на главную страницу

1 Октября 2008 года

ОТСЛУЖИ КАК НАДО И УЧИСЬ

Среда

ИЗ АРМИИ — В МГУ



Ажиотаж поступления в высшие учебные заведения позади, во всех вузах России начались учебные будни. А вот для военнослужащих, отслуживших срочную или по контракту, если они решили связать свою судьбу с МГУ, все только начинается. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова предоставляет им возможность с 1 сентября до 30 октября, а уволенным этой осенью и до 30 декабря, подать документы на бесплатное подготовительное отделение при вузе, при успешном окончании которого они смогут поступить вне конкурса на первый курс выбранного факультета университета. Наш корреспондент Василий Фатигаров встретился с проректором МГУ по кадровой работе, заведующим подготовительным отделением Владимиром МАМОНТОВЫМ и попросил его рассказать об истории создания и сегодняшнем дне отделения.

     - Владимир Александрович, когда и с какой целью было образовано подготовительное отделение МГУ, что изменилось в его работе за эти годы?
     - Подготовительное отделение создали в нашем университете в 1969 году, за прошедшие годы более 15 тысяч его выпускников стали студентами МГУ. Среди них много известных людей, успешно работающих в самых различных отраслях образования, науки, промышленности и политики. Многие из выпускников закончили аспирантуру, стали кандидатами, докторами наук... Кстати, первый вице-премьер Правительства России Игорь Иванович Шувалов тоже наш выпускник 1992 года. Он отслужил срочную, пришел на подготовительное отделение, впоследствии блестяще окончил юридический факультет МГУ.
     Основная задача подготовительного отделения - повышение общеобразовательной подготовки молодежи, нуждающейся в социальной защите и государственной помощи, создание ребятам необходимых условий для поступления в МГУ. Скажем, отслужил молодой человек срочную или уволился в запас по окончании трехлетнего контракта. И хотя в соответствии с законом есть льготы при поступлении, не все могут на равных соревноваться со вчерашними столичными школьниками, дополнительно занимавшимися с репетиторами. А вот в процессе обучения на подготовительном отделении вчерашние военные не только догоняют в знаниях младших товарищей, но и благодаря куда как более богатому жизненному опыту порой превосходят их. Недаром ведь в советское время была организована система подготовительных отделений, финансируемых государством. В 2000 году кто-то «наверху» решил, что они нам более не нужны, и финансирование закрылось. Соответственно закрылись и бесплатные подготовительные отделения во многих вузах, в других они стали коммерческими. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова сумел оставить для вчерашних солдатов подгототделение за счет внебюджета. Они получают у нас стипендию, нашли мы возможность и общежитие предоставлять им за символическую плату. Наш ректор академик Виктор Антонович Садовничий очень хорошо понимает, к каким кадровым потерям в перспективе может привести ликвидация отделения.
     А с этого года отслужившие по контракту не менее трех лет и уволенные по «нормальным» основаниям, а также служащие по контракту свыше тех же трех лет (кто собирается на вечернее и заочное отделение) обучаются в том числе и на подготовительном отделении за счет средств федерального бюджета, к тому же еще и с полуторной стипендией. А на подготовку вчерашних срочников по прежнему продолжаем выделять внебюджетные средства. Это часть политики университета, вполне созвучная с политикой государства.
     - Как узнают в армии и на флоте о вашем отделении? Много ли желающих, велик ли конкурс?
     - Во-первых, информация о нашем отделении есть на сайте в Интернете www.po.msu.ru. Во-вторых, средства массовой информации, и прежде всего ваша газета ,в информационном плане нас поддерживают, будучи с нами солидарными в понимании важности поддержки уволенных в запас военнослужащих. Наконец, серьезное внимание на подготовительном отделении уделяем командировкам в воинские части, где мои коллеги и я выступаем перед солдатами и матросами, беседуем с их командирами, представителями родительских комитетов. Добрые отношения сложились, в частности, с командованием 154-го комендантского полка военной комендатуры Москвы, некоторых частей Северного флота. Наше отделение пользуется популярностью и всех желающих, конечно же, вместить не может. Вопросы зачисления на подготовительное отделение решает его приемная комиссия.
     - Можно рассказать о порядке действий тех ребят, которые по увольнении решили поступать на подготовительное отделение МГУ?
     - Военнослужащему необходимо обратиться по команде к командиру части за рекомендацией, которая пригодится ему при поступлении на подготовительное отделение, а в дальнейшем и для внеконкурсного зачисления на первый курс. Для зачисления на обучение по очной форме абитуриент предоставляет в приемную комиссию заявление на имя ректора МГУ, документ об образовании, рекомендацию для внеконкурсного зачисления, 12 фотокарточек 3Х4. В случае выбора заочного или вечернего обучения понадобятся только 8 аналогичных фотокарточек. По очной форме занятия начнутся 1 ноября, по вечерней и заочной - на месяц раньше.
     

     
«КОЗЫРНАЯ КАРТА» - ВОИНСКИЙ БИЛЕТ


     Весной 2008 года мы подробно рассказывали о вузовских программах для поступления на очную форму обучения военнослужащих по призыву. А как реализуется право военнослужащих, отслуживших службу по призыву, на получение высшего образования по заочной форме обучения?
     - Вот уж никогда и не подумал бы, что служба в армии сыграет в моем поступлении в университет такую важную роль, - рассказывает корреспонденту «Красной звезды» студент Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова Илья Захаров.
     Поселок городского типа Мыс Шмидта на берегу далекого Чукотского моря, где родился Илья, связан с «материком» лишь воздушным сообщением. Понятно, что непролазные снега, лежащие кругом большую часть года, проблемы с электричеством и теплом не добавляли особого оптимизма в жизни юного паренька.
     - А потому практически сразу же после школы я пошел работать на плавединице, то есть на катере, - продолжает Илья. - Во время навигации, а льды на мысе не позволяют подойти к земле большим кораблям, привозящим топливо и еду, работы было, конечно же, достаточно. И хотя работа была тяжелой и трудной, например частенько приходилось заделывать полученные катером ото льда пробоины, тем не менее она позволяла ощущать себя «на плаву». Чего не скажешь о периоде, когда заканчивалась навигация... И когда пришло время призыва в армию, то у меня на сей счет даже никаких сомнений не было - служить, конечно же.
     Службу Илья Захаров проходил во Внутренних войсках МВД в Хабаровске, практически в курортных природных условиях после родного мыса Шмидта, как он сам выражается.
     - До армии увлекался техникой, что определило мою армейскую судьбу, я попал в автомобильную роту, - говорит Илья. - Безусловно, что и служба в армии не прошла даром, дав мне возможность совершенствовать свои технические знания, да и в плане дисциплины я многое для себя почерпнул.
     Жизнь распорядилась так, что по возвращении из армии на свой родной мыс Шмидта Илья вынужден был срочно заняться поиском работы, так как после смерти отца остался для мамы и младшего брата практически единственным кормильцем. Мечту об учебе пришлось на время отложить, а вместо этого стал судебным приставом. Впрочем, за время работы специальное юридическое образование он все же получил, окончив Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж, куда его, кстати, как бывшего военнослужащего, приняли без экзаменов. Разумеет, получив диплом о среднем специальном образовании, он сделал и свой первый шаг на пути карьерного роста, будучи назначенным на должность пристава-исполнителя.
     Работа тоже оказалась не из легких: надо было возбуждать исполнительное производство, взыскивать алименты, штрафы, задолженности по коммунальным услугам. Но профессия, связанная с юриспруденцией, затянула, и Илья впервые задумался о высшем образовании. Но где его получить? Слишком много легенд и слухов о сложности прохождения конкурса при поступлении, о том, что с заочной формы обучения диплом получают меньше 50%, так как работа отнимает все силы и все время. Но Илья не спасовал перед трудностями, тем более что получил хорошую армейскую закалку во время службы в войсках. Надеясь на удачу и веря в себя, летом 2008 года он отправился к родственникам в Москву - поступать в вуз на юридическую специальность. Выбрал Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова и, чтобы не увольняться с работы, подал документы на заочную форму обучения.
     - Подавая в приемную комиссию заявление, я и не догадывался, что моей «козырной картой» окажется воинский билет, - рассказывает Илья. - Экзамены были несложными: по русскому языку, по трудовому и гражданскому праву, которое я знал не только по книгам и кодексам, но и применял в жизни. И вот тогда я с удивлением узнал, что поскольку отслужил срочную службу в армии, то практически вне всякого конкурса меня зачисляют в списки студентов вуза. Признаться, даже и не ожидал, что так получится, но тем не менее очень приятно.
     Конечно же, Илья Захаров еще не успел в полной мере ощутить себя студентом московского вуза, но зато уже четко осознал, что, хотя заочнику и не надо ходить каждый день на лекции, но на экзаменах и зачетах ответ придется держать так же, как и всем. Впрочем, бывшего военнослужащего подобные трудности вряд ли испугают, тем более что и учиться ему не пять лет, как всем, а лишь три с половиной года. Не напрасно окончил колледж, и теперь полученный ранее диплом позволил ему поступить сразу же на третий курс.
     В воинской части, где Илья проходил службу, по его словам, многие хотели поступить в государственные вузы России. Не многие смогли осуществить свою мечту. Илья, например, знает лишь о троих ребятах из сослуживцев, получивших студенческий билет. По его мнению, одной из причин этого является незнание своих преимуществ при поступлении в институты и университеты, а потому у них не возникло желания подавать документы в приемную комиссию из-за пресловутого мнения «все равно не поступлю». А бояться на самом деле не надо. Надо просто идти и бороться за свое светлое студенческое будущее, тем более что государство практически гарантирует его людям, прошедшим военную службу.
     
Елена КОЛОСЕНЦЕВА, «Красная звезда». Фото автора.

     

     
ЗАКОН — НЕ ДЫШЛО

     Любому российскому гражданину согласно статье 43 Конституции РФ гарантировано конституционное право на образование. А значит, двери любого государственного, муниципального или коммерческого вуза открыты в том числе и для людей в погонах, а конкретнее говоря, для тех, кто честно исполняя свой гражданский и конституционный долг, прошел военную службу по призыву.
     Льготы военнослужащих по призыву при поступлении в гражданские и военные вузы определены статьей 11 Федерального закона №125-ФЗ от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
     В частности, в пункте 3 данной статьи определено, что граждане, уволенные с военной службы и поступающие в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), на основании рекомендаций командиров воинских частей при условии успешного прохождения вступительных испытаний принимаются вне конкурса.
     Кроме того, согласно той же статьи при поступлении в любой государственный или муниципальный вуз военнослужащий по призыву имеет приоритет по отношению к «гражданскому» абитуриенту и без рекомендаций. А именно, даже в случае равенства набранных баллов при сдаче вступительных экзаменов предпочтение должно отдаваться «человеку в погонах», что является гарантированной законодательством реализацией преимущественного права граждан, уволенных с военной службы, на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения.
     
Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».

     

     
А У ВАС СОЛДАТЫ УЧАТСЯ?

     Начальник цикла - старший преподаватель военной кафедры Самарского государственного технического университета Петр МОИСЕЕВ:
     - Молодые люди, пришедшие в вуз после службы в армии, как правило, одни из самых толковых студентов. Вот, например, студент электротехнического факультета Максим Фоменков. До поступления в вуз он прошел службу в батальоне обеспечения учебного процесса Московского высшего общевойскового командного училища, был механиком-водителем. Должен сказать, что Михаил показывает не просто желание учиться. Он исполнителен и в целом ответственно подходит к учебе. Сегодня он уже на 3-м курсе.
     Заместитель декана исторического факультета Воронежского государственного университета доцент Владимир ПЕРЦЕВ:
     - К нам на факультет приходят разные студенты: и только окончившие школу, и отучившиеся в других учебных заведениях (как правило, профессиональных или средних специальных), и уже успевшие поработать. Есть среди них и ребята, отслужившие в армии. В настоящий момент, к примеру, у нас учатся Иван Жуйко и Андрей Альбанов. Жуйко служил водителем-механиком в отдельном инженерно-саперном батальоне. После увольнения два года работал на «гражданке». Затем решил вернуться в Вооруженные Силы, причем уже офицером. Поэтому поступил на наш факультет и одновременно стал курсантом Учебного военного центра ВГУ. Схожая биография и у Альбанова.
     Конечно же, такие ребята выгодно отличаются от своих товарищей. Они не пропускают занятия, старательны, исполнительны, упорны в достижении цели, у них есть определенный жизненный опыт, определенная позиция. Неудивительно, что они пользуются уважением у однокашников, часто являются лидерами среди однокурсников.
     Заместитель проректора Новосибирского государственного аграрного университета по административно-хозяйственной работе, доцент кафедры микробиологии факультета ветеринарной медицины Степан КОРОЛЕВ:
     - Те люди, которые прошли службу в рядах Вооруженных Сил, во всех отношениях на голову выше тех ребят, которые не были в армии. Я это заметил еще тогда, когда сам был студентом. После школы поступил в медицинский институт и в одном из вузовских общежитий жил в комнате с ребятами, которые прошли срочную. Смотрел на них и удивлялся: они успевали везде - и учиться, и заниматься спортом, и отдыхать. Были более собранны, подтянуты, серьезнее тех, которые поступили в институт после школы.
     По некоторым причинам я не смог продолжить учебу в мединституте, и меня призвали на службу в Тихоокеанский флот. Она проходила с 1978 по 1981 год на большом десантном корабле. Мы выполняли задачи в зоне Индийского океана, у берегов Эфиопии, Йемена, провели две зимы во Вьетнаме. Я старался служить добросовестно и три раза был дома в краткосрочном отпуске. После службы поступил в институт ветеринарной медицины. Здесь тоже сразу обозначились ребята, которые отслужили. У нас был курс 50 человек, из 32 парней 16 отслужили в армии.
     
Подготовили Дмитрий СЕМЕНОВ, Юрий БОРОДИН, Тарас РУДЫК.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex