на главную страницу

24 Сентября 2008 года

Армия и регионы

Среда

Каспийский форпост России

Материалы подготовил
Александр ЧЕБОТАРЕВ, «Красная звезда».
Фото автора.



Астраханская область расположена на юго-востоке европейской части России, на территории Прикаспийской низменности в нижнем течении Волги. Общая площадь 49,0 тыс. кв. км. Население - 994,9 тыс. человек (на 01.01.2008 г.).
Столица области - Астрахань (население - 499 тыс. человек ) - крупный промышленный, транспортный и культурный центр. Здесь Каспийские морские и Волжские речные пути пересекаются с железнодорожными и автомобильными трассами России. Астраханский транспортный узел расположен на кратчайшем пути, связывающим Европу через Россию со странами Западной и Средней Азии, Индией и Пакистаном.
Область входит в состав Южного федерального округа (ее соседи - Волгоградская область и Калмыкия) и является приграничным регионом.


     - В сентябре, Александр Александрович, Астрахань празднует 450-летие со дня образования. Чем для вас лично является данная дата?
     - Очевидно, что масштабную работу по преобразованию Астрахани мы затеяли не ради пышных торжеств. Напомню, что два с половиной года назад во время посещения Астрахани Владимир Путин, тогдашний президент страны, пообещал астраханцам оказать поддержку в подготовке к юбилею. Вскоре был подписан указ о выделении городу свыше 11 млрд. рублей из федерального бюджета. Одновременно нам удалось привлечь инвестиции: на каждый федеральный рубль приходится по десять инвестиционных рублей. Подобная концентрация финансовых средств положительно сказалась на темпах строительства. Работы сейчас ведутся одновременно более чем на 600 объектах. Буквально на глазах хорошеет наш древний астраханский кремль, возводятся мосты, в стадии реконструкции находятся набережные Волги и городские каналы, возводятся медицинские центры, гостиницы, торговые комплексы, благоустраиваются парки, скверы.
     Сроки очень сжатые. Конечно, если бы юбилей был не в 2008 году, было бы сделано больше. Собственно, к юбилейной дате мы откроем самые крупные объекты. Впрочем, как говорят наши коллеги из той же Казани, (они недавно «пережили» свою «круглую» дату), не стоит думать, что после праздника прекратится строительство и облагораживание города.
     Особенно сложной оказалась проблема строительства нового и сноса ветхого и аварийного жилья. Напомню, что первое решение о сносе астраханских лачуг было принято императором Александром II в 1807 году, более 200 лет назад. Реально же к решению этой очень трудной проблемы приступили только сейчас. Мало кто верил, что за такое короткое время можно будет столько много построить. Скептики начинают понимать: они неправы. По всем расчетам в октябре-ноябре текущего года новое жилье получат четыре тысячи семей астраханцев. И эта программа не финиширует в 2008 году, она будет продолжена. В этом году мы должны построить несколько предприятий стройиндустрии, чтобы увеличить строительные мощности. И тогда, по моим расчетам, к 2010 году мы полностью решим программу переселения.
     Еще раз хотел бы подчеркнуть: не стоит замыкаться именно на дате 450-летия Астрахани. Для нас это - красный листок календаря, праздничная трехдневная передышка в масштабах многогранной работы по преобразованию старинного города на Волге и всей губернии.
     - Какими вы видите перспективы развития астраханского региона?
     - Значение Астраханской области как форпоста на южных рубежах России возрастает. И это сказано не ради красного словца. Статистические данные свидетельствуют: астраханский регион входит в число наиболее интенсивно меняющихся субъектов страны. Если за первое полугодие текущего года рост производства в стране составил 0,9 процента, то в Астраханской области этот же показатель равен 6 процентам, а валовой региональный продукт возрос на 8 процентов. Еще один показательный пример: рост потребления электроэнергии в целом по стране составляет 2,2 процента, а в нашей области - 8 процентов. Это самый высокий рост в России. В 2009 году он составит 10 процентов.
     Динамичные процессы идут в соответствии со стратегией социально-экономического развития области, утвержденной в мае 2006 года на заседании Правительства России.
     Программа включает в себя десять стратегических направлений, полностью совпадающих с геополитическими интересами нашего государства на Каспии. Прежде всего это активизация транспортных потоков по международным транзитным транспортным коридорам «Север - Юг» и «Е-40», соединяющим страны Европы со странами Азии, развитие судостроения, ориентированного на разработку углеводородных месторождений Каспия, расширение портов. В ближайшие два года достичь ежегодной перевалки грузов в 40 миллионов тонн. Приоритетно развитие отраслей социальной сферы - образования, здравоохранения, модернизации ЖКХ, всей его инфраструктуры, сельского хозяйства. Я ставлю задачу комплексного развития территории - от маленьких поселков до районных центров, областного города. Кстати, 2009 год объявлен в Астраханской области годом села.
     В последние годы мы целенаправленно выстраивали экономические отношения с соседними прикаспийскими государствами - Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном. В наши задачи входит и интеграция российских проектов Каспийского бассейна с соседями.
     - Насколько тесным сложилось взаимодействие органов государственной власти с расположенными на территории области воинскими формированиями?
     - Я прекрасно понимаю значение такого взаимодействия. Мы гордимся тем, что на территории Астраханской области сосредоточены воинские подразделения, которые играют важную роль в реализации оборонной доктрины России, укрепляют ее мощь, служат надежным щитом на южных границах. Речь идет о нашей славной Каспийской флотилии, космической гавани страны - 4-м Государственном центральном межвидовом полигоне Министерства обороны, кузнице кадров летчиков - ГЛИЦ имени В.П.Чкалова, подразделениях пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области, подразделениях внутренних войск.
     Вместе с муниципальными органами власти мы уделяем серьезное внимание организации взаимодействия с воинскими частями, оказанию им помощи в поддержании боевой готовности. Это их обустройство и жизнеобеспечение, участие в решении социальных вопросов военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, а также военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи, подготовка ее к военной службе. Эти и другие проблемы решаются в тесном контакте с военным ведомством. Министр обороны Анатолий Сердюков, главкомы войск не раз посещали астраханские гарнизоны. Мы - военные и гражданские - проводили своеобразные выездные военные советы (в том числе и с участием членов Совета Федерации) по комплексу вопросов и всегда находили взаимопонимание. Так было, например, в Ахтубинске, Знаменске, Ашулуке.
     Считаю, что военнослужащие не должны быть оторваны от жизни региона. Точек соприкосновения очень много. Моя же основная задача как губернатора - привлечь внимание Министерства обороны и федеральных структур к решению социальных проблем военнослужащих, проходящих службу на территории Астраханской области. И такая работа ведется постоянно, взаимодействие расширяется. Это касается не только подразделений Министерства обороны, но и частей пограничных и внутренних войск.
     - Ваше мнение, как гражданина и жителя региона: кем для вас является человек в погонах?
     - По окончании школы мечтал поступить в летное училище, но, к сожалению, из-за слабого зрения пришлось навсегда расстаться с этой мечтой. Но все равно по натуре я человек военный, уважаю дисциплину и порядок. Поэтому всегда с большим вниманием и уважением отношусь к людям в погонах.
     Вспомните, в начале 1990-х годов было позорное время, когда армию обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах. Только ленивый, как говорится, не бросал в ее сторону камни. К счастью, сейчас в стране иные верховные главнокомандующие, другие командиры. Профессия «Родину защищать» по-прежнему престижна. Астраханцы всегда отличались тем, что с честью выполняли священный долг перед Родиной. Приятно читать отзывы командиров о службе наших ребят, которые приходят из разных военных округов. Нам не стыдно за своих земляков: многие из них отличные солдаты и матросы.
     Армия и флот - гаранты мира и стабильности развития России и соседних регионов. Последние события на Кавказе еще раз доказывают эту истину. В наших общих силах сделать все необходимое, чтобы люди в погонах и их семьи чувствовали себя комфортно, были окружены заботой и вниманием.
     - Благодарю за беседу. Позвольте от имени редакции «Красной звезды» поздравить вас и астраханцев с 450-летием со дня основания города.
     

     
Слово благочестия морякам


     Иерея отца Константина, настоятеля церкви святителя Николая в поселке Волго-Каспийский Астраханской области, коллектив базы вооружения Каспийской флотилии искренне считает своим батюшкой. Каждое воскресенье, вот и нынешнее не исключение, священнослужитель приезжает в часть к каспийцам, проводит беседы о духовном и нравственном воспитании, совершает по желанию прихожан в погонах обряды крещения, благословляет на ратные труды. Нынешняя беседа священника была посвящена семье и браку. Ранее настоятель церкви покровителей всех моряков не раз проводил беседы о противлении такому злу, как наркомания.
     - Личность отца Константина сама по себе вызывает уважение, - говорит командир части капитан 1 ранга Андрей Чероков. - А польза от его бесед не вызывает сомнений. Ведь в основном его слушатели - 18—19 летние ребята, в которых именно сейчас надо закладывать заряд духовности. Они ведь только в начале самостоятельного жизненного пути.
     Приход в удаленном поселке Астраханской области переживает непростой период становления. Отец Константин вместе с тем находит время, чтобы нести пастырское слово служителям Отечества.
     

     
Рука об руку

     Военные моряки пользуются в южном российском крае поистине всенародной любовью. Один лишь пример: какую дату астраханцы считают началом торжеств по случаю 450-летия города? По словам губернатора области, празднование Дня Астрахани началось именно с официальных мероприятий по случаю 285-годовщины создания Каспийской флотилии. Почти год назад на торжественном собрании в честь юбилея у моряков-каспийцев лейтмотивом всех выступлений была мысль - город на Волге начал отмечать свой юбилей именно с этой даты. Среди самых значимых событий новейшей истории астраханцы считают возвращение в 1992 году на свою историческую родину кораблей флотилии.
     Другой всеобщий праздник у астраханцев, когда в главной базе Каспийской флотилии, в Астрахани, проходит парад кораблей в честь Дня Военно-морского флота России. На волжском рейде в строю находится городской любимец - малый артиллерийский корабль «Астрахань». И возле набережной, рядом с памятником Петру 1, традиционно швартуется гидрографическое судно «Анатолий Гужвин», названное в честь выдающегося астраханского губернатора. И когда вечером небо над Астраханью расцвечивается огнями одного для всех праздничного салюта, воочию становится ясно, сколь дороги город и флотилия друг другу.
     Нынешний губернатор Астраханской области Александр Жилкин, мэр Астрахани Сергей Боженов на всех праздниках находятся рядом с командующим Каспийской флотилией вице-адмиралом Виктором Кравчуком.
     Ведь город и флотилия уже не один век идут вместе рука об руку.
     

     
Под знаком лотоса


     Государственный инспектор Владимир Кравченко ведет катер государственной районной морской инспекции «Лагань» по Волго-Каспийскому судоходному каналу. В катере пограничники, ими командует капитан Родион Жидов.
     Владимир по каким-то своим приметам сворачивает в одну из бесчисленных проток. За стеной камыша, буквально в двух метрах от «сторожевого» растения, взору открывается огромная водная поляна из сотен играющих нежными цветами лотосов. Сложно передать чувства, когда на глазах оживает сказка...
     Впрочем, речному дозору явно не до красот. Пограничники вооружены автоматами. Один - с насадкой для предупредительной стрельбы холостыми патронами. Второй - для ведения огня на поражение. Браконьеры особо не церемонятся с представителями правоохранительных органов.
     Как рассказал начальник отдела в городе Лагань (так после реорганизации называют привычные слуху пограничные комендатуры) подполковник Олег Янчковский, именно на его участке самые высокие показатели по задержаниям браконьеров. Только на территории отдела сейчас находится более десяти задержанных катеров типа байда. В нескольких километрах от штаба отдела, на пограничном посту, таковых я насчитал еще 26...
     Байды, внешне неказистые, деревянные суда, идеально приспособлены для морских переходов по Каспию, удачно держат его короткую, оттого особо опасную волну, могут принимать на борт тонны улова. А японские двигатели фирмы «Ямаха», их число на байде варьируется от одного до трех, позволяют развивать ход до 100—110 километров в час. Задержать такую всегда считалось удачей у пограничников.
     В небольшом городке Лагань отражаются во всей своей неприглядности беды российской глубинки. До начала 90-х годов прошлого века местные жители работали на четырех предприятиях. Лагань славилась на весь некогда «единый и могучий» заводом по сборке автолавок, колесивших с товарами по сельской глубинке, здесь успешно работали мясоперерабатывающий, рыбный и консервный заводы. А зверосовхоз вносил свой ощутимый вклад в общее производство в стране шкурок нутрии и норки. Местные милиционеры утверждают: в те благополучные годы число браконьеров не превышало на район 10-12 человек.
     Экономический кризис не пощадил в городке ни одного производства. От нищеты и безысходности многие люди, потеряв в одночасье работу и доходы, занялись браконьерством. Незаконный промысел рыбы особо ценных пород во многом изменил, как сейчас модно говорить, социальные ориентиры и приоритеты местных жителей. Браконьерство из способа заработать на хлеб насущный для многих из них вскоре превратилось в образ жизни и криминальную профессию. Даже песни появились в «браконьерском» жанре, как эта, со словами: «На завтрак осетр, на обед - севрюга. И банка икры для хорошего друга».
     Правда, тот же инспектор Владимир Кравченко предостерегает всех желающих пробовать подобный «деликатес». Срок годности черного золота Каспия вне холодильных устройств составляет 72 часа при самом благоприятном раскладе. А «заготовка» может длиться неделями. Столько же и ожидает икра в совершенно неприспособленных для хранения условиях. Для продления сроков зачастую используют... хлор. В небольших дозах его привкус совершенно незаметен. Но опасность для здоровья такого «продукта» весьма высока.
     Лет восемь назад, когда после общего в стране спада производства начался экономический подъем, большинство местных жителей подались в другие регионы - Тюмень, Москву, Санкт-Петербург. В последние годы высокооплачиваемая работа появилась и поближе к дому. Пусть в разлуке с домом и семьями добывается кусок хлеба насущного, но не в противоречии с законом. Ведь дело дошло до того, что найти здесь взрослого мужика без судимости по «браконьерской» статье в здешних местах весьма сложно. Шутка ли, при начальном денежном довольствии пограничников примерно в 15 тысяч рублей укомплектованность отдела «Лагань» составляет меньше половины. Пройти серьезнейшие проверки по линии ФСБ в состоянии лишь единицы. Оттого немало не удивился, когда узнал, что рядовой Наиль Нургалиев (мы с ним познакомились, когда поднялся на пограничную вышку) родом из довольно далекой от здешних мест Астрахани. Здесь, на границе, свой тесный мир, свой коллектив, не разделенный по «землячествам». Прапорщики Алексей Маркин, Санал Задбаев, Даим Мерденов вместе уже не первый год несут службу по охране границы и биоресурсов.
     Сами пограничники убеждены: вне целого комплекса мер, прежде всего социального характера, проблемы с варварским уничтожением биологических ресурсов не решить. Ведь за период лихолетья и беззакония браконьерство превратилось в настоящее семейное дело, появились целые династии, где не знают иной профессии, как незаконный лов рыбы. Причем речь уже давно идет о функционировании организованных преступных групп, с «крышеванием» их со стороны людей, обладающих реальной властью в государственных органах. Понятно, что для них неподкупные пограничники как кость в горле. Бывает, и мстят «зеленым фуражкам», считая виноватыми во всех мыслимых и немыслимых бедах. Только на качестве службы стражей рубежей данные инциденты не сказываются. Не из робкого они десятка.
     Для главы администрации Лагани Юрия Очирова, как и для многих его коллег из небольших городов и сел российского Прикаспия, сейчас непростой период. Во многом в схожем положении находятся «глубинные» жители Астраханской области, Дагестана и Калмыкии. Собственных средств же для решения социальных проблем явно недостаточно. А о федеральной программе развития регионов пока даже и не заходит речи.
     Наивно при этом предполагать, что, как только появится работа, проблема браконьерства сама по себе решится. Как показывает опыт, вне жесткой реакции правоохранительных органов, разграбление уникальных даров природы не остановить. Оттого с начальником РОВД подполковником Александром Баировым у пограничников взаимодействие самое тесное и постоянное. Иначе нельзя. Правда, чего греха таить, от иных правоохранителей пришлось пограничникам испытать немало неприятностей. Но, к чести милиции, с оборотнями в погонах они справились собственными силами. При этом надо признать: основная тяжесть в охране биологических ресурсов прикаспийского региона по-прежнему ложится на пограничников.
     Странное дело, когда покидал этот уголок прикаспийской, неяркой по красоте природы, поневоле сравнил его с лотосом. Царь-цветок мгновенно реагирует на самое незначительное на первый взгляд изменение в чистоте экосистемы. Он просто уходит с некогда привычных водоемов. Как важно сохранить российский лотос, Прикаспий, божественный дар природы.
     

     
«Мальтийский крест» не для «Татарстана»

     Тральщик «Магомед Гаджиев», малый артиллерийский корабль Каспийской флотилии, пограничный сторожевой корабль «Валентин Пикуль», несмотря на ведомственные различия, сегодня стоят на соседних причалах Волго-Каспийского судоремонтного завода (СРЗ).
     Время, кажется, вновь возвращает к своим истокам неуклонное течение размеренной заводской жизни. В далеком 1943-м году именно здесь, на одном из островов в старом русле великой русской реки, вскоре после битвы за Сталинград появились судоремонтные мастерские. Фарватеры главной водной артерии европейской части России тогда изобиловали минами. Для безопасности судоходства тральщики (их база располагалась здесь же, на острове) работали буквально на износ, постоянно нуждались в ремонте.
     В послевоенные годы предприятие оказалось весьма кстати для мирной жизни. Здесь освоили многие виды судоремонтных работ. Причем начали строить и некоторые типы речных судов, те же плавбазы для рыболовецких колхозов. С окрестных поселков из поколения в поколение приходили в цеха волжане, росли и множились трудовые династии. Астраханские профильные учебные заведения готовили для завода, впрочем, и сейчас продолжают готовить, кадры специалистов. СРЗ для жителей острова становилось основной и, главное, весьма престижной работой.
     Особое преимущество предприятия - в учете специфики заказов. Прежде всего необходимо понимать особенность деятельности судовладельцев в здешних водах. Транспортники и рыбаки выдерживают интенсивные сезонные нагрузки с тем, чтобы зимой, когда Волга покроется льдом, стать на стоянку. Наступает наиболее удобное время для ремонта. Но опять-таки ледовый панцирь не позволяет доковаться с использованием обычных технологий в проведении корпусных работ. Судно попросту вмерзает в лед. Вместе с тем волго-каспийцы нашли еще много лет назад способ проведения ремонта в самый неблагоприятный период года.
     Смысл доковой операции судна при низких температурах напоминает создание водяной чаши на поверхности льда за счет подогрева корпуса снаружи и из внутренних помещений. Безусловно, растопить весь волжский лед невозможно. Но непосредственно возле судна или корабля для проведения необходимых работ - вполне реально. Впрочем, технологический арсенал судоремонтников на этом не ограничивается. Здесь всегда были в чести и рабочая смекалка, соединенная воедино с инженерной мыслью. Гордость профессии - такие мастера, как Геннадий Трофимов, Владимир Гранкин, начальник участка Александр Гоманов.
     Преимущество предприятия проявилось еще в 1970-е годы, когда на относительно небольшом заводе был создан почти полностью замкнутый цикл производства. Причем немаловажно: он функционировал вблизи мест постоянной приписки основных заказчиков, рыбаков и транспортников. Затраты собственно на производства свелись к минимуму. А квалификация специалистов и возможности восстановительных работ, как на первоклассном СРЗ. Именно в те годы и был создан станочный парк, до сих пор успешно используемый по назначению.
     - Сказать, что годы экономического кризиса нас совершенно не затронули, значит, погрешить против истины. Пришлось выживать, как и всем. Нас спасло два обстоятельства. Первое, сочетание цены и качества и та рентабельность, которая была заложена экономистами еще в советские времена. А второе, для жителей островных поселков завод всегда был нечто большим, чем просто предприятие. Здесь ведь и судьбы, и династии, и главный источник доходов для многих семей. Главное, удалось сохранить коллектив. Он наша опора, надежда на будущее, - рассказывает генеральный директор Волго-Каспийского судоремонтного завода Николай Шуреков. Он немногословен.
     Впрочем, здесь как раз тот случай, когда дела красноречивей любых слов. Заместитель командующего Каспийской флотилией по вооружению, эксплуатации вооружений и судоремонту капитан 1 ранга Александр Персиянов выбор предприятия как основного для восстановления технической готовности кораблей охарактеризовал надежностью и порядочностью делового партнера.
     Начальник блока цехов Владимир Конев более определен в своем отношении к военным заказам. Защита Родины для него отнюдь не пустой звук. Но помимо того что примерно четверть всех работ приходится именно на корабли и суда Каспийской флотилии, морские части пограничных войск, здесь есть и сугубо профессиональный интерес.
     Когда впервые к заводским причалам прибыл флагман Каспийской флотилии ракетный корабль «Татарстан», то при постановке в док столкнулись с непривычной конфигурацией его корпуса. Обычно бортовые опорные клетки устанавливались по схеме с технологическим названием «мальтийский крест». Но данный способ идеально подходит для плоскодонных судов, кои предназначены для речного судоходства. А здесь килевой, совершенно непривычный корпус. Как быть, ведь необходимо и работу выполнить в срок, и не навредить. Какой тогда смысл в ремонте? Словом, инженерам-технологам была поставлена очередная задача. Им пришлось съездить в командировку к производителю, на Зеленодольский судостроительный завод имени М. Горького в Татарстане. Там в конструкторском бюро совместными усилиями разработали индивидуальную схему постановки в док кораблей данного типа.
     Для неискушенного в кораблестроительных тонкостях человека базовые тральщики сразу попадают в ранг «простых» в технологическом отношении кораблей. Вместе с тем их корпус являет собой искусное изделие высококлассных столяров-краснодеревщиков. Он буквально набирается в три слоя крест-накрест из дощечек особого качества обработки. Причем далеко не все породы деревьев подходят для данной роли. Для повышения срока службы корпуса он дополнительно покрывается слоем из полимера. Когда на ремонт пришел первый базовый тральщик, то после его тщательного обследования на заводе поневоле удивились. Та часть корпуса, которая находилась в воде, оказалась в идеальном состоянии. А верхняя его часть, на стыке с палубой, прогнила. Как производить их замену? Инженеры и здесь не подвели, нашли, хоть и не сразу, надежный способ.
     Заводские специалисты единодушны. Ремонт боевых кораблей требует высоких технологий, нестандартных решений, взаимодействия со многими контрагентами. Оттого способность предприятия восстанавливать техническую готовность кораблей ВМФ означает его высокие технологические, организационные возможности, на деле показывает уровень производства и служит для потенциальных заказчиков лучшей рекламой.
     Так что сотрудничество с флотом здесь ценят не только за своевременную оплату заказов, но и за предоставление возможности повысить престижность заводской марки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex