на главную страницу

24 Сентября 2008 года

Армия и общество

Среда

Экзаменует Чебаркуль

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
Фото Дмитрия ПИЧУГИНА.



Новый уровень оперативного взаимодействия Сухопутных войск и Военно-воздушных сил был продемонстрирован в ходе оперативно-стратегического учения «Центр-2008», проводимого на территории Приволжско-Уральского военного округа. Воздушную поддержку войскам ПУрВО в локализации вооруженных конфликтов, ликвидации незаконных вооруженных формирований и террористических групп осуществляли более 60 единиц авиационной техники ВВС РФ. Так, в ходе тактического учения мотострелковой дивизии на полигоне Чебаркуль действия наземных войск с воздуха обеспечивали порядка 20 самолетов Уральского объединения ВВС и ПВО: фронтовые бомбардировщики Су-24, модернизированные истребители Су-27, а также самолеты специального назначения. Экипажи девяти грузовых самолетов Ил-76МД военно-транспортной авиации произвели десантирование парашютно-десантного батальона и боевой техники 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ. За действиями авиации в ходе учения наблюдал наш корреспондент.

     
Пеший по-летному


     Дни перед боевыми вылетами расписаны у экипажей по часам: постановка задач, проверка и подготовка самолета к вылету, предполетные указания и т.д. На этот раз застать экипажи оренбургского и тверского военно-транспортных полков удалось за контролем готовности летного состава, за так называемым «пешим по-летному». Для людей, не знакомых с летной практикой, эта картина может вызвать удивление. Экипажи в полном составе в боевых порядках следуют по начерченному на асфальте маршруту, проговаривая все свои действия в той последовательности, в которой будут производить их в полете. Этот тренаж позволяет в динамике оговорить все элементы, которые предстоит выполнять экипажу в ходе полетного задания. Контроль дает возможность организовать взаимодействие между экипажами, выполняющими полет в боевых порядках, думать и действовать в рамках этого боевого порядка.
     На этот раз число участников тренажа значительно превышало штатные составы экипажей грузовых Ил-76. Как пояснил заместитель командира военно-транспортной авиационной дивизии полковник Владимир Сыпко, в ходе учения у каждого молодого командира корабля и штурмана в кабине будет находиться инструктор. Перспективные молодые экипажи, принимающие участие в учении, смогли таким образом за год подготовить для выполнения полетов в боевых порядках. Они самостоятельно совершают выполнение боевой задачи под присмотром опытного наставника.
     - Летит практически двойной экипаж. У нас есть молодой командир и молодой штурман, в кабине во время полета находятся также опытные штурман и летчик с инструкторскими функциями, - рассказал полковник Сыпко.
     
Пальцы - в кулак

     Перед экипажами военно-транспортной авиации стояла задача выброски тактического воздушного десанта из состава 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ для поддержки действий сухопутных частей и подразделений на полигоне. В этих целях с аэродрома Шагол в район десантирования запланировали вылет девяти грузовым Ил-76. Нескольким из них была поставлена задача десантировать боевую технику, следующим за ними самолетам предстояла выброска тактического десанта в составе парашютно-десантного батальона, т.е. порядка 230 человек личного состава. Сложность подобной боевой задачи как для опытных, так и молодых экипажей военно-транспортной авиации состояла в том, что при выполнении полетов на десантирование в тыл противника командование определяет только время на выполнение задачи без предварительных обеспечивающих действий истребительной и штурмовой авиации.
     - Одна из характерных особенностей действий войск и сил в ходе контртеррористической операции, - рассказывает полковник Владимир Сыпко. - это оперативные меры без подготовительных действий. При этом проводится быстрое согласование между различными родами авиации.
     Каждый род авиации решает конкретные задачи в своих зонах, на своих рубежах и в свое время. Задействованные в дивизионном тактическом учении истребители Су-27 и бомбардировщики Су-24, представленные экипажами Уральского объединения ВВС и ПВО и Липецким центром, не прикрывают самолеты ВТА. В таких условиях у них своя задача - работать по наземным и воздушным целям.
     - Несмотря на то, что нет прямого взаимодействия между родами авиации, принимающими участие в учении, должна быть четкая согласованность по времени и по рубежам каждого из участников, поскольку действия на полигоне очень насыщенные, - пояснил заместитель командира военно-транспортной авиационной дивизии.
     
Готовность №1

     Еще за день до начала активной фазы учения на аэродроме Шагол Челябинской области наблюдалась кропотливая работа по подготовке самолетов к вылету и боевой техники к погрузке. Уже с утра на стоянку стройного ряда Ил-76 начали подтягиваться эшелоны с боевой техникой «крылатой пехоты»: платформы с боевыми машинами десанта (БМД-2). К погрузке девяти единиц БМД-2 были определены три первых самолета, остальные шесть предназначены для десантирования личного состава. Все действия по погрузке осуществлялись экипажем самолета совместно с личным составом подразделений ВДВ.
     Прежде чем загружать технику, полностью проверяются все системы, отвечающие за открытие люка, роспуск вытяжных парашютов и прочее. Ведь от того, насколько правильно техника будет размещена и зашвартована в грузовом отсеке, во многом зависит успех десантирования и безопасность самого экипажа.
     - Необходимо, чтобы все системы в самолете работали как часы, - поясняет командир корабля майор Сергей Лагутов. - Даже в сигнальных системах не должно быть ни единой перегоревшей лампочки, чтобы в нужный момент не показалось, что это отказ.
     Для того чтобы погрузить многотонную машину, необходимо поднять платформу с ней на высоту до пяти метров с помощью встроенных кранов. При этом время ограничено соответствующими нормативами по погрузке техники.
     Благодаря слаженности и оперативности в работе экипажей и десантников, погрузка одной машины занимает считанные минуты. Когда все три машины уже на борту - именно столько БМД-2 способен десантировать Ил-76, составляется целый ряд документов. Все это оформляется комиссией со стороны ВДВ, отдельные элементы опечатываются. И уже после этого никто - даже из членов экипажа - не имеет права находиться в зоне зашвартованной техники.
     
Жара над Чебаркулем

     Активная фаза учения на полигоне Чебаркуль началась с боевого применения бомбардировочной и истребительной авиации в интересах поддержки действий Сухопутных войск. Первыми взмыв с аэродрома, тройка фронтовых бомбардировщиков практически сразу скрылась из вида за непроглядной пеленой низких облаков. В район авиаудара на полигоне Чебаркуль за ними последовали экипажи четырех Су-27.
     Летчики ВВС из состава Уральского объединения и Липецкого авиацентра по целеуказаниям с объединенного командного пункта, совместно с целеуказаниями от передовых авианаводчиков в составе боевых порядков Сухопутных войск, произвели точечное бомбометание по объектам условного противника. Удары были нанесены с точностью до 10-15 метров в указанном по месту и времени районе полигона, цели - уничтожены. Особенностью проведенного авиаудара явилось то, что бомбардировщики заходили на цель с использованием целеуказаний, которые выдавались экипажу в автоматическом режиме.
     
Черед «крылатой пехоты»

     Вслед за массированным авиаударом наступает черед тактического десанта. Однако незадолго до запуска двигателей по экипажам проносится слух о возможной отмене десантирования личного состава. Свою роль в этом сыграла предельная погода, реально осложняющая выполнение полетов на десантирование. Нижний край облаков - 600 метров, а также сильные порывы ветра у земли обещали окончательно испортить планы на применение тактического десанта. Однако некоторое время спустя «добро» на вылет все же дали.
     Первый Ил-76 тяжело оторвал шасси от взлетно-посадочной полосы. Сказывался груз из трех боевых машин десанта общей массой 24 тонны. За ним с интервалом в несколько минут взмыли в хмурое уральское небо остальные восемь бортов. Для выполнения полетов в этом учении был применен новый интервал взлета, опробированный на учебных полетах. Этим объясняются изменения в петле сбора при построении боевого порядка. Если раньше полеты выполнялись на 1 минуте 30 секундах, то теперь выполняются - на двух минутах. При этом более бережно используются авиадвигатели, что позволяет значительно экономить их ресурс. А уже на маршруте боевого порядка временной интервал составляет всего 1 минуту 15 секунд.
     Помимо строгого соблюдения интервала, в боевом порядке экипажу необходимо учитывать отличительные особенности десантирования как личного состава, так и техники. Вес самолета с техникой на борту значительно возрастает, поэтому необходимо корректировать действия экипажа в процессе пилотирования. Непосредственно при выброске техники в самолете задействованы совершенно другие системы, в отличие от десантирования личного состава. По-другому рассчитывается траектория и скорость снижения объекта. А поскольку БМД весит около восьми тонн и выходят машины одна за другой с интервалом порядка двух секунд, меняется центровка и балансировка самолета. Все это приходится довольно ощутимо компенсировать штурвалом.
     - Как только выходит последняя машина, самолет за считанные секунды набирает порядка 70-100 метров высоты, как будто сбрасывает груз с души, вроде задачу выполнил, - рассказал командир корабля майор Сергей Лагутов.
     Выброска личного состава требует не меньшей ответственности. Основная задача: десантировать людей так, чтобы все они приземлились в строго ограниченную площадку. Экипажу нужно так рассчитать десантирование, чтобы личный состав мог оперативно занять технику и продолжить выполнение задачи. При этом необходимо учитывать, что на парашютистов сильнее воздействуют внешние условия.
     - Все нужно учесть: особенности на погрузке, в полете и при выброске, чтобы это не стало для командира корабля «сюрпризом», - объясняет заместитель командира эскадрильи майор Дмитрий Дорогушин. - Экипаж должен знать, что произойдет в следующий момент и как поведет себя его машина.
     Наибольшая ответственность при выброске десанта ложится прежде всего на штурмана. Именно он получает необходимую информацию по точке десантирования, по характеру подстилающей поверхности и метеоусловиям. Однако успех десантирования зависит не только от экипажа, но и от наземной группы обеспечения безопасности десантирования, которая промеряет метеоусловия, ветер у земли, особенности десантирования. Существуют свои ограничения по направлению и силе ветра, когда он вдруг может измениться на подлете к точке выброски. Все это учитывает руководитель выброски, определяя условия десантирования. Он задает точку (азимут и дальность) начала выброски под определенным углом - максимальным к площадке десантирования. И поскольку весь десант должен приземлиться в площадку, нужно обязательно выйти на нее заданным курсом, а это уже задача штурмана. Командиру корабля и его помощнику остается лишь выдерживать те условия, которые задает штурман.
     - Весь экипаж должен работать как единый организм. Необходимо просчитывать все нюансы, ведь каждый из них может стать причиной нештатной ситуации, - объясняет командир корабля майор Сергей Лагутов. - Героизм в мирное время не нужен, в обычной обстановке это чаще всего результат чьей-либо недоработки или просчета.
     Когда от четкости и слаженности действий каждого зависит не только успех десантирования, но и жизни людей, экипаж не имеет права на ошибку. И вот уже самолет выходит на точку десантирования заданным курсом, штурман командует: «Пошел!», в ответ руководителю выброски следует команда «Зенит!» и... десант пошел.
     От того, насколько успешно экипажи ВТА проведут выброску, во многом зависит дальнейший успех действий тактического десанта на земле. В ходе завершившегося этапа учения поддержка действий Сухопутных войск с воздуха оказалась предельно эффективной. При авиационной поддержке усиленные десантом сухопутные части и подразделения объединенной группировки согласно легенде учения смогли зачистить территорию «Северных» от разрозненных вооруженных группировок «Южных», окончательно уничтожив объекты противника.
     По словам руководителей учения, план широкомасштабных южноуральских маневров был утвержден еще в прошлом году. Однако сценарий учения отсылает нас к недавним событиям. Внезапность нападения противника и скоротечность боевых действий на Кавказе в очередной раз продемонстрировали необходимость оперативных действий в ответ на агрессию, организацию четкого взаимодействия между видами Вооруженных Сил и родами войск для точечных ударов, создание мобильных группировок войск, способных быстро реагировать на угрозы с любых направлений.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex