на главную страницу

15 Октября 2008 года

Армия и общество

Среда

Из бухгалтеров - в радисты

Беседу записали Юрий БОГОМОЛОВ, капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



Перевод Российской армии на одногодичный срок службы по призыву в настоящее время стал притчей во языцех. Эта тема будоражит умы не только военных, но и гражданских людей. Многие на «гражданке» (в основном, это будущие призывники и их родители) считают, что давно надо было это сделать.
  Дождались. Сделали. Но что же изменилось с того времени? Как новшество отразилось на профессионализме матросов, а главное - боевой готовности подразделений? Вопросы, вопросы...
  Ответить на них мы попросили авиационных связистов: заместителя командира отдельного батальона связи и РТО по воспитательной работе майора Вячеслава Богдана, начальника телеграфно-телефонного отделения майора Дмитрия Марченко и старшину подразделения старшего прапорщика Игоря Сысоева.
  Выбор именно этих специалистов не случаен. У каждого из них большой опыт работы с военнослужащими по призыву.
  Итак, предоставляем им слово.

     Майор Вячеслав Богдан:
     - Разговор начну с того, что решение об уменьшении срока службы призывников утверждено руководством страны. Мы - люди военные, поэтому не вправе обсуждать распоряжение вышестоящих инстанций. В то же время я имею сугубо личное мнение по этому поводу.
     Проблем несколько. И одна из них - это снижение эффективности воспитательного процесса с матросами, проходящими службу по призыву. Не секрет, что прибывающая в части и на корабли молодежь имеет разные морально-психологические качества, жизненные ценности. Далеко не все парни отправились служить по желанию.
     Раньше в Советском Союзе уделяли должное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения в октябрятских, пионерских и комсомольских организациях. Ему прививали любовь к Родине и Вооруженным Силам. Словом, в стране была выработана и выдерживалась единая линия воспитания человека с юных лет и до совершеннолетия.
     В настоящее время в связи с утратой этих институтов молодежь приходит в Вооруженные Силы не всегда с твердыми морально-психологическими устоями. На «гражданке» знают об этом и реагируют так: «В армии вас всему научат!» либо «В армии из вас воспитают настоящих мужчин!»
     И воспитывали. Раньше. За два года срочной службы готовили из молодых парней полноценных защитников Родины, учили их владеть современным оружием, большое внимание уделяли морально-психологической закалке. Понятно, руководствовались при этом документами, которые регламентировали воспитательную работу в Вооруженных Силах.
     В настоящее время, на мой взгляд, эти документы требуют определенного пересмотра. За год воспитать в молодом человеке те качества, которые необхидимы защитнику Отечества, крайне сложно. Это связано прежде всего с тем, что, приходя с «гражданки», молодой человек должен вначале привыкнуть к воинскому коллективу, у которого свои правила, свои уклад, история, традиции. На это тоже нужно время. Для того, чтобы посеянное командирами рациональное зерно дало положительные всходы, нужны, если не годы, то по крайней мере месяцы. Месяцы кропотливого, напряженного труда командиров и воспитателей.
     Нелишне будет отметить и тот факт, что в боевые части и на корабли направляют молодых матросов, теперь уже «годичников», после учебных подразделений, где они в течение двух месяцев проходили курс молодого бойца. Нередки случаи, что нашу часть доукомплектовывают матросами с кораблей, списанными по состоянию здоровья. В части они находятся, как правило, от шести до десяти месяцев. А все это накладывает отпечаток на организацию воспитательного процесса с молодежью.
     В данной обстановке мы стараемся воспитывать матросов, так сказать, ускоренными темпами, используя старые, испытанные формы и методы, начиная с периода адаптации и вплоть до увольнения их из рядов Вооруженных Сил.
     В настоящее время в Министерстве обороны РФ разработана специальная программа духовно-патриотического воспитания военнослужащих по призыву. Но составлена она опять же с учетом двухгодичной службы.
     Возьмем, например, занятия по общественно-государственной подготовке, на которых мы с матросами изучаем историю нашего государства, его Вооруженных Сил, воинских частей, в которых они служат. Темы занятий, как правило, связаны с нравственным и духовным воспитанием защитников Отечества. Однако реализовать в полном объеме эту программу, при всем желании, за 6-8 месяцев мы объективно не в состоянии.
     Хочу сказать еще вот о чем. Обстановка сложилась так, что в настоящее время в казарме нашей части находятся «годичники», «полуторагодичники» и «двухгодичники». В матросской среде происходит неофициальная градация, которую не нужно путать с неуставными взаимоотношениями. Так получается, что в ближайшее время будут увольняться как «годичники», так и «двухгодичники». У каждого из них разный багаж знаний и опыта. И не трудно догадаться, у кого он больше. Поэтому, естественно, у тех, кто прослужил два года, появляется определенное чувство ревности к «годичникам», которым так «повезло».
     Как положительный момент отмечу, что годичная служба матросов благотворно сказывается на воинской дисциплине в батальоне. Обусловлено это тем, что «двухгодичники» первые полтора года службы, как правило, с желанием стремятся узнать что-то новое, побыстрее и качественнее освоить специальность, а последние полгода готовятся к «дембелю». У «годичников» же нет такой возможности: всю свою службу им приходится познавать азы специальности. Поэтому считаю, что с переходом на годичную службу неуставные взаимоотношения между матросами будут изживать себя, для них будет меньше оснований и почвы.
     По поводу изучения воинской специальности. За год службы общевоинские дисциплины, в принципе, освоить можно. Я имею в виду строевую, физическую и огневую подготовки. А вот со специальной дела обстоят гораздо сложнее: за 6–8 месяцев подготовить опытного специалиста, к примеру по связи, практически невозможно.
     Майор Анатолий Марченко:
     - В этом году в нашу часть прибыли несколько матросов-«одногодичников». Призваны они из Калмыкии, Краснодарского края и шефствующего над нами Белгородского района, с которым мы сотрудничаем 14 лет.
     Образовательный уровень молодежи неплохой. Все парни желают служить. К примеру, матрос Николай Гончаренко на «гражданке» окончил Майкопский госуниверситет по специальности: «юрист». Образованный и культурный молодой человек. А прибывший с Белгородщины матрос Евгений Пузиков окончил техникум, получив специальность механика.
     Но какие специальности мы могли им предложить? Конечно же, не юриста и не техника-механика. Учитывая, что матросы на «гражданке» получили водительские удостоверения, за ними закрепили автомобили.
     Что касается воспитания молодых воинов, то мы действуем согласно методике поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений. Она состоит из четырех этапов и рассчитана на два года воспитательной работы. Данный документ разработан еще во времена Советского Союза. Пора обновлять.
     К сожалению, с переходом на годичную военную службу (а если точнее, службу матросов в конкретной части в течение 6–8 месяцев), устаревшая методика для нас стала неприемлемой.
     Примерно так же обстоят дела и со специализацией молодежи, которая также рассчитана на освоение вверенной им техники либо аппаратуры в течение двух лет. Поэтому у нас имеются более актуальные рекомендации управления воспитательной работы Черноморского флота РФ, которыми мы и руководствуемся в настоящее время в работе с «годичниками». Многое добавляя, конечно же, и от себя.
     Старший прапорщик Игорь Сысоев:
     - Хочу сказать, что в дисциплинарном плане легче работать все-таки с «двухгодичниками». За это время командиры имеют возможность ближе узнать подчиненных, кто из них на что способен.
     Сошлюсь на такой пример. Пришел к нам служить молодой матрос Баир Бурулов. Парень неглупый, отучился два курса в МГУ, забрал документы, поступил в лицей, получил по его окончании специальность: «бухгалтер». Через две недели после прибытия в батальон его направили в госпиталь. Сколько времени там пролежит матрос, никто не знает. После возвращения в часть за семь-восемь месяцев вряд ли нам удастся подготовить из него опытного, хорошо знающего свое дело радиста. И подобных случаев сколько угодно.
     С другой стороны, если б тот же Баир Бурулов прибыл к нам на два года, за это время из него можно было бы подготовить если не радиста, то другого необходимого нам специалиста.
     Единственный для меня, как старшины, положительный момент: «одногодичникам» не нужна переаттестация, следовательно меньше писанины. Кроме того, матросы приходят из учебного отряда, как говорится, с полным вещевым аттестатом: то есть, что получили в «учебке» из обмундирования, с тем и уволятся после окончания службы на «гражданку».
     Что же касается нравственной атмосферы, то Вячеслав Витальевич прав: в настоящее время в казарме, где проживают «одногодичники» и «двухгодичники», нередко можно услышать: «Я прослужил два года, он - год, а уволимся в запас вместе. Где справедливость?» Хотя на крепости воинской дисциплины, сплоченности коллектива это серьезно не отражается.
     Майор Анатолий Марченко:
     - Вот Игорь Викторович привел пример с матросом Баиром Буруловым. Хочу продолжить его мысль. Три года назад из Санкт-Петербурга призвали к нам молодого матроса Дмитрия Белкина. Мороки с ним вначале было очень много как у старшины, так и у меня. Едва он зашел на территорию части, как сразу же заявил старшине: «Я служить не собираюсь». Каждый день с ним беседовали и офицеры, и прапорщики. Бесполезно!
     Шло время. На втором году службы нам все же удалось как-то трансформировать мировосприятие Дмитрия. В конце его службы батальон проверяла флотская комиссия во главе с заместителем командующего ЧФ по тылу контр-адмиралом Алексеем Белкиным. И матрос Белкин продемонстрировал членам комиссии хорошие знания общевоинских уставов, материальной части, обязанностей дневального по роте. Тогда Алексей Евгеньевич лично пожал Дмитрию руку, поблагодарил его за хорошую службу, объявил благодарность и ходатайствовал о присвоении Белкину звания «старший матрос».
     Кроме того, в последние полгода службы Дмитрий сочинил книгу в стиле «фэнтэзи», в которой красной линией провел мысль, что победить русского солдата и матроса невозможно. Кстати, недавно она издана.
     К этому я хочу еще добавить, что Вячеслав Витальевич разглядел-таки в матросе будущего писателя-фантаста. После доверительной беседы с ним предложил парню выпускать боевой листок, а затем - редактировать стенную газету. Рассказывал Белкину о чем и как лучше писать. Дмитрия заинтересовали его новые общественные обязанности. Вскоре мы узнали, что он пишет книгу, фрагменты из которой читает по вечерам в казарме матросам. Мы поддержали и это его начинание.
     Майор Вячеслав Богдан:
     - Одногодичная служба матросов предполагает серьезную подготовительную работу с призывниками на «гражданке». Вспомните не такие уж далекие советские времена. В СССР существовала довольно стройная и обязательная система подготовки будущих защитников Родины.
     К нам в батальон приходила молодежь после окончания либо техникума связи, либо школы ДОСААФ. Матросы неплохо разбирались в радиоаппаратуре, владели «морзянкой». Им не нужно было начинать обучение с азов. Кроме того, будущие радисты проходили доподготовку в течение шести месяцев в флотских учебных подразделениях, где из них готовили уже знающих дело специалистов. Сейчас же к нам прибывает молодежь, как правило, без специальности. И подготовить из того же бухгалтера радиста за 6-8 месяцев практически невозможно.
     Поэтому мы вынуждены по основным специальностям набирать контрактников, благо штаты позволяют, а затем уже «лепить» из них опытных, хорошо знающих свое дело специалистов.
     Вывод напрашивается сам собой. С переходом на годичную службу нужно менять допризывную подготовку, делать ее более эффективной и способной адаптировать юношей к весьма непродолжительной военной службе и к будущей воинской специальности. Также нужно менять и систему обучения в воинских частях, адаптировать ее к уменьшенному сроку службы. Сегодня не всякая флотская специальность под силу матросу-«одногодичнику». Это важно учитывать и не роптать. Как заявил, пребывая в войсках и на флоте, Верховный Главнокомандующий, сроки службы меняться не будут, государство должно быть последовательным в принимаемых решениях. Значит, нам нужно искать новые подходы к обучению и воспитанию военнослужащих срочной службы, вооружать их знаниями и навыками в пределах возможного, максимально прививать желание стать достойным защитником Отечества.
     На снимке: С мечтой о море.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex