на главную страницу

17 Сентября 2008 года

Спорт

Среда

КУДА ПОПЛЫВЕМ ДАЛЬШЕ?

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



Российские мастера плавания увезли из пекинского бассейна «Водный куб» три медали – «серебро» (в мужской эстафете 4х200 м вольным стилем) и две «бронзы», завоеванные Аркадием Вятчаниным на дистанциях 100 и 200 м на спине. Если бы не блестящий триумф Ларисы Ильченко, победившей в дебютировавшем на Олимпийских играх заплыве на открытой воде (10 км), то золотые награды Дениса Панкратова и Александра Попова, которые они выиграли в Атланте 12 лет назад, так и остались бы нашими последними достижениями в плавании. Хотя даже успех армейской пловчихи в полной мере не отражает реального положения дел, складывающегося в российском плавании, – между прочим, втором по медалеемкости виде спорта после легкой атлетики. До следующих игр в Лондоне есть время, но если ничего не делать, то в 2012 году даже повторить результат Пекина, не то чтобы превзойти, окажется непосильной задачей для российских пловцов.

     
В тени Фелпса

     Так уж получилось, что главным действующим лицом олимпийского турнира пловцов была не отдельно взятая команда – скажем, США, на счету которой больше всего наград: 12 золотых, 9 серебряных и 10 бронзовых – а всего-навсего один человек, имя которому Майкл Фелпс. Из 12 золотых медалей американской сборной, он принес восемь, тем самым побив рекорд своего соотечественника Марка Спитца, который в Мюнхене-1972 выиграл 7 золотых наград. После Олимпиады в Пекине Фелпс стал самым титулованным спортсменом в истории – он 14-кратный олимпийский чемпион (шесть медалей высшего достоинства он завоевал четыре года назад в Афинах).
     В первые дни пекинской Олимпиады, когда российская сборная испытывала серьезные трудности с пополнением своей медальной копилки, среди наших спортивных журналистов ходила невеселая шутка – один Майкл Фелпс завоевывает золотых медалей больше, чем вся команда России. Под конец Олимпиады эта шутка трансформировалась в другую – что один Майкл Фелпс в общекомандном зачете занял бы почетное 10-е место, опередив сборные таких стран, как Франция, Украина, Нидерланды и Ямайка.
     Шутки шутками, но на примере Фелпса вскрылась первая проблема, с которой пришлось столкнуться российским пловцам – восстановление и фармакология. Об этом говорил тренер Юрия Прилукова Валерий Шевелев: «Мы с Юрой сделали все возможное, чтобы выиграть медаль на полутора километрах. Со своего результата на афинской Олимпиаде Прилуков сбросил около десяти секунд, но этого было мало. В чем отставание сборной действительно велико – так это в фармакологии. Американцы ушли в этом отношении от нас очень далеко вперед. Фелпс готов плыть по нескольку раз за день, а у нас ребята не могли за ночь восстановиться между вечерними и утренними заплывами. Определенно, в «медицине» мы отстаем и очень сильно. Сейчас на Олимпиаде со сборной был только один доктор и один массажист. Когда на три десятка пловцов есть только один массажист, это все-таки маловато. Тем более, что каждому нужен разный массаж. А единственный доктор сборной незадолго до конца Олимпиады и вовсе заболел».
     Ни для кого не секрет, что на одного Майкла Фелпса работает целая группа специалистов: докторов, массажистов, диетологов, психологов – восемь человек! Неудивительно, что вложенные в американца усилия с лихвой окупились в виде такого урожая медалей. Нашей сборной о таком научном подходе остается только мечтать.
     Мать и тренер Аркадия Вятчанина – Ирина Вятчанина – имеет свой взгляд на неудачи российских пловцов: «Мы словно живем в прошлом веке, в то время как остальные команды уже уплыли далеко вперед. Это очень сложно – постоянно догонять. Как только наши пловцы выходят на результаты мирового уровня, выясняется, что американцы, австралийцы и даже азиаты освоили гораздо более высокие скорости. Мы отстаем во всем: в методике тренировок, в материально-организационном обеспечении».
     
«На картошке не восстановишься!»

     Свое мнение есть и у Дениса Панкратова, который вместе с Александром Поповым приносил нашей команде победы в 1990-е: «Вот эта одна золотая медаль Ларисы Ильченко – она ведь в марафонском плавании, и в ней никто не сомневался. А в «классике» у нас по-прежнему нет «золота». И просвета, честно, не видать. Пусть мы будем готовы к следующей Олимпиаде еще лучше – даже в этом случае, боюсь, золотых наград не соберем. Я думаю, весь вопрос в организации».
     – Смотрите, – продолжает двукратный олимпийский чемпион. – Самый яркий пример – это Юлия Ефимова. В предварительном заплыве она проплыла с новым рекордом Европы – и это был второй или третий результат в истории женской стометровки брассом. В полуфинале она с большим трудом попала в число восьми лучших, а в финале занимает четвертое место – на секунду хуже, чем в квалификации, и на несколько сотых медленнее спортсменки, завоевавшей «бронзу». Наше руководство, по-моему, отчиталось о 27 рекордах страны и 6 рекордах Европы – и все это в предварительных заплывах. У нас пловец предоставлен сам себе после старта, а на простой картошке ты не восстановишь свой организм так, как это можно сделать современными препаратами и методиками. Я был удивлен еще вот чем: во вторую неделю Олимпиады выяснилось, что наши олимпийские структуры сняли целый комплекс для восстановительных процедур, а пловцы об этом вообще ничего не знали. Я не знаю, кто в этом виноват, где искать корни зла и между кем идет борьба. Просто для пловцов восстановление стало определяющей проблемой. Те люди, которые работают со сборной, знают, допустим, как лечить ангину или что делать при вывихах и переломах. Но болезнь под названием «усталость» они лечить не умеют так профессионально, как это делают в сборных других стран. У нас сейчас в спортивной медицине абсолютная кустарщина. Нет никакого медицинского обеспечения. Да, есть люди, которые способны творить чудеса, и один из таких людей работал как раз с нашей плавательной сборной, – замечает Денис Панкратов. – Но на одном массаже медаль не выиграть – и не о допинге сейчас речь. Например, на поглощение молочной кислоты у организма уходят сутки. А нужно сделать так, чтобы организм перерабатывал ее в течение нескольких часов. Эта методика есть, но ее у нас нет.
     «Пловцы совершали подвиги, но проиграли из-за собственного незнания – что делать с этой усталостью», – грустно заключает Панкратов.
     
Костюмная эпопея

     Перед Олимпиадой было много споров об экипировке пловцов. «Красная звезда» (номер за 7 мая 2008 года) подробно останавливалась на новейшей разработке компании «Speedo» – костюме «LZR Racer». Именно в этом плавательном костюме было установлено подавляющее количество мировых рекордов, еще тогда мы обращали внимание, что из-за контрактных обязательств, вынуждающих сборную России использовать экипировку компании «Arena», наши пловцы могут оказаться в заведомо проигрышной ситуации.
     Тем не менее уже накануне старта Олимпиады удалось утрясти вопросы, связанные с действующим контрактом (с фирмой «Arena»), и ряду наших пловцов были предо-
     ставлены костюмы разработки «Speedo». Правда, их оказалось всего 18 на всю команду и многим все-таки пришлось выступать в «ареновских» гидрокостюмах. Впрочем, это уже не могло оказать существенного влияния на дальнейший ход событий в «Водяном кубе». Вот, что, например, сказал Андрей Гречин, не попавший в финал на дистанции 100 м вольным стилем: «Что касается американцев, то комбинезоны делают специально под них. Людей выводят на пик формы четко под старт. Ну а мы... Дали бы нам костюмы «Speedo» хотя бы за месяц, подогнали бы размеры. А так – восьмого вручили комбезы, а десятого уже плыви. «Speedo» хорош. Здорово скользит и держит на воде. На финише не дает «утонуть». Но тестировать его нужно было гораздо раньше.
     Как выяснилось, ультрасовременная разработка «Speedo» уже не могла помочь нашим пловцам. Примечательная деталь – половина российских спортсменов, кому не достался «LZR Racer», выступала в Пекине в «ареновских» комбинезонах, интересно другое – в костюмах от «Arena» плыли только представители нашей команды: все остальные сборные воспользовались «LZR Racer» от «Speedo».
     «Мы знаем, что руководство нашего плавания делает для нас очень много, – говорит Анастасия Зуева, на которую возлагались надежды в плавании на спине. – И спасибо им за это. Но получается так, что, скажем, мы – единственная страна, которая на этой Олимпиаде плыла в комбинезонах «Arena». Безусловно, главное – это готовность, костюм сам за нас не поплывет. Но и другие страны не просто же так сделали свой выбор в пользу «Speedo», правильно? Сейчас наверняка пойдут обещания что-то исправить. Только Олимпиада-то уже прошла».
     Владимир Сальников, первый вице-президент Всероссийской федерации плавания, так прокомментировал ситуацию: «Мы давно вели переговоры с фирмой «Speedo». Но она заявила, что ей не интересны большие федерации. Ей лучше сделать ставку не на 100 спортсменов, а на мегазвезд вроде Фелпса или Пирсола. Если бы в нашей сборной выступал спортсмен уровня Александра Попова, уверяю вас, «Speedo» сама бы за ним бегала, чтобы он плавал в ее комбинезоне. А так свобода выбора у нашей федерации была ограничена».
     Непонятно только, как у нас будут появляться пловцы уровня Попова...
     
Победный оазис

     На этом фоне гораздо более благополучными для нашей команды выглядят дела в плавании на открытой воде. С другой стороны, марафонское плавание представлено на Олимпиаде всего двумя дисциплинами
     (10 км у мужчин и женщин), и сильно разнится с программой классического плавания, где разыгрывается 32 комплекта, поэтому триумф Ларисы Ильченко никак не соотносится с тем, что происходит в нашей «классике». Да, эта победа была одной из запланированных, но многие конкурентки специально настраивались на Ларису, которая наверняка испытывала сильнейший прессинг, поскольку после своих восьми побед на чемпионатах мира считалась главной фавориткой. К счастью, у российской пловчихи все получилось.
     И все же следующий заплыв, в котором принимал участие трехкратный чемпион мира Владимир Дятчин, показал, что в марафонском плавании россиян тоже ждут трудности, и в первую очередь политического характера. Дятчина дисквалифицировали за вполне обычный инцидент в плавании на открытой воде – он оказался в «коробочке» между двух соперников, и судьи посчитали, что Владимир проявил умышленную грубость в контактной борьбе.
     Но Денис Панкратов считает, что отношение судей к российским пловцам далеко от непредвзятости: «Дисквалификация – обычное дело. Но нам не прощают ничего. К примеру, шероховатости в плавании были у грека Джанниотиса и итальянца Клери, но им карточек не дали. А вот за Дратцевым и Дятчиным смотрели пристально. Потому что русские, которые доминируют в плавании на открытой воде, всем смертельно надоели».
     Чтобы побеждать, нашим спортсменам не остается ничего, кроме как быть на голову сильнее конкурентов. Лариса Ильченко именно это и доказала, выиграв всего через 2 недели после Олимпиады чемпионат Европы в хорватском Дубровнике на любимой «десятке». Любопытно, что до этого момента у олимпийской чемпионки и 8-кратной чемпионки мира не было ни одного успеха на континентальном первенстве. Теперь этого пробела нет.
     
Эпилог

     В заключение хочется привести две цитаты. Первая принадлежит нашему четырехкратному олимпийскому чемпиону Александру Попову: «Не думаю, что наши ребята уступают по таланту Майклу Фелпсу, Аарону Пирсолу или Алану Бернару. Я на 100 процентов уверен, что у нас есть ребята намного интереснее!» Вторая – бронзовому призеру Игр в Сиднее Роману Слуднову: «Из меня все время пытаются скандалиста изобразить. Но есть вещи, которые говорят сами за себя. За последние восемь лет российское плавание не продвинулось ни на один шаг вперед. А все потому, что не хватает профессиональной работы менеджеров».
     И с Поповым, и со Слудновым тяжело спорить. У нас есть людские ресурсы – талантливые спортсмены, – но без правильной подготовки они не смогут реализовать свой потенциал в победы. На исправление ошибок есть четыре года – до Олимпиады-2012.

     На снимках: Победа Ларисы ИЛЬЧЕНКО хоть и была ожидаема, но досталась россиянке очень непросто. «Золотой» финиш Ларисы. Аркадий ВЯТЧАНИН сделал все что мог, но стал лишь двукратным бронзовым призером Олимпиады.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex