на главную страницу

14 Октября 2008 года

Страна и мир

Вторник

И ТРИБУНАЛ, И ПРЕМИЯ

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     После некоторого затишья политические страсти вокруг Косово вспыхнули с новой силой. Иллюзия спокойного течения жизни и «закрытости» вопроса о независимости сербского края растворилась в смеси двух противоречивых событий. Мгновенно началась реакция, оживились знающие эксперты, заработали медийные катализаторы.
     Первая весть пришла с Генеральной ассамблеи ООН, принявшей большинством голосов резолюцию, предложенную Сербией. Вторая следом явилась из Стокгольма - о присуждении Нобелевской премии бывшему президенту Финляндии Марти Ахтисаари. Тема Косово в итоге вернулась в круг заглавных.
     Теперь более подробно. В резолюции ООН содержится требование к Международному суду дать исчерпывающее заключение о законности или незаконности одностороннего провозглашения независимости Косово. Вопрос в документе сформулирован так: «Является ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово соответствующим международному праву?»
     Заметим, что на данный момент косовское самоопределение поддержали лишь 50 стран - членов ООН из 192. Обращаясь к Генеральной ассамблее, министр иностранных дел Сербии Вук Еремич заявил, что Белград ответил на провозглашение независимости Косово «максимально сдержанно» и «исключил применение силы или экономических санкций против отколовшегося края». По его словам, Сербия решила защитить свой суверенитет и территориальную целостность посредством дипломатии и международного права. Приветствуя решение Генассамблеи в заключительном слове, Еремич сказал, что оно открывает новую перспективу в борьбе Сербии за оторванную от нее территорию. «Это великий день для международного права», - заявил глава сербской делегации.
     Радость сербов понятна. Они празднуют маленькую политическую победу. Они вдохновились тем, что их дело небезнадежно. Но будет ли большая победа, сказать трудно. Не очень ясно, что вообще следует вкладывать в понятие «большой победы». Расставить все по прежним местам, подчинить Приштину Белграду - совсем не просто. При нынешнем раскладе мнений в том же Евросоюзе вопрос о пересмотре актов признания Косово даже не ставится. На Генассамблее основная масса европейских стран воздержалась при голосовании, не видя целесообразности вмешательства в процесс выяснения правомерности «свершившегося факта». Вот и получается, что международное право у нас живет вроде как само по себе, своей отдельной жизнью. Когда же к нему апеллируют, оно имеет чудесную способность трактовать те или иные проблемы соответственно запросам заинтересованных сторон.
     Право на независимость? Да, есть такой параграф.
     Территориальная целостность? Так точно, прописана черным по белому. Экс-президент Финляндии Марти Ахтисаари придумал план, в соответствии с которым косовские албанцы объявили себя полностью независимыми от Сербии. Считается, что этот человек вообще немало сделал на поприще урегулирования межнациональных конфликтных ситуаций. Возможно. Но ни у кого сегодня не вызывает сомнения, что «косовский казус» был поставлен во главе добрых дел примирителя Ахтисаари. Вне этого случая, ставшего прецедентом в мировой практике, финский деятель вряд ли был бы включен в число кандидатов на самую престижную награду.
     Албанские власти Косово расценили награждение Ахтисаари Нобелевской премией мира как еще одно «чрезвычайно важное» международное признание своей независимости от Белграда. В свою очередь власти Сербии выступили с резкой критикой такого шага Нобелевского комитета. «Ахтисаари был творцом одностороннего, проалбанского плана по решению косовской проблемы, игнорирующего сербов и интересы сербского государства. Он создал план, который отменил территориальную целостность и суверенитет страны - участницы ООН. А это основной принцип, на котором основан международный порядок», - говорится в распространенном в Белграде заявлении председателя Сербского национального собрания Милана Ивановича. «Я огорчен этим решением и не считаю Ахтисаари заслуженным лауреатом. Нобелевская премия нередко используется в политических целях. Это один из таких поступков», - сказал бывший посол Югославии в России Борислав Милошевич.
     В Москве явно политизированную акцию Нобелевского комитета расценили как попытку задним числом выписать некий «сертификат качества» плану по урегулированию статуса Косово. Такое мнение, в частности, выразил руководитель Международного комитета Госдумы Константин Косачев. По словам председателя аналогичного комитета в Совете Федерации Михаила Маргелова, присуждение столь высокой награды Ахтисаари «вызовет неприятный осадок» у всех, кто не поддерживал его методы урегулирования косовского конфликта. Впрочем, есть и более резкие высказывания по сему поводу.
     Итак, резолюция ООН налицо, подготовка к судебному процессу разворачивается. В Белграде наметилось оптимистическое движение патриотов, рассчитывающих хотя бы на раздел Косово. Но здесь много и скептиков, считающих решение Генассамблеи «первым шагом в борьбе, обреченной на поражение». В Приштине завоеванную свободу собираются отстаивать всеми силами. Основополагающий тезис: суверенитет - состоявшийся политический факт, разговаривать не о чем. Во втором эшелоне у албанских сепаратистов - признавшие Косово США, Великобритания. Франция, Германия, другие страны, установившие с ним дипломатические отношения. Ну и... Абхазия с Южной Осетией. Ведь в арсенале их политической аргументации - косовский прецедент.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex