на главную страницу

10 Октября 2008 года

Страна и мир

Пятница

ПРАГМАТИКА ДРУЖБЫ

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



     Завтра в Бишкеке открывается саммит глав государств - участников Содружества Независимых государств. Ожидается, что главы государств СНГ обсудят во время своего заседания 18 различных проектов соглашений и договоров. Одним из основных документов, который будет рассмотрен Советом Глав государств Содружества, станет стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Главным предназначением стратегии является содействие гармоничному развитию хозяйственной жизни государств - участников СНГ, устойчивому росту экономик, обеспечению занятости граждан, полной загрузки производственных мощностей, повышению жизненного уровня населения государств-партнеров. В разработанной стратегии отражены все стороны и возможности экономического развития Содружества, его роль, значение, положительные и отрицательные моменты, а также потенциал реформирования.
     Следует отметить, что президентский саммит пройдет на фоне обострения мирового экономического кризиса. Участникам совещания предстоит найти новые подходы к работе СНГ и ЕврАзЭС (саммит глав государств - участников Евразийского экономического сообщества также пройдет сегодня). Усложнение мировой экономической конъюнктуры может подтолкнуть участников данных региональных организаций к более активной интеграции и участию в совместных с Россией проектах. В этой связи российская дипломатия во главе с президентом постарается вдохнуть новую жизнь в эти интеграционные объединения.
     В последние годы необходимость реформирования Содружества стала очевидной, несмотря на то, что даже СНГ не позволило окончательно разорвать существующие с советских времен межхозяйственные связи. В 2006-2007 годах эта проблема обозначилась в полный рост, поскольку противоречия и разногласия между отдельными участниками Содружества стали видны невооруженным глазом. В этих условиях наметились два подхода к реформированию (или переформатированию) СНГ. Первый - радикальный - принадлежал Казахстану. Астана предложила фактически упразднить Содружество в том виде, в каком оно существовало с начала 1990-х. На месте СНГ Казахстан предлагал создать на базе уже существующих интеграционных объединений (ЕврАзЭС, ОДКБ, ЕЭП), доказавших свою эффективность, более компактное и жизнеспособное образование с признаками таможенного, валютного, экономического и военно-стратегического союза.
     Второй подход, принадлежащий России, базируется на том, что необходимо сохранить СНГ в прежнем составе как можно дольше. Официальная Москва исходит из того, что сегодня приоритетом организации является экономическое сотрудничество. Полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств - участников Содружества является необходимым условием их устойчивого развития. При этом особо отмечается, что важнейшее значение для усиления экономической доминанты в деятельности СНГ имело признание политическими лидерами стран Содружества безусловным приоритетом формирование и функционирование зоны свободной торговли с постепенным продвижением на основе расширения интеграции к Единому экономическому пространству.
     В сфере безопасности Россия считает, что странам СНГ приходится противостоять различным вызовам и угрозам, которые носят глобальный характер. Без согласованных коллективных усилий невозможно эффективно бороться с нарастанием масштабов международного терроризма, организованной преступности, наркобизнеса, угрозой техногенных катастроф, последствиями разрушительных стихийных бедствий. При этом Содружество располагает целым комплексом базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам, которые последовательно реализуются.
     Как считают в Москве, приоритетным направлением в военном сотрудничестве является объединенная система противовоздушной обороны государств - участников СНГ. Это первая реально существующая многосторонняя оборонительная система в Содружестве. Ее создание и поэтапное развитие позволяют эффективно решать задачи по охране внешних воздушных рубежей партнеров по организации, осуществлять совместный контроль за порядком использования воздушного пространства, взаимное оповещение о воздушной обстановке и предупреждение о воздушном нападении, а также открывают возможность ведения совместных действий по отражению воздушного нападения.
     Перспективным направлением дальнейшей совместной деятельности Россия видит создание на базе информационных систем пограничных ведомств стран Содружества Единого центра мониторинга обстановки на границах, позволяющего вырабатывать меры по защите национальных интересов в пограничных пространствах. Главная задача - сохранение контроля над криминогенной ситуацией на пространстве государств - участников Содружества.
     Существование СНГ заложило основу создания и развития Таможенного союза, который сейчас действует в рамках ЕврАзЭС, а это существенно упрощает развитие торгово-экономических отношений между странами - участницами СНГ. В формате СНГ действует множество соглашений - на первый взгляд некоторые из них кажутся незначительными, но стоит помнить о том, что именно локальные рутинные проекты создают основу для эффективного экономического развития по всем направлениям экономического взаимодействия, да и не только экономического. Кроме того, интеграция - не пустое место, потребность в ней очевидна, и значительно легче осуществлять интеграционные процессы на взаимовыгодной основе там, где уже имеется некий базис... Следовательно, российский подход к вопросу дальнейшего развития СНГ является наиболее соответствующим не только сегодняшней экономической ситуации в мире, но и отдаленной перспективе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex