на главную страницу

24 Сентября 2008 года

История Отечества

Среда

«Как на поле Куликовом...»

Дмитрий ЗЕНИН.




     МАМАЙ БЕЖАЛ в Крым, конкретно в Чуфут-Кале. Там он собрал сохранявших ему верность вассалов и в первых числах октября того же года вышел навстречу своему главному противнику. Войска встретились в районе реки Кагальник, но до сражения дело не дошло: «Мамаевы же князи, сшедша с коней своих, и биша челом царю Тохтамышю, и даша ему правду по своей вере, и яшася за него, а Мамая оставиша поругана».
     Право крови в конце XIV века было еще очень сильным (Мамай, напомню, не был чингизидом), да и военное счастье изменило Безбожному. Другое дело, если бы он вел своих сторонников от победы к победе, тогда бы он смог укрепиться и, женившись на девице благородной крови, основать свою династию. Но ему не повезло. Союзники оказались ненадежными. Строптивый московский вассал - князь Дмитрий нанес два сильных поражения с интервалом в один год, которые подорвали авторитет узурпатора.
     Куликовская битва была очень ярким событием и сильно потрясла воображение современников. Списков «Задонщины», созданной почти год в год с битвой, повестей и сказаний очень много. Сама битва имела эпохальное значение. После нее для всей Руси неотвратимо пошел отсчет нового, Московского времени. Москва полностью и окончательно стала общерусским центром и началом общего дела - государственного строительства или, как это до сих пор называют, собирания русских земель.
     МОСКОВСКАЯ княжеская династия Даниловичей взяла на себя бремя государственных интересов и обязанностей. Взгляд на свои владения не как на собственность, а государство Богом вверенное начинает настойчиво входить в русское сознание на Северо-Востоке Руси еще со времени Андрея Боголюбского, но окончательно утверждается и приобретает неотвратимый характер только столетие спустя - в династии Московских Даниловичей. Русская православная церковь со столицей в Москве также становилась постепенно национальной великорусской Московской церковью.
     Даниловичи, начиная от Иоанна Калиты, полностью перешли на прямое наследование от отца к сыну, выделяя младшим отпрыскам незначительные уделы. Московское церковно-светское государство именовало себя Новым Израилем и начало строить Царство Божье на Земле. Куликовская победа над инородцами и иноверцами, над узурпатором (похитителем законной власти) выходила за рамки обычных феодальных разборок. Дмитрий Донской сражался за справедливость, Мамай повел себя как клятвопреступник. Потребовал большего выхода, не по докончанью.
     Ближайшими последствиями Куликовской битвы были необратимые приобретения Москвы, особенно в области феодального права и горизонтали власти. Так если в межкняжеских договорах продолжает употребляться по отношению к боярам - баронам формула: «а слугам нашим вольным вольная воля», то князья ставятся в совершенно иное положение - вассальный князь в случае каких-либо нарушений пунктов договора полностью терял свои владения, и они переходили под юрисдикцию великого московского князя.
     Могут спросить, какое значение этот процесс имел к эпизодам битвы на поле Куликовом? Непосредственное. Каждый отдельный центр, попадая в орбиту московской государственности и ощущая себя частью целого, остро нуждался в сопричастности к большому общему делу. Поэтому списки «Задонщины», повестей и сказания размножались и приобретали местную окраску, в которой местный вклад старательно раздувался и приукрашивался. Посильный «вклад» в это внес словутный мних Сафония Рязанец - с его легкой руки 70 рязанских бояр костью легли на Куликовом поле. Великий Рязанский князь Олег Иванович - союзник Мамая и Ягайло, но вклад Рязанщины в общее дело - самый большой, шутка ли одних только баронов 70 душ пострадало. В новгородском варианте геройствуют 30 удалых посадников с 7.000 окованная рати. Полоцкий вариант выводит 300 панов литовских с 70.000 рыцарей. На что Белозерск мало заселен и в принципе незначителен, но и его князья, бояре и слуги лучше всех наряжены.
     САМОЕ ЖЕ ИНТЕРЕСНОЕ то, что по содержанию «Задонщина» и летописные повести резко отличаются от Сказания в Киприановской редакции. Словутный мних Сафония, автор «Задонщины», - скорее всего, участник битвы в составе одного из монастырских полков. Он пишет сразу на злобу дня, по свежим следам. Его похвала великому князю Дмитрию Ивановичу - ответ на Слово о полку Игореве. Правда, битву на Каяле он путает с битвой на Калке, но главное для него другое. Русь для него не та, которую били. «О Русская земля! Ты теперь как бы за царем Соломоном перебывала», - восклицает Сафония.
     В его произведении Дмитрий Донской дерется в общей свалке от начала и до конца боя. Сафония выделяет Пересвета и Ослябю, но святую схиму Радонежский игумен приказывает им одеть поверх шлемов, а не вместо шлемов, как в Киприановском варианте. Текстовой оборот «Старец Пересвет поскакивает золотыми доспехами посвечивая, а иные лежат убитые и мертвые» свидетельствует о том, что Александр Пересвет участвовал в общем бою до поединка с Челибеем или что поединок с ним не закончился для него летальным исходом.
     Киприановский вариант создан по словам самовидца, тоже бойца одного из монастырских полков. Примечательно то, что в этом сказании Дмитрий Донской - вовсе не главный герой событий. Главный герой, душа всего похода, - митрополит Киприан. Полки перед боем строит не великий князь, а некто въевода прииде с литовьскыми князи, имянем Дмитрий Боброков, родом Волынскые земли, иже нарочитый бысть плъководец, велми уставиша плъци по достоянию, елико кому подобаеть стояти. Такой способ построения боевых порядков войск соответствует не распределению их по боевым возможностям и замыслу и задачам боя, а чисто феодальный, иерархический и ничего более.
     Выходит, сей главный устроитель - всего лишь герольд, основательный знаток геральдики. Он смог за считанное время распределить всех титулованных и нетитулованных бойцов, где кому подобает стоять по достоинству - родовитости. Добавим, для того времени это очень серьезное умение: расставь рыцарство иначе, не по достоинству и чести, могут между собой передраться и никакие призывы не помогут - честь дороже жизни. Как бы не рассматривать Киприановский вариант со всей его риторикой и поэтическими отступлениями, он опять же рисует рыцарский бой - менее фантастический, чем творения современных исследователей, где коварным татарам предстоит согбенная лапотная рать.
     Чего только не написано про поединок Александра Пересвета с татарским богатырем Челибеем Темиром мурзой. Поединок называется традиционным, только после него войска вступают в бой. Повесть в митрополичьей редакции гораздо правдивее и лаконичнее: войска уже встретились и сражаются. Тут в разгар схваток единоборцев «выеде злый печенег из велиого плъку татарьскаго, пред всеми являася, подобен бо бысть древнему Голиаду: пяти сажен высота его, а трех сажен ширина его. Видев же его Александр Пересвет, старец, иже бе в плъку Владимира Всеволодовича и, двигънувся ис плъку, и рече: « Сей человек ищеть подобна себе, аз хочу с ним видетися!»... Напусти крепко на печенега... И ударишася крепко копии, едва место не проломилося под ними, и спадоша оба с коней на землю и скончашася».
     Киприановский самовидец знает только то, очевидцем чего был на своем участке боя. Он наблюдал, как Дмитрий Донской подъезжал к рыцарю у знамени - боярину Бренку и сменил коня и мантию, может, и доспехи, но того, что перед этим великий князь сражался в первом ступе, не видел и не знал.
     Засадный полк - тоже творение Киприановской канцелярии. Засада - как способ нападения на мелкие отряды и вообще как разбойничий прием - в средние века была отлично известна и повсеместно применялась при определенных обстоятельствах. Выделение значительного резерва в условиях боевого соприкосновения крупных контингентов войск совершенно иное дело.
     В СРЕДНИЕ ВЕКА успех боя решался исключительно численностью, боеспособностью и уверенностью в себе отдельных бойцов, а также обязательно некоторым порядком при встрече с неприятелем. Форма построения определялась численностью войск и условиями местности.
     Засадный полк Сказания по терминологии нового и новейшего времени - резерв. Задача современного резерва создать перевес над противником в решающий момент боя. Военачальник нового и новейшего времени при встрече с примерно одинаковым по численности противником может до трети своих войск вывести в резерв. При этом он рассчитывает на то, что его две трети при сравнительной их слабости все же окажутся в состоянии некоторое время вести бой и настолько расстроить превосходящие силы противника, что атака резервных частей решит исход боя.
     В рыцарских войсках расстройство боевого порядка противника играло настолько незначительную роль, что не компенсировало отказ от ввода в бой всех сил с самого его начала. Резерв, вступивший в бой только после того, когда главные силы чуть ли не разбиты, вряд ли мог бы поправить дело. Введение войск в бой по частям - самый опасный способ действий, потому что противник по частям и бьет их, сохраняя свое превосходство.
     Поэтому в рыцарском войске значение резерва - совершенно иное, чем в современном. Там определенную часть на некоторое время задерживали с тем, чтобы направить ее как раз в то место, которое оказывалось недостаточно защищенным против сильного и сплоченного противника. Но это - не резерв, а задерживающийся эшелон. В данном случае Владимир Андреевич и ведомый воевода Дмитрий Боброков земли Волынская вели в бой арьергард московской рати и вступили в него чуть позже основных сил.
     Прелесть изделия канцелярии митрополита Киприана не поддается описанию. Сцена «когда считать мы стали раны, товарищей считать» - бесподобна. Московского боярина Михаила Александровича Бренка вписали в число убитых, но именно ему - как росчетлив бысть вельми - Дмитрий Донской поручает сосчитать убитых. Переписчик оговаривается, что это вовсе и не Бренк, а другой московский боярин из полка Микулы Васильевича Валуя (Валуа?).
     ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО Московское после битвы сохранило свою военную мощь, оно успешно противостояло Тверскому и Рязанскому княжествам, управлялось с Новгородом и Псковом. Ягайло ценой больших уступок примирился с Витовтом, стал королем Польши и основателем династии Ягелонов, победителем Тевтонского Ордена в битве при Танненберге (Грюнвальде). Витовт выдал свою единственную дочь Софию за сына Дмитрия Донского Василия. К несчастью для Москвы и Литвы тесть пережил своего зятя, а внук Василий был слишком слаб, чтобы тягаться за дедушкино наследство.
     Точно установить, был ли Александр Пересвет убит на ступе или нет, не представляется возможным. Челибей Темир-мурза, если и не выжил сам, то, во всяком случае, его потомки влились в московскую знать. Пример тому - около десятка деревень Московской, Владимирской, Тверской и Рязанской области с названием Челибеево.
     Старец Родион Ослябя в 1389 году с митрополитом Пименом ездил в Константинополь. Дмитрий Донской 39 лет от роду скоропостижно умер. Текст московского летописца допускает вывод, что он был отравлен. Владимир Андреевич в 1398 году выходил в направлении Ельца навстречу с грозным Тамерланом, а в 1408 году остановил воинство хана Едигея, умер в 1410-м.
     Митрополит Киприан в октябре 1380 года был принят Дмитрием Донским в Москву, но в 1382 году великий князь снова выгнал его, и тот «пас» русскую церковь, сидя в Киеве под рукою Витовта. После смерти Дмитрия Донского и митрополита Пимена вернулся в Москву к Василию Дмитриевичу и прожил с ним душа в душу до самой своей кончины 16 сентября 1406 года. Канонизирован митрополит был уже в конце третьей четверти XIV века. Дмитрия Донского тоже канонизировали, но 600 лет спустя.
     СУДЬБА МАМАЯ
и его потомства сложилась самым невероятным образом. Несмотря на то, что наши сказители, составители и летописцы списали Мамая в число безвозвратных потерь, он выжил. После встречи с Тохтамышем в Калках, когда верные вассалы, выражаясь ныне принятым доступным языком, кинули его, Мамай не сделал себе харакири и не пошел в последний бой, а бежал, бросив все.
     Путь Мамая - от долины реки Кагальник, район современного Симферополя, до Кафы - Феодосии. По морю - до устья Дуная, по Дунаю - до Вены, от Вены - по суше до Вильно к Ягайло. Никто другой не захотел принять узурпатора к себе на службу. Великий князь Литовский принял Мамая с распростертыми объятиями, вероятно, между ними была очень серьезная договоренность, и дал ему на прокорм город Глинск с окрестностями.
     От неудачливого претендента на ханство в Золотой Орде пошли князья Глинские. Его потомок - Елена стала второй женой Василия III и матерью Иоанна IV (Ивана Грозного).
     Так что мечта Мамая основать свою династию все же сбылась, и его потомок нарек себя цезарем всея Руси. Княжеская ветвь Глинских была на удивление плодовита, оттеснение их с высших государственных должностей сначала при Годунове, затем при Романовых направило активность потомков Мамая в иные области. В начале XIX века целая плеяда братьев с польским звучанием фамилии Глинские - Глинки на все оставшееся время оставила след в русской культуре, литературе и искусстве. В наши дни далекие потомки Мамая живут и трудятся на благо нашей России.
     В ЗАКЛЮЧЕНИЕ об итогах битвы. Сражение на Куликовом поле было первым русским национальным сражением против внешнего врага. Первым сражением, при котором сознание государственного единства во всю полноту проявилось. Победа была одержана воинами различных княжеств, боровшимися сообща под черным знаменем святого Сергия и предводительством великого князя Московского.
     Церковь и трудяги Даниловичи создали из маленького митрополичьего города Москвы сильную, скрепленную суровой монашеской орденской дисциплиной монархию. Эта сильная монархия выставила против узурпатора Мамая относительно дисциплинированную, объединенную единой волей профессиональную армию, которая одержала убедительную победу над плохо организованной и почти неуправляемой феодальной армией Мамая, полагавшейся на личную храбрость отдельных бойцов и жажду добычи.
     Победу на Куликовом поле можно со всеми основаниями назвать днем рождения великорусской нации. Всякая война -испытание нации и государственности на прочность. В Московско-Русском доромановском государстве боевые действия велись исключительно всех чинов и разрядов ратными людьми - титулованной и нетитулованной военной знатью, профессионалами военного дела.
     Тем не менее войны московского государства имели всенародный характер, выражавшийся в том, что трудовой - тяглый народ безропотно нес тяготы и лишения войны, обеспечивая и снабжая свою военную знать всем необходимым для ведения войны. Примерно тогда же шла Столетняя война между Францией и Англией, и в одной произошла Жакерия, в другой - восстание Уотта Талера. На Московской Руси, до самого Алексея Михайловича Романова Тишайшего, ничего подобного не было.
     Московская рать состояла из того же человеческого материала, что и воинство Мамая. Но москвичи уже привыкли к победам, они закалены в многочисленных войнах с Тверским, Рязанским княжеством и ордынцами. Они имеют не только то, что сейчас называют высокий моральный дух, у них - уверенность и спайка. За время от Ивана Калиты до Дмитрия Донского полностью меняются отношения московского князя и военной знати. Сам Донской еще не осознавал того, что он уже не сюзерен, а повелитель. Соратники предлагают ему не вступать в бой, а наблюдать за ним, чтобы затем награждать отличившихся, но Дмитрий все еще по духу рыцарь и участвует в поединках, потому что он ищет не полководческой славы, а рыцарской.
     Таким образом Куликовская битва завершает столетний труд четырех поколений Даниловичей. На поле Куликове завершается история великого Московского княжества и начинается история Московского государства.

     Поединок Пересвета с Челубеем. Версия художника В.М. ВАСНЕЦОВА.





     (Окончание.)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex