на произвол судьбы мы не можем. Этим город и пользуется.
     Как выяснилось, в отношении бывших «санаторских» домов самарскими властями еще не вынесено окончательного решения о назначении управляющей компании для обслуживания. Вроде бы это предприятие должны были выбрать по конкурсу, но один аукцион признан недействительным, другой – еще не назначен... В итоге, бюрократические проволочки продолжаются, а на дворе уже осень, и люди до сих пор не знают, будет ли в их домах хотя бы элементарное тепло...
     Военное учреждение, которое, нарушая все правила, продолжает сегодня поставлять в эти дома воду, энергию, вывозит мусор, в любой момент может вынужденно отказаться от выполнения несвойственных ему функций. В конце концов санаторию на эти цели никто попросту не выделяет средств! А городские власти, и в частности администрация Промышленного района, на территории которого и расположены дома, не только не торопятся начинать работу, но и не могут даже дать вразумительного ответа по срокам, по порядку будущего обслуживания. Кстати, большинству из этих домов уже по 40 с лишним лет, есть постройки и постарше. Многое здесь требует ремонта. Может быть, именно это обстоятельство и является «препятствием» для окончательного приема жилья муниципалитетом? Ведь заполучить под свое крыло полностью обустроенный детский сад с его платными услугами, заодно приписав себе «очки» за решение одной из социальных проблем города, – это одно. А нагрузить себя головной болью в виде требующей дорогостоящего ремонта «коммуналки» – другое... Причем тот факт, что и в том, и в другом случае нарушаются права конкретных людей, самарские власти, похоже, интересует мало ...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex