на главную страницу

8 Октября 2008 года

Армия и общество

Среда

Все начинается с карты

Евгений ЛИСАНОВ, «Красная звезда».



Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1309-р одобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы. В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного. Работа предстоит серьезная и масштабная. О том, что от состояния дела на границе, степени ее обустроенности зависит очень многое, заметки нашего корреспондента.

     Необустроенность наших границ на некоторых направлениях стала причиной незаконной миграции, контрабанды, наркотрафика. На заседании Государственной пограничной комиссии глава правительства Владимир Путин наравне с положительными сдвигами в плане обустройства госграницы отметил и явные недоработки в этой области. Он, в частности, подчеркнул, что для укрепления рубежей страны сделано еще далеко не все из запланированного.
     Об этом красноречиво свидетельствуют цифры, которые были озвучены на заседании в Объединенном штабе Организации Договора о коллективной безопасности при подведении итогов широкомасштабной операции «Нелегал-2008». Так, только за три недели правоохранительные органы государств–участников этой организации задержали около 80.000 незаконных мигрантов. Нетрудно предположить, что задержать удается не всех. Именно незаконная миграция, превратившаяся в настоящее стихийное бедствие, стала питательной средой для криминала: распространения наркотиков, оружия. По мнению прокурора Москвы Юрия Семина, мигранты часто совершают тяжкие преступления, направленные против личности.
     Как попадают незаконные мигранты, а вместе с ними и наркотики в Россию – вопрос и простой, и сложный одновременно. Понятно, что из-за рубежа. А вот обустроить границы современной России оказалось делом весьма хлопотным и дорогостоящим. Этот процесс, начавшийся вскоре после распада Союза, превратился в настоящую сагу о границах, длящуюся по сей день.
     Напомним вкратце предысторию вопроса. В далеком 1991-м была создана межгосударственная комиссия, которая решала в том числе и вопросы по делимитации границы (определение путем переговоров ее линии и нанесение на географическую карту). Участники переговоров предложили считать Государственной границей России с бывшими республиками Союза существовавшие ранее административные границы. После чего были созданы комиссии по делимитации границы между Россией и бывшими республиками: Грузией, Азербайджаном, Латвией, Эстонией, Литвой, Украиной.
     Не обошлось и без проблем. Во-первых, в советские времена административные границы между республиками отмечались только на картах по специальным указам Верховного Совета СССР. Однако на местности никакие обозначения не наносились. Не существовало и каких-либо описаний этих границ. Как быть в новой ситуации? Брали карту, изданную согласно последнему указу по той или иной административной границе, и на ее основании вели переговоры.
     Вторая сложность – несовпадение бывших республиканских границ с границами фактического землепользования. Иными словами: земля наша, Российской Федерации, а пользуется ею другая республика. При разделе земельной собственности между независимыми государствами это вылилось в нешуточную проблему во время переговоров. Вот лишь один пример. Спор между Грузией и Россией относительно участка территории Дарьяловского ущелья длился несколько лет. Граница землепользования проходила севернее (в пользу Грузии) бывшей административной границы. С таким положением вещей российская сторона, оперировавшая фактическими материалами об административной границе бывшего Союза, согласиться, понятно, не могла.
     К слову сказать, не может и сейчас. Так, до сих пор не урегулированы вопросы относительно участка Восточный протяженностью около 10 км. Грузинская сторона считает этот клочок земли своей территорией. А Россия в свою очередь проводит делимитационные работы на этом направлении.
     СЛЕДУЕТ отметить при этом, что незаконная миграция, наркотрафик, о которых речь шла выше, – явления отнюдь не последних лет. Когда рухнул Советский Союз, а новые границы еще только предстояло начертить на карте и разметить на местности, страна представляла собой своего рода проходной двор.
     Взять, к примеру, северо-западное направление. Увеличивающийся незаконный вывоз цветных металлов, других полезных ископаемых в Эстонию подтолкнул руководство Российской Федерации демаркировать госграницу в одностороннем порядке. Всего на протяжении 126 км сухопутной границы тогда было установлено 682 столба. Заметим, что погранстолб устанавливается на некотором отдалении от границы в свою сторону, на самой же линии – центровой железобетонный столбик (копец). И столб, и копец располагаются на одной оси, желательно перпендикулярно к общему направлению границы. Расстояния между столбами и границей, как правило, стандартные, но могут быть изменены, если этого требуют условия местности.
     Своего рода архитектурным творением можно назвать и сам пограничный столб. Это четырехгранный железобетонный столб двухметровой высоты, попеременно раскрашенный красными и зелеными полосами. Ширина грани – 25 см. Для большей устойчивости в землю вкапывается железобетонная подставка.
     На акватории Теплого, Псковского, Чудского озер, Нарвского водохранилища российская сторона установила несколько десятков буев. Жизнь показала, что поток контрабанды из Россию в Эстонию после этого заметно уменьшился. В Федеральном агентстве по обустройству Государственной границы Российской Федерации (Росграница) пояснили, что граница на западе страны (кроме границы с бывшими республиками Союза) демаркирована полностью и ситуация здесь стабильна. А вот вопросы делимитации и демаркации границы с бывшими союзными республиками, отмечают в агентстве, по сей день актуальны.
     - Анализ пограничной ситуации показал, – говорит заместитель руководителя Росграницы Виктор Ельцов, – что почти за 20-летний период существования новой России накопилось столько проблем, связанных с обустройством наших рубежей, что закрывать глаза на создавшееся положение уже невозможно.
     Среди этих проблем – низкий уровень развития материально-технической базы, отсутствие единой системы управления обустройством и развитием инфраструктуры, несоответствие существующей инфраструктуры и организации работы пунктов пропуска возрастающему потоку людей, товаров, грузов и транспортных средств, которые перемещаются через границу. Эти и многие другие факторы побудили власти создать новый федеральный орган по обустройству госграницы. К сожалению, констатирует Виктор Николаевич, вопросы делимитации, демаркации границы с бывшими союзными республиками остаются открытыми.
     Так, делимитация российско-литовской границы завершена. На очереди – ее демаркация, которая, однако, не начата. Елена Китова, начальник управления перспективного развития Росграницы поясняет:
     - В настоящее время выработаны и подписаны Правила упрощенного порядка пересечения границы при проведении демаркационных работ, ряд инструкций для совместных российско-литовских демаркационных групп.
     Аналогичная ситуация сложилась и на российско-латвийской границе. В настоящее время МИД России проводит работу по формированию российской части Совместной российско-латвийской демаркационной комиссии.
     А вот переговоры с Эстонией зашли в тупик. Все дело в том, что в преамбулу эстонского ратификационного закона эстонцы внесли в одностороннем порядке положения со ссылкой на Тартуский договор, что неприемлемо для России. В результате российская Федерация отозвала свои подписи под пограничными договорами с Эстонией. Таким образом, переговорный процесс, длившийся 15 лет, закончился ничем.
     - Чтобы разблокировать ситуацию, – продолжает рассказ Елена Николаевна, – еще два года назад предложили эстонцам возобновить переговоры по указанным пограндоговорам, передали новые тексты документов, в которых зафиксировано отсутствие территориальных споров между нашими странами, а также положение о том, что все предыдущие договоры по территориальному вопросу признаются недействующими. Однако ситуация неопределенности в этом вопросе сохраняется по сей день.
     Иначе обстоят дела на казахстанском направлении. В Росгранице отметили, что Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе от 18 января 2005 года подтвердил делимитацию самого протяженного в мире сухопутного участка (более 7,5 тысячи км) границы. А созданная спустя два года совместная демаркационная комиссия уже приступила к работе. В ее ведение входит разработка документов, регламентирующих процесс демаркации, определение на делимитационной карте проектируемых мест установки пограничных знаков. Правда, на сегодняшний день сложно однозначно сказать, когда именно пирамиды, курганы, копцы и другие погранзнаки начнут появляться на местности. (Пока в тиши кабинетов, уполномоченные на то люди только думают об этом, мигранты всех мастей и оттенков без особого труда просачиваются на сопредельную территорию через зияющие дыры на границе.)
     Что касается морской границы между Россией и Казахстаном, то она и вовсе не определена. Это объясняется тем, пояснили в УПР Росграницы, что пять прибрежных стран еще только разрабатывают статус Каспийского моря. (Ну а пока суд да дело, браконьеры без особых препятствий занимаются незаконным промыслом редких пород рыбы и их икры.)
     ЕСЛИ ситуация на границах с некогда братскими республиками бывшего Союза до сих пор в основном остается неопределенной, то с иностранными «сопредельщиками» взаимопонимания гораздо больше. В УПР Росграницы отметили, что переговоры с КНР по территориальной проблеме, длившиеся более 40 лет, в этом году успешно завершились. Так, 21 июля с.г. Россия и Китай окончательно урегулировали вопрос о демаркации восточной части российско-китайской границы. Во время рабочего визита в Китай министр иностранных дел России Сергей Лавров и глава МИД КНР Ян Цзечи подписали дополнительный протокол-описание линии российско-китайской границы в ее восточной части. Таким образом было завершено юридическое оформление общей границы.
     - С ХVII века с Китаем существовал ряд договорных документов, – рассказывает заместитель руководителя УПР Росграницы Виктор Ельцов, – согласно которым госграница проходила по малонаселенным высокогорным районам вдоль рек Амур и Уссури. Однако четкой линии границы не было. Не определялась также и принадлежность островов.
     С развитием торгово-экономических отношений назрела необходимость заключения нового соглашения о границе. Однако ухудшение советско-китайских отношений после 1964 года сделало невозможным заключение нового договора. Свет в конце тоннеля забрезжил в 1991 году с подписанием соглашения между СССР и КНР о советско-китайской границе на ее восточной части. Этот документ с максимальной точностью определил линию госграницы.
     В этой связи мне вспоминается история, рассказанная бывшим главным редактором научно-редакционной картосоставительской части Главного управления геодезии и картографии Николаем Тереховым. В 1967 году один из сотрудников при расклейке по буквам названия реки Уссури на карте Хабаровского края допустил ошибку. Получилось, что протока Казакевича стала основным руслом, а крупный остров отошел (по карте) китайцам. Когда тираж поступил в продажу, эта неточность вскрылась. Дело разбиралось в ЦК партии. Выяснилось также, что несколько экземпляров карты были куплены сотрудниками посольства КНР в Москве. Само собой, весь тираж карты был изъят из продажи.
     Кстати, переговорный процесс относительно этого региона и острова Большой на р. Аргунь продолжался вплоть до октября 2004 года, когда наконец было подписано Соглашение о российско-китайской границе. Документ, в частности, определил линию прохождения границы в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь и островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре. Соглашение предусматривает решение пограничных вопросов на двух участках «в соответствии с принципами взаимопонимания и взаимной уступчивости, взаимоприемлемости и сбалансированности, равноправия сторон». И уже с начала 2005 года в восточной части российско-китайской границы начались работы по демаркации, которые недавно были полностью завершены.
     К слову сказать, российско-китайская граница несколько отличается от границ с другими государствами. На ней по просьбе китайской стороны погранстолбы установлены непосредственно на линии границы. Даже пограничный столб наших соседей имеет китайскую специфику – это полутораметровый столб из гранита. В настоящее время здесь работают 26 пунктов пропуска через Госграницу России, сообщили в УПР Росграницы.
     ВселЯет оптимизм и ситуация на южных рубежах Отечества. «Практически завершено создание пограничной инфраструктуры на наиболее террористически опасном направлении – на Северном Кавказе, – отметил на заседании Государственной пограничной комиссии премьер-министр Владимир Путин. – Здесь буквально с нуля построены более 70 застав,
     7 пограничных управлений, жилье, социальные объекты».
     - С 2003 года, – комментирует столь поразительные успехи в деле укрепления российских рубежей начальник финансово-экономического управления УПР Росграницы Вадим Лемишевский, – действует федеральная программа «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 гг.)». В ее рамках решаются вопросы по обустройству пунктов пропуска через госграницу, вопросы обеспечения деятельности Пограничной службы ФСБ России и, конечно же, вопросы охраны и безопасности Государственной границы Российской Федерации.
     С изменением геостратегических и политических приоритетов России произошли изменения в направлении реализации Федеральной целевой программы. В настоящее время главный акцент уделяется госгранице с бывшими союзными республиками (Украина и Казахстан) и обустройству пунктов пропуска на данных участках госграницы. На очереди – обустройство морских (речных, озерных) пунктов пропуска; проектирование, строительство и техническое оснащение железнодорожных и автомобильных пукнтов пропуска.
     Пункты пропуска на некоторых направлениях, сообщили в УПР Росграницы, успешно действуют. Правда, это касается в первую очередь тех, которые остались еще с советских времен (например, на российско-финской границе). Сейчас они модернизированы и отвечают международным стандартам. Современный пункт – это комплекс зданий, помещений и сооружений, оборудованных новейшими информационно-техническими средствами. Здесь осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля. Вот такие пропускные пункты, по замыслам правительства, должны появиться по всему периметру госграницы. Правительство России поручило УПР Росграницы работу по организации пунктов пропуска по всему периметру госграницы. Работа эта масштабная, серьезная и ответственная. Чем быстрее все наши рубежи будут взяты под надежный присмотр, тем спокойнее будет на душе у каждого из россиян.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex