на главную страницу

8 Октября 2008 года

Армия и общество

Среда

Когда минута на счету

Полковник юстиции Олег МОРОЗОВ, руководитель военного следственного управления при прокуратуре РФ по МВО.



     15 сентября 2008 года в 22.00 в военном следственном отделе по Солнечногорскому гарнизону раздался телефонный звонок. Из воинской части, дислоцированной в Дмитрове Московской области, сообщили, что в 15.45 этого дня в комнате хранения оружия одной из рот обнаружено отсутствие четырех автоматов АК-74, столько же штык-ножей и двух парадных сабель.
     Руководитель военного следственного отдела полковник юстиции Дмитрий Беликов, несмотря на поздний час, незамедлительно сформировал следственную группу, в которую вошли его заместитель майор юстиции Игорь Павловский, старший следователь старший лейтенант юстиции Геннадий Семилетов и следователь лейтенант юстиции Олег Демин, и, возглавив ее, убыл на место происшествия.
     Одновременно туда же, в Дмитров, убыла группа офицеров аппарата военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Московскому военному округу: первый заместитель руководителя управления полковник юстиции Юрий Тимофеев, заместитель руководителя контрольно-методического отдела подполковник юстиции Константин Голубцов и военные прокуроры-криминалисты этого отдела майоры юстиции Александр Котенков и Тарас Савчук.
     Информация о хищении оружия без проволочки была передана, в том числе посредством факсимильной связи, соответствующим структурам МВД РФ, в Управление по борьбе с организованной преступностью столичной области, управление ФСБ по г. Дмитрову и в войсковой отдел ФСБ. Поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий для установления лиц, причастных к хищению оружия, пресечения его утечки в другие регионы и задержания преступников получили все, кому в таких случаях предписано включаться в поиск.
     На следующий день, 16 сентября, старший лейтенант юстиции Г. Семилетов по факту пропажи оружия возбудил уголовное дело.
     В военном следственном отделе гарнизона создали следственно-оперативный штаб по раскрытию преступления, совершенного, как выражаются юристы, в условиях неочевидности. В него вошли представители всех органов и подразделений, которые упоминались выше.
     По указанию следственной группы местное командование организовало тщательный физический поиск оружия в районе расположения части. Ничего найдено не было.
     Осмотр места происшествия с привлечением экспертов-криминалистов убедил, что взлома замков, несанкционированного проникновения в комнату, из которой похищено оружие, не было. Автоматы АК-74 и штык-ножи к ним хранились в пирамидах по десять единиц в каждой. При этом три автомата из четырех были похищены из разных пирамид. Сабли хранились в деревянном ящике.
     В ходе осмотра замки с дверей были изъяты и направлены на дальнейшую криминалистическую экспертизу. При их исследовании было установлено отсутствие повреждений запирающих механизмов и следов их открывания посторонними предметами.
     Допросы должностных лиц войсковой части, военнослужащих из состава суточного наряда не принесли каких-либо результатов. Более того, как выяснилось позднее, могли направить следствие по ложному пути. Из первоначальных показаний усматривалось, что хищение могло произойти ориентировочно в период с 4 по 8 сентября 2008 года. В действительности же, как теперь видно из материалов дела, оно имело место в другие сроки.
     С самого начала, собрав и проанализировав все данные, следователи выдвинули обоснованную версию о том, что хищение не было разовым, одномоментным, а совершалось в несколько приемов в разные периоды. Вероятнее всего, военнослужащим или военнослужащими срочной службы.
     В динамике следственных действий офицеры аппарата военного следственного управления по МВО от одного из военнослужащих получили оперативную информацию, что не известный ему гражданин по имени Николай, проживающий в Дмитрове временно, пытается продать автомат АК-74. Нетрудно было предположить, что из числа похищенных.
     В штабе следственной группы решили подключить к оперативно-разыскным мероприятиям сотрудников отдела ФСБ в войсках и при участии офицеров аппарата ВСУ МВО организовать проверочную закупку этого автомата.
     Все получилось, как было задумано. Силами сотрудников отдела ФСБ и областной милиции гражданин, пытавшийся сбыть автомат, был задержан. Им оказался Николай Сулим. При допросе Сулим показал, что приобрел автомат АК-74 за четыре тысячи рублей у военнослужащего. Ничего о продавце, кроме имени Денис, он не знает, но мог бы опознать последнего.
     При обыске по месту проживания Сулима другого оружия обнаружено не было.
     К тому моменту у офицеров военного следственного управления уже сформировались подозрения о причастности к хищению оружия одного из солдат части. Звали этого рядового именно Денисом.
     Тут же было организовано опознание. Из группы представленных ему военнослужащих Николай Сулим без колебаний выделил того, который 14 сентября 2008 г. продал ему автомат.
     Рядового Дениса Турко допросили в качестве подозреваемого с участием защитника. Под давлением неопровержимых доказательств он дал признательные показания о том, что в период с 27 августа по 12 сентября 2008 года похитил из комнаты хранения оружия своей роты четыре автомата со штык-ножами и две парадные сабли. Хищения совершал в момент приема - сдачи нарядов по роте, когда заступал дневальным. Автоматы и сабли за пределы подразделения выносил в штанине камуфляжа. Один автомат АК-74 продал опознавшему его гражданину. Другой автомат, два штык-ножа и обе сабли сбыл другому жителю Дмитрова по имени Владимир.
     Личность Владимира установили и для упрощения и ускорения процесса убедили его явиться к следователю с повинной и выдать оружие добровольно. Радионов, приняв предложение, сдал автомат, штык-нож и саблю. Еще один штык-нож и парадная сабля, сообщил он, перепроданы им знакомому - Сергею Румянцеву. Румянцева нашли и тоже склонили к добровольной выдаче приобретений...
     Благодаря кропотливой, профессиональной и слаженной работе многих людей в короткие сроки было раскрыто многоэпизодное преступление, которое могло иметь непредсказуемые последствия.
     А завершить рассказ хочется своеобразным отчетом. С момента образования военного следственного управления по Московскому военному округу, то есть примерно в течение года, его сотрудникам пришлось расследовать 15 тяжких преступлений, совершенных, как и то, о котором шла речь выше, в условиях неочевидности. Все они раскрыты. Для свершивших преступные деяния наказание стало неотвратимым.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex