«Красная звезда» уже сообщала о пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации, где был рассмотрен вопрос о повышении роли общества в решении проблем национальной безопасности страны. Сегодня мы, как и обещали, представляем вам, дорогие читатели, более подробный отчет об этом далеко не рядовом для наших граждан событии, которое еще раз подтвердило, что им небезразличны реалии и перспективы обеспечения национальной безопасности России.
Из первых рук
Для начала заметим, что различные аспекты национальной безопасности, в том числе связанные с ее силовой составляющей, находились в поле зрения Общественной палаты и раньше. В частности, по ее инициативе были созданы общественные советы при Министерстве обороны и других силовых ведомствах страны. После того как в рамках Гражданского форума, прошедшего в Москве в январе нынешнего года, была впервые организована секция «Армия и общество», а затем в палате нового состава появилась профильная структура – Комиссия по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, взаимодействие общественных организаций с силовиками стало еще более ощутимым. Вполне закономерно, что и основной доклад на пленарном заседании было поручено подготовить председателю этой комиссии доктору философских наук Александру Каньшину.
Впрочем, в ходе подготовки к заседанию и представители других подразделений палаты побывали в войсках практически всех военных округов России, на флотах, в ряде военно-учебных заведений. С их участием прошли общественные слушания по различным аспектам национальной безопасности в Северо-Западном и Южном федеральных округах, Республике Северная Осетия – Алания, Московской, Калужской, Курской, Волгоградской, Ленинградской и ряде других областей.
Особенно плодотворной, по отзывам с мест, была поездка делегации Общественной палаты во главе с ее секретарем академиком Евгением Велиховым на Дальний Восток. Изучив положение дел в частях Дальневосточного военного округа, на кораблях Тихоокеанского флота, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, члены делегации вскрыли целый пласт проблем, в том числе касающихся силовой составляющей национальной безопасности. Вот лишь один показательный, на наш взгляд, эпизод этой командировки.
Посетив Амурский судостроительный завод, члены делегации увидели удручающую картину: из-за крайне низкого уровня финансирования госзаказов предприятие оказалось на грани выживания. Между тем речь идет об одном из лидеров отечественного кораблестроения. За семидесятилетнюю историю завода с его стапелей сошло более 300 кораблей и судов. В активе амурских корабелов около шести десятков атомных подводных лодок, почти треть из которых – стратегические ракетоносцы. Сегодня же это хорошо оснащенное многопрофильное предприятие, способное, по оценкам экспертов, обеспечить стабильное повышение боеспособности Тихоокеанского флота, по словам архиепископа Ставропольского и Владикавказского владыки Феофана, входившего в состав делегации, «дышит на ладан». Судите сами: для ремонта находящихся сейчас на заводе подводных лодок необходимо 700 млн. рублей, а сумма оплаты госзаказа в текущем году составила 10 миллионов. Получается, что при таком финансировании субмарины могут простоять на ремонте 70 лет и просто развалятся от старости.
Но больше всего, по признанию владыки, его потрясло известие о том, что свыше 70 процентов акций оборонного завода находятся у непонятного круга лиц, даже местонахождение которых неизвестно. «Это уже вопрос не для обсуждения, а для быстрого реагирования!» – с несвойственным ему волнением в голосе заключил архиепископ.
Кстати, как сообщили в Общественной палате, по итогам работы ее представителей в Комсомольске-на-Амуре направлено соответствующее письмо председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Путину. Стало быть, есть надежда, что положение дел на АСЗ, как уже не раз случалось в подобных ситуациях, изменится к лучшему.
В ходе подготовки к пленарному заседанию был проведен и ряд консультаций на разных уровнях: с руководителями министерств и ведомств, экспертами в области национальной безопасности, военачальниками. Таким образом, к обсуждению одного из актуальнейших для всех нас вопросов члены Общественной палаты подошли со знанием дела, владея информацией, что называется, из первых рук.
Эхо Цхинвала
Национальная безопасность – понятие, как известно, многогранное, и внимание общества к вопросам, связанным с ее обеспечением, конечно, не может ограничиваться проблемами силового блока. Это в Общественной палате хорошо понимают. Экологический, энергетический, информационный, социальный и другие аспекты безопасности постоянно находятся в поле ее зрения и неоднократно выносились на обсуждение. Из этого исходили здесь и при подготовке к нынешнему пленарному заседанию.
В то же время многие его участники (в том числе докладчик), побывавшие в местах недавних боев на Кавказе, сочли важным сделать акцент именно на тех аспектах национальной безопасности, которые прежде всего связаны с развитием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Как эхо августовской беды прозвучала под сводами зала заседаний Общественной палаты эта мысль и во время телесеанса с Владикавказом, и в выступлениях прибывших на форум представителей Республики Северная Осетия – Алания.
Открывая пленарное заседание, академик Велихов напомнил собравшимся о недавней встрече Президента России Дмитрия Медведева с представителями общественных организаций, где было подчеркнуто, что в результате кавказского конфликта современная система международной безопасности оказалась взломанной и продемонстрировала свою несостоятельность. Этим, по мнению секретаря Общественной палаты, обусловлена особая актуальность обсуждаемой темы: «Нам надо думать о том, каким должен быть мировой порядок, который мог бы обеспечить безопасность граждан».
Выступивший затем с докладом председатель Комиссии по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин обозначил основные тенденции развития внешних и внутренних угроз национальной безопасности страны и важнейшие направления сотрудничества структур гражданского общества с силовыми структурами в интересах противодействия этим угрозам. Было подчеркнуто, что эффективность такого рода сотрудничества во многом зависит от консолидации усилий неправительственных организаций. По имеющимся на сегодня данным, более 150 тысяч общественных объединений (общероссийских, межрегиональных и региональных) отражают вопросы безопасности в своих уставных документах. Но они разрозненны, их взаимодействие с органами военного управления недостаточно регламентировано и во многом зависит от субъективных подходов к вопросам открытости силовых структур для общества. Объединение их усилий – ответственная задача Общественной палаты.
Один из важных уроков августовского конфликта, по мнению докладчика, заключается также в том, что Общественной палате Российской Федерации необходимо активнее вести конструктивный диалог с общественными организациями других стран, в том числе и Грузии. В этом, в частности, по словам Александра Каньшина, убеждаешься, видя, как неоднозначно, а то и откровенно предвзято трактуются в разных странах события в Южной Осетии.
На проблему двойных стандартов в оценке произошедшего обратил внимание членов Общественной палаты и заместитель директора Департамента внешнеполитического планирования МИД России Леонид Кадышев. «Наша задача заключается в том, чтобы донести до международной общественности истинную картину существующих сегодня дел и защитить национальные интересы не только России, но и ряда других государств», – сказал он. Чтобы решить эту задачу, по мнению представителя МИД, необходимо более оперативно и эффективно работать на информационном поле, искать более широкие возможности выхода на зарубежную аудиторию.
От обороны – к наступлению
И в докладе, и в выступлениях участников заседания отмечалось, что в настоящее время информационное пространство превратилось в один из важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на национальную безопасность России. Геостратегическое информационно-психологическое противоборство, прежде всего между ведущими странами мира, ведется в интересах установления контроля над нео- и техносферами, за достижение превосходства в информационной сфере, доминирование в культурной и духовной областях жизни человечества.
В этих целях в различных регионах мира развернуты и активно действуют структуры неправительственного информационного влияния на развитие общественно-политических процессов. Большинство из них являются составными компонентами «глобальной информационной сети». Так, в последнее десятилетие на постсоветском пространстве появилось и функционирует около 37 тысяч различных информационных и общественных структур, призванных обеспечить поддержку реализации атлантической (западной) геостратегии в отношении стран СНГ. По данным руководителя межкомиссионной рабочей группы по международной деятельности Общественной палаты Вячеслава Никонова, только на Украине, например, сегодня действует 1.200 зарубежных неправительственных организаций, США и другие западные государства тратят на развитие гражданского общества этой страны до 600 млн. долларов в год. У нас же нет полноценной финансовой поддержки даже того небольшого количества российских структур, которые занимаются общественной дипломатией.
Участники дискуссии по этому вопросу отмечали, что жесткая согласованная информационная война, которая велась США и НАТО против Российской Федерации в связи с агрессией Грузии и ответной миротворческой операцией наших Вооруженных Сил, во многом не только определяла действия политиков, но и формировала негативное общественное мнение в мире по отношению к России. Действия же отечественной информационно-пропагандистской системы в этих условиях, по общему мнению, вряд ли можно считать удовлетворительными. Несмотря на попытки активно противостоять информационной войне со стороны Запада и некоторых других стран, кардинально изменить сложившуюся ситуацию в информационной сфере нам так и не удалось.
Говоря о причинах такого положения, член Комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести поэт Андрей Дементьев заметил: «В ходе войны на Кавказе мы практически не смогли ничего противопоставить западной информационной агрессии не только потому, что мы работаем на русском языке. Сказалось и то, что в свое время мы не подписали ни одной конвенции в области информационной безопасности. Общественной палате необходимо более активно участвовать в формировании международного законодательства, касающегося данной сферы».
Да, преодоление отставания в сфере информационно-психологического противоборства требует времени и значительных государственных ресурсов, говорили участники заседания, однако и гражданское общество не может оставаться в стороне от решения этой острой проблемы. Чтобы от глухой информационной обороны перейти к энергичным наступательным действиям, необходимо консолидировать общественные усилия на этом направлении. В частности, важно, чтобы в работе, которая направлена на формирование общественного мнения, участвовало как можно больше людей, в том числе молодых журналистов.
Вместе с тем требуется консолидация усилий общества и для защиты морально-нравственных устоев, культуры, традиций, обычаев, всего того, что составляет основу самоидентификации и духовного единства многонациональной и многоконфессиональной России. Об этом говорил в своем выступлении народный артист СССР Василий Лановой. По его словам, модные телевизионные программы и сериалы, которые в огромных количествах производятся сегодня на телевидении, только отупляют сознание молодежи и мешают нравственному и духовному развитию подрастающего поколения. Кроме того, в стране сейчас более 100 газет и журналов, свыше 500 интернет-сайтов сознательно пропагандируют национальную ненависть и вражду, насилие и жестокость, антиобщественное поведение. Пока культура и нормы нравственности и морали не станут основой политики театра, кино и средств массовой информации, все предпринимаемые меры по возрождению и становлению страны, по мнению Василия Ланового, будут тщетны.
Враг номер один
Разумеется, не обошли вниманием участники форума и такое позорное для силовых структур государства явление, как коррупция, которая, по словам докладчика, «самым негативным образом отражается на эффективности функционирования силовой составляющей государства».
И в самом деле. Приведенные в докладе данные о масштабах коррупции в силовых структурах свидетельствуют: в 2007 году в войсках и воинских формированиях выявлено 36.530 правонарушений экономического характера (рост по сравнению с 2006 годом составил 2,3 процента). Причиненный государству ущерб преступлениями данной направленности составил свыше 1.856,9 млн. рублей (рост – 18 процентов). За преступления в сфере нерационального и нецелевого использования бюджетных средств к различным видам ответственности привлечено 10 тысяч должностных лиц. За последние полтора года за преступления коррупционной направленности привлечены к уголовной ответственности более 500 офицеров, в том числе 16 генералов. По данным Главной военной прокуратуры, за шесть месяцев 2008 года военными прокурорами выявлено более 1.000 фактов коррупции в военных организациях. Причиненный ущерб составил более 407 млн. рублей. К уголовной ответственности привлечены свыше 260 должностных лиц. Пятерым генералам уже вынесены обвинительные приговоры, дела еще пятерых находятся на рассмотрении в судах.
Продолжая эту тему, первый заместитель главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции Александр Мокрицкий отметил, что уже выработан и реализуется целый комплекс антикоррупционных мер. Созданы специальные отделы по борьбе с коррупцией, куда направлены наиболее подготовленные офицеры, способные разведывать, выявлять и пресекать коррупционные проявления. Только за 8 месяцев текущего года к уголовной ответственности за деяния, связанные с коррупцией, привлечено около 500 должностных лиц.
Вместе с тем принимаемые программы и меры по противодействию коррупции, скажем, в военных комиссариатах пока не очень эффективны. По словам генерала Мокрицкого, только по итогам прошедшей весенней призывной кампании органами прокуратуры выявлено более 1,5 тысячи нарушений законов в военных комиссариатах, сотни должностных лиц по требованию военных прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности. Зарегистрировано свыше 100 преступлений коррупционной направленности, связанных с призывом граждан на военную службу.
В то же время на заседании подчеркивалось, что предупреждение коррупции должно иметь безусловный приоритет перед иными мерами борьбы с этим явлением (в частности репрессивными). Именно этому направлению антикоррупционной деятельности, как известно, отдается приоритет и в Национальном плане действий против коррупции, утвержденном Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года. А одна из задач Общественной палаты – помочь руководителям силовых ведомств понять и правильно оценить возможности гражданского общества в поддержании здоровой морально-нравственной обстановки среди подчиненных.
Комфорт солдату не помеха
Участники форума отметили ряд положительных моментов в развитии военно-промышленного комплекса России. Так, в 2008 году практически достигнуто удвоение экономических показателей ОПК по сравнению с 2000 годом. Причем это стало следствием не только увеличения количества выпуска техники и вооружения, но и расширения производства продукции двойного и гражданского назначения. Возросло бюджетное финансирование работ по совершенствованию производственной и опытно-экспериментальной базы оборонных предприятий и научных организаций. По сути дела можно сказать, что отечественная «оборонка», несмотря на определенные проблемы, постепенно наращивает свои возможности и, все больше ориентируясь на гражданский спектр, объективно является основной движущей силой инновационного развития экономики. Это тем более справедливо, если учесть, что наряду с промышленным потенциалом именно в ОПК сосредоточены и наши основные ресурсы.
Вместе с тем, отмечалось в ходе дискуссий, ошибки и упущения в развитии ОПК, допущенные в 1990-е годы, привели к существенному отставанию наших Вооруженных Сил в оснащении современной техникой и вооружением. Сегодня это открыто признает руководство страны и военного ведомства. Так, например, Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ в августе 2008 года подвергла критике систему закупки боевой экипировки для Российской армии и других силовых структур. При этом отмечалось, что элементы боевой экипировки, закупаемые у производителей, имеют неоправданно большую номенклатуру, а уровень продукции зачастую не дотягивает до современных требований. Особенно это касается средств защиты и жизнеобеспечения.
Не понаслышке знающий данную проблему генерал-полковник Юрий Букреев обратил внимание присутствующих на то, что, изобретая новые образцы вооружения и боевой техники, мы мало заботимся о тех, кто их эксплуатирует. Личный состав по-прежнему выживает в полевых условиях, устраивая свой быт в окопах, норах, блиндажах, как в 1941-м. Если в других странах защита жизни, здоровья военнослужащего является приоритетным направлением в развитии экипировки, то у нас почему-то об этом практически не заботятся, мол, солдату не до комфорта. Еще большее отставание наблюдается в системах разведки, связи и управления войсками.
Сегодня, когда правительство страны заложило в проект федерального бюджета на 2009 год значительное увеличение расходов на оборону, хочется надеяться, подчеркивали выступающие, что эти деньги будут использоваться с максимальной эффективностью, а не так, как это делалось в прошлом при проведении дорогостоящих экспериментов по реформированию управленческих и войсковых структур.
Поддержано предложение президента Академии военных наук генерала армии Махмута Гареева о необходимости создания научного совета по вопросам обороны при Российской академии наук. Кроме того, признано целесообразным возобновить участие руководителей органов власти субъектов федерации в работе соответствующих военных советов объединений Вооруженных Сил и им равных органов управления других войск и воинских формирований.
С младых ногтей
О необходимости воссоздания системы подготовки молодежи к военной службе говорили в своих выступлениях директор средней школы из Калужской области Наталья Агафонова, директор школы-интерната с первоначальной летной подготовкой из Ростовской области Леонид Гольдберг и многие другие участники пленарного заседания. При этом затрагивались разные аспекты проблемы. Так, говоря о качестве призывного контингента, представитель Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-майор Александр Валяев отметил, что нынешней осенью на военную службу будут призваны более 200 тысяч юношей, состояние здоровья многих из которых и профессиональная подготовка не полностью удовлетворяют потребности Минобороны.
Как известно, государственными образовательными стандартами начального профессионального образования обязательная подготовка граждан к военной службе не предусмотрена. К тому же времени, отведенного на изучение раздела «Основы военной службы» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (48 часов), недостаточно для качественной подготовки к военной службе. В условиях, когда срок службы по призыву сокращается до одного года, эта проблема приобретает особую остроту. И многие члены Общественной палаты считают необходимым подготовку граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования осуществлять в рамках обязательной отдельной дисциплины с итоговой аттестацией в конце обучения. Такого же мнения, судя по опросам, придерживается и большинство руководителей субъектов федерации. Между прочим, многие из них этот предмет обучения уже ввели своими решениями.
С удовлетворением было отмечено также, что в последние годы активизировалась работа органов исполнительной власти всех уровней по развитию кадетского образования. Активно развивается сеть профильных образовательных учреждений – военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты. В настоящее время число обучающихся в них превысило 23 тысячи. Однако материально-техническая база, программно-методическое обеспечение этих учреждений зачастую не отвечают требованиям. Кроме того, специфика кадетских образовательных учреждений зависит от ведомственной принадлежности, источников финансирования дополнительных образовательных программ, что требует упорядочения на государственном уровне. Общественная палата намерена активно участвовать в этой работе вместе с представителями военного ведомства, ветеранских общественных объединений.
В то же время не секрет, что среди части нашей молодежи при пособничестве отдельных общественных организаций продолжается активный поиск наиболее эффективных путей уклонения от исполнения гражданского долга в отношении военной и других видов государственной службы. Функционируют многочисленные теневые механизмы уклонения от армии. Стала забываться, а очень часто и фальсифицироваться память многих поколений нашего народа о героической борьбе против иноземных захватчиков за суверенитет, свободу и независимость державы. Изменение этой ситуации особенно важно в настоящий момент, когда армия переходит на годичную службу по призыву.
Одной из форм военно-патриотического воспитания молодежи, по мнению участников заседания, могла бы стать системная военно-шефская работа. Между тем координация этой деятельности на федеральном и региональном уровнях отсутствует, федеральными нормативными документами она не регулируется и практически не финансируется из федерального бюджета. Очевидно, есть необходимость рассмотреть возможность воссоздания координирующей структуры, прообразом которой мог бы служить существовавший ранее Общественный совет по военно-шефской работе при правительственной Комиссии по социальным проблемам военнослужащих, гражданского персонала, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, имевшей необходимые полномочия, распорядительные функции и соответствующие структуры в регионах.
Нельзя забывать и о том, говорилось с трибуны заседания, что призывник – это потенциальный контрактник. С учетом этого и надо выстраивать систему воинского и патриотического воспитания в период его пребывания в армейском строю. Однако некоторые командиры в погоне за показателями, по сути, вынуждают военнослужащих по призыву переходить на контракт. Стоит ли удивляться тому, что в Общественную палату поступают жалобы на произвол и недостойное поведение военнослужащих-контрактников в общественных местах. По данным Главной военной прокуратуры, рост преступности среди этой категории военнослужащих значительно опережает увеличение их числа в общей численности личного состава.
Защитить защитника
Многие проблемы, в том числе и встречающиеся при переводе части войск и сил на контрактную основу, связаны с тем, отмечалось на заседании, что не всегда в полной мере обеспечиваются предусмотренные законом социальные права военнослужащих. Вообще, по данным экспертов Общественной палаты, социальная составляющая военного строительства в стране приобретает все более важное и во многом определяющее значение. Расчеты показывают, что без реального повышения в общественном сознании привлекательности военной службы по контракту Вооруженные Силы в ближайшие годы могут оказаться в чрезвычайно неблагоприятной ситуации по комплектованию офицерскими кадрами. Возникает правомерный вопрос: как нам сохранить офицерский корпус?
Без социальных инвестиций в военнослужащих, без повышения престижа военной службы, увеличения денежного довольствия, укрепления их социального статуса, решения проблем с жильем это будет сложно сделать. Как известно, основным законодательным актом по социальной поддержке военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. Однако с декабря 1999 года началось систематическое внесение изменений в закон: в 2000 году – 3 раза, в 2001-м – 2, в 2002-м – 5, в 2003-м – 2, в 2004-м – 4, в 2005-м – 2 и в 2006 году – 6 раз. В результате был нарушен главный конституционный принцип – недопущение снижения уровня социальной защищенности граждан.
В целях оптимизации системы денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала сегодня осуществляется планомерное повышение размеров денежного довольствия военнослужащих. Однако темпы роста денежных доходов семей военнослужащих уступают аналогичным среднестатистическим значениям по Российской Федерации в 1,2 раза, а доля семей военнослужащих с денежными доходами на одного члена семьи ниже прожиточного минимума в 1,6 раза больше, чем в целом по стране. Ситуация, когда офицер вынужден искать дополнительные заработки, стала для нашего общества хронической. Это недопустимо ни с позиции обеспечения боеспособности армии, ни с позиции необходимого для военной профессии социального престижа. Государство, заключая контракт с офицером, должно гарантировать ему такой уровень денежного содержания, который обеспечит его семью, позволяя полностью сосредоточиться на своей основной деятельности.
Сегодняшний уровень обеспечения не позволяет армии конкурировать на рынке труда не только с коммерческими фирмами, но и с гражданскими бюджетными организациями. Расчеты показывают, для обеспечения конкурентоспособности военной службы на рынке труда необходимо, чтобы денежное довольствие среднестатистического военнослужащего было выше, чем средняя заработная плата по стране не менее чем на 20 – 25 процентов. Увеличивается и разрыв между размерами пенсий военнослужащих и величиной их денежного довольствия.
Остро стоит жилищная проблема. Более 130 тысяч военнослужащих и членов их семей сегодня нуждаются в жилье. Размер жилищных сертификатов военнослужащих, увольняемых в запас, как правило, недостаточен для приобретения жилья по рыночным ценам.
В Министерстве обороны разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Но важно, отмечали участники заседания, чтобы из внутриведомственной она стала федеральной.
С социальными проблемами военнослужащих непосредственно связаны и проблемы ветеранов. Учитывая мнения ветеранских и значительного числа правозащитных организаций, высказанные в ходе слушаний по этой проблеме, Общественная палата поддержала идею создания федерального органа исполнительной власти, который мог бы всесторонне рассматривать и компетентно решать вопросы всех категорий ветеранов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В рамках пленарного заседания работали четыре тематические секции: «Национальная безопасность: этнополитические, правовые и информационные аспекты», посвященная нынешнему восприятию в обществе межнациональных и международных конфликтов и их освещению в СМИ; «Национальная безопасность: силовая составляющая государства и общество»; «Национальная безопасность: оборонно-промышленный комплекс и наука»; «Национальная безопасность: внешние угрозы и вызовы». Выработанный на секциях, а также в ходе пленарного заседания пакет рекомендаций, касающихся различных проблем национальной безопасности страны, будет в ближайшее время направлен в федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной власти.
На снимках: Делегация Общественной палаты в одном из цехов ОАО «Амурский судостроительный завод».,
В перерывах между заседаниями.