на главную страницу

4 Октября 2008 года

Армия и общество

Суббота

Крылья десанта

Александр ЧЕРЕДНИК, начальник службы информации и общественных связей ВДВ.



На базе дислоцирующейся на Кубани 7-й десантно-штурмовой дивизии прошел сбор руководящего состава авиации Воздушно-десантных войск. Авиация ВДВ – это семь отдельных военно-транспортных авиационных эскадрилий. Находящиеся в составе этих эскадрилий самолеты Ан-26 и Ан-2, а также вертолеты Ми-8 предназначены для обеспечения воздушно-десантной подготовки личного состава частей и соединений ВДВ, а также для переброски десантников и грузов в заданные районы. О подготовке авиаторов «крылатой пехоты» и решаемых ими задачах рассказывает начальник авиационно-технической службы – начальник авиации ВДВ заслуженный штурман России полковник Петр ТУРЛЮН.

     - Петр Петрович, какие задачи решаются авиацией ВДВ в текущем учебном году?
     - В соответствии с утвержденной командующим ВДВ генерал-лейтенантом Валерием Евтуховичем программой боевой подготовки войск наши экипажи решают целый спектр учебно-боевых задач, главные из которых – десантирование личного состава, а также перевозка военнослужащих ВДВ и грузов.
     Общий налет авиации ВДВ в текущем учебном году составляет уже более 7.000 часов. При этом 557 часов наши летчики налетали в сложных метеоусловиях и 960 часов – ночью. За это время экипажами авиации ВДВ десантировано более 123 тысяч парашютистов, перевезено 1,5 тысячи пассажиров и более 180 тонн грузов. В результате с начала учебного года наши экипажи налетали в среднем по 74 часа. Отметим, что эта цифра существенно превышает прошлогодние показатели. При этом, помимо увеличения налета в текущем учебном году, нам удалось увеличить и качественные показатели подготовки экипажей. Прежде всего за счет увеличения объема задач, решаемых в сложных метеоусловиях и ночное время.
     - Что имеется в виду, когда говорится о подготовке летчиков? Кто их реально обучает?
     - Основная нагрузка по вопросам летного обучения в авиационных частях возлагается на командиров авиационных звеньев. Они должны обучать своих подчиненных всем видам летной подготовки, полетам в различных метеоусловиях, готовить их к сдаче зачетов на повышение квалификационных категорий.
     В целом командиры данного звена со своими обязанностями инструкторов справляются, однако проведенные проверки показали, что на сегодняшний день их уровень подготовки в качестве инструкторов все-таки недостаточен. Это говорит о том, что командиры авиационных частей вопросами летно-методической подготовки этой категории летного состава занимаются в не полном объеме. Установлены случаи, когда летный состав назначался на должность командира авиационного звена без предварительной первоначальной подготовки его к полетам в качестве инструктора. В настоящее время из числа всех командиров авиационных звеньев к полетам в качестве инструктора ночью, при установленном минимуме погоды, подготовлено около 70%.
     Это говорит о том, что основная нагрузка по полетам в качестве инструктора ложится на командира эскадрильи и его заместителя. А это не может положительно сказаться на качестве летной подготовки обучаемого летного состава, так как подготовка обучаемых к полетам и тренажи на авиационной технике должны проводиться под руководством командиров авиационных звеньев. Ведь командир эскадрильи и его заместитель занимаются не только вопросами организации и проведения полетов, но и вопросами повседневной жизнедеятельности части, и физически не могут уделять достаточного внимания подготовке обучаемых.
     К сожалению, из-за занятости руководящего состава вопросами повседневной жизнедеятельности части продвижение обучаемых по программам курсов боевой подготовки проходит медленнее, чем это необходимо. Впредь будем уделять более пристальное внимание этой проблеме.
     - А как обстоят дела с укомплектованностью экипажей?
- Авиация ВДВ укомплектована сегодня летчиками на 85% от штатной численности. Из-за того что наши эскадрильи оснащены низкоскоростными и, назовем вещи своими именами, морально устаревшими самолетами, очень сложно привлечь в наши ряды молодых пилотов. Службе в авиации ВДВ выпускники летных военных училищ предпочитают службу в авиации Военно-воздушных сил. Поэтому недостаточная укомплектованность эскадрилий летчиками не наша вина, а скорее – наша беда. При этом мы, разумеется, не сидим сложа руки, а как можем решаем кадровую проблему, преимущественно за счет подготовки летчиков из младших авиационных специалистов.      По эффективности этой работы поставил бы в пример командира эскадрильи 7-й десантно-штурмовой (горной) дивизии подполковника Александра Андикаева. Наладив хорошие связи с гражданскими средними авиационными образовательными учреждениями, офицер из года в год привлекает выпускников этих учебных заведений в ряды эскадрильи.
     Ну а из военных вузов в прошлом году мы получили 5 летчиков, 6 штурманов и 6 специалистов инженерного профиля. Четверо из пяти летчиков уже допущены к десантированию личного состава, причем не только днем, но и ночью. Прибытия выпускников 2008 года ожидаем в конце ноября.
     Отмечу, что большое внимание в авиации ВДВ традиционно уделяется подготовке летного состава на повышение квалификационных категорий. Так, только в этом году свою классность повысили 44 пилота. В настоящее время в авиации ВДВ 41% летного состава имеет квалификационную категорию «Летчик 1-го класса», и 2% пилотов имеют статус летчика-снайпера. Ну а два летчика – полковник Александр Савельев и подполковник Александр Андикаев – имеют звание «Заслуженный летчик».
     - Насколько исправна техника авиации ВДВ? Планируется ли в перспективе перевооружение самолетного парка крылатой пехоты новыми, более современными образцами?
     - Сегодня исправность авиационного парка ВДВ находится на уровне 75%. В нынешних условиях, учитывая, что многие годы из-за недостаточного финансирования, развала военно-промышленного комплекса и закрытия ремонтных заводов мы не имели возможности получать новые и прошедшие капитальный ремонт самолеты и вертолеты, этот показатель можно считать высоким. Ведь еще в 2000 году исправность самолетного парка авиации ВДВ составляла всего 21%. Для спасения, иначе не скажешь, авиации ВДВ командованием и военным советом войск тогда были приняты самые серьезные меры: 10% финансовых средств, выделяемых войскам для обеспечения воздушно-десантной подготовки, было решено расходовать на ремонт авиатехники. В итоге три из четырех самолетов и вертолетов ВДВ сегодня не только летают, но и выполняют стоящие перед авиацией ВДВ задачи, в том числе и по десантированию войск.
     В 2009 году стартует процесс модернизации самолета Ан-2 и обладающий более широкими возможностями самолет Ан-3Т. Ну а самолеты Ан-26 через пять лет должны заменить современными самолетами Ил-112.
     - Ну а как в авиации Воздушно-десантных войск обеспечивается безопасность полетов?
     - Обеспечение близкого к абсолютному показателя безопасности полетов – одна из наших первостепенных задач. Безопасность полетов авиации ВДВ обеспечивается надежным функционированием техники, проще говоря, ее исправностью, четкой организацией и высокой дисциплиной летной работы.
     За последние сорок лет – а мы ведем такую статистику – в авиации ВДВ произошло 10 авиационных происшествий, одно наземное происшествие и 33 авиационных инцидента. Причем в этот перечень вошли даже такие моменты, как десантирование парашютистов за пределы площадки приземления. В целях недопущения подобных явлений нашей службой были выявлены, тщательно проанализированы и доведены до личного состава авиации ВДВ причины всех этих происшествий и инцидентов. Проводим в этом отношении и большую профилактическую работу. В результате в текущем учебном году в авиации ВДВ произошло только два так называемых авиационных события, причем оба связаны с отказом в работе бортовых средств радиосвязи. В обоих случаях экипажи благополучно посадили самолеты на землю.
     В лучшую сторону по организации и проведению полетов и выполнению поставленных задач в 2008 году отметил бы эскадрилью центрального подчинения, которой командует подполковник Александр Мирович, а также эскадрильи 76-й (командир – подполковник Андрей Радченко) и 98-й (командир – подполковник Юрий Майоров) дивизий.
     - Какие задачи ставит командующий Воздушно-десантными войсками перед авиацией ВДВ в новом учебном году?
     - Главным требованием командующего, как и прежде, является организация полетов без авиационных происшествий и инцидентов. Ну а подготовку авиационных частей, помимо решения задач по десантированию личного состава, сосредоточим на обучении пилотов ведению воздушной разведки местности, маршрутов движения войск, перевозке личного состава и грузов. Основные усилия в подготовке эскадрилий ВДВ будут направлены на поддержание достигнутого уровня подготовки и натренированности летного состава к выполнению задач по предназначению. Ну а основной задачей инженерно-авиационного обеспечения будет содержание авиационной техники в постоянной исправности и готовности к применению. Также отметил бы, что особое внимание в предстоящем учебном году планируем уделить подготовке летного состава к использованию аварийно-спасательного снаряжения, действиям после вынужденной посадки, приземления или даже приводнения с парашютом и выживанию в экстремальных условиях. Потому что летчики авиации ВДВ – таково требование командующего войсками генерал-лейтенанта Валерия Евтуховича – должны быть готовы к любой экстремальной ситуации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex