на главную страницу

15 Октября 2008 года

Армия и общество

Среда

Бросок за Томь

Тарас РУДЫК, «Красная звезда». Фото автора.
Юргинский общевойсковой полигон СибВО.



Учебный год в Сибирском военном округе, как и положено, завершается на полигонах плановыми тактическими учениями с боевыми стрельбами соединений и частей. Только в первой половине сентября было два таких учения, в ходе которых проверялась тактическая и огневая выучка мотострелкового и танкового полков постоянной готовности.
  Более масштабное по тактическим задачам учение состоялось на днях на Юргинском общевойсковом полигоне, расположенном в черте границ Кемеровской области. Полевой экзамен на боевой профессионализм сдавала мотострелковая бригада под командованием полковника Олега Цекова. В учении приняли участие более 2,5 тыс. человек и свыше 400 единиц военной техники. Руководил тактическим учением командующий общевойсковым объединением генерал-майор Сергей Истраков.

     
Строптивая река

     Еще за месяц до начала маневров под Юргой я беседовал с полковником Цековым, и он сказал, что на предстоящем учении в ходе розыгрыша боевых эпизодов его бригада будет форсировать реку Томь в полном составе. Честно говоря, в это верилось с трудом. Потому что за последние лет десять, если не больше, в ходе аналогичных учений с боевыми стрельбами ни одна из частей СибВО не преодолевала водных преград в полном составе. Обычно для обозначения действий своих войск на противоположный берег переправляли одну танковую роту и две-три мотострелковых. Но полковник Цеков не преувеличивал: действительно, все подчиненные ему контрактники собирались перебраться на другой берег Томи со своей боевой техникой.
     Однако за день до этапа боевой стрельбы сибирская река словно взбунтовалась. Несколькими днями раньше на территории Кемеровской и Новосибирской областей прошли обильные дожди и вода в Томи поднялась к критическому уровню, за которым преодолевать водные преграды танкам и БМП уже нельзя.
     Но не зря эта бригада по итогам боевой подготовки прошлого года была признана лучшим соединением СибВО. Несмотря на осенние капризы погоды, батальоны и дивизионы форсировали Томь, хотя и не в полном составе. Усилилось течение, БМП и танки в буквальном смысле боролись с напором воды, когда под огнем противника стремились к противоположному берегу. В том, что в столь сложных условиях боевая техника преодолела Томь, заслуга механиков-водителей - опытных воинов-контрактников, которые управляли машинами. Эти взрослые крепкие мужики не растерялись, когда их боевые машины начало понемногу сносить течением. Это происходило на глазах у всех, кто наблюдал за ходом учения, - генералов и офицеров управления общевойскового объединения, представителей Юргинской районной и областной администраций, курсантов Новосибирского ВВКУ, прибывших на учение в учебных целях. Но не станем опережать события, а расскажем обо всем по порядку. Ведь форсирование водной преграды - лишь одна из тех непростых задач, которые довелось решать на учении личному составу сибирской бригады.
     
Не по шаблонам

     В СибВО уже давно учатся воевать творчески. На каждое учение органы военного управления моделируют сложную тактическую обстановку, которая может возникнуть в ходе реальных боевых действий. Взять, например, тему этого учения: «Перевод бригады с мирного на военное время. Передвижение в район боевого предназначения. Подготовка и ведение обороны в первом эшелоне объединения. Переход в наступление из положения непосредственного соприкосновения с противником во взаимодействии с резервами в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы». Как видите, в ходе учения бригаде пришлось действовать как в обороне, так и в наступлении.
     Еще один примечательный факт. С тех пор как в СибВО перевели на контрактную основу несколько частей, все меньше с ними при подготовке к учениям проводят так называемые холостые тренировки. Это когда предстоящие боевые эпизоды проигрываются без расхода боеприпасов. Например, в наступлении мотострелковые и танковые подразделения выходят из исходного района на рубеж атаки, атакуют противника, но при этом не ведут по нему огонь. Отсутствие холостых тренировок объясняется просто: части постоянной готовности должны умело действовать на любой местности и в самых сложных погодных условиях...
     Бригаду внезапно подняли по установленному сигналу, поставили ей задачу совершить марш комбинированным способом в указанный район, то есть часть техники была отправлена по железной дороге, а другая пошла своим ходом.
     После прибытия в район сосредоточения соединение начало подготовку к обороне. Командиры приступили к рекогносцировке, выработке решений на предстоящий бой, организации взаимодействия. Личный состав подразделений занялся оборудованием огневых позиций, готовил технику и вооружение к боевому применению. Как результат, бригада успешно выполнила все задачи в обороне, тем самим «обескровив» неприятеля до потери им ударной мощности, и в последующем, осуществив перегруппировку сил и средств, готовилась к переходу в наступление из положения непосредственного соприкосновения с противником во взаимодействии с резервами в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы.
     
К бою!

     Противник - мотопехотная дивизия под условным названием «северные», наши войска - «южные». Бой с обороняющимся неприятелем начался с огневой подготовки наступления с целью нанесения «северным» ущерба и изменения соотношения сил и средств до уровня, обеспечивающего необходимое превосходство над ними. Бригадная артиллерийская группа в составе двух дивизионов самоходных гаубиц «Акация» под командованием подполковника Сергея Капельяна и майора Станислава Проскурякова провела несколько огневых налетов по опорным пунктам рот первого эшелона противника и его противотанковым средствам. В промежутках между залпами артдивизионов и армейской группы реактивной артиллерии позиции неприятеля шерстили боевые вертолеты Ми-24, а также выдвинутые на прямую наводку танки, БМП, и противотанковые ракетные комплексы.
     Вышедшие из исходного района батальоны первого эшелона «южных» - танковый под командованием подполковника Александра Клейменова и мотострелковый майора Алексея Жукова - продвигались по двум маршрутам. На определенном расстоянии до передовой эти подразделения стали разворачиваться в ротные и взводные колонны. «Северные» подняли в воздух свою фронтовую авиацию с намерением ударить по колоннам мотострелков и танкистов. В действительности самолеты неприятеля представляли ИМЦ - имитаторы воздушных целей. В эти минуты боя средства ПВО бригады показали блестящую выучку - расчеты зенитных ракетных комплексов «Стрела-10», ЗСУ «Шилка» и ПЗРК «Игла». Воины отдельного зенитного ракетно-артиллерийского дивизиона бригады поразили все ИМЦ.
     Противник применял все имеющиеся в его распоряжении силы и огневые средства, чтобы остановить наступающие войска, о чем можно было судить по наращиванию мишенной обстановки. Неприятель не только вел огневое воздействие на атакующие его подразделения, но и установил перед своим передним краем минно-взрывные заграждения (МВЗ). Эти мины могли остановить тяжелую бронетехнику, поразить спешившийся личный состав, и боевой опыт свидетельствует, что потерь от этого может быть не меньше, чем от пушечных выстрелов из танков, БМП и огня противотанковых средств. Но экипажи Т-72 оборудовали свои боевые машины минными тралами, а саперы проделали проходы в МВЗ с помощью установок разминирования УР-77.
     ...Мотострелковый и танковый батальоны развернулись в боевой порядок и своевременно вышли на рубеж перехода в атаку. Артдивизионы начали огневую поддержку наступающих войск. Вскоре мотострелки спешились и устремились в проходы в минно-взрывных заграждениях. Юргинские контрактники действовали быстро и умело, на ходу вели огонь из стрелкового оружия, метали боевые гранаты в неприятельские траншеи и овладели передним краем обороны.
     
Переправа

     Опорные пункты первого эшелона «северных» пали, но атакующий порыв «южных» был остановлен огнем подразделений второго эшелона неприятельской обороны. Более того, противник выдвинул из глубины свежие силы, до двух мотопехотных батальонов с танками, и предпринял контратаку. Решением комбрига эта контратака была встречена прицельным огнем танков и БМП правофлангового батальона, но, главным образом, свежими силами - вводом в бой второго эшелона бригады, то есть мотострелкового батальона под командованием подполковника Фередуна Джалилова. В это же время по колоннам бронетехники противника ударили вертолеты Ми-24.
     В итоге «северные» оставили и вторую позицию, попятились к реке Томь. Их обескровленные подразделения перебрались на противоположный берег реки и закрепились на нем, одновременно подтягивая свежие силы.
     Словом, противник не сдавался, и передовому отряду бригады под командованием майора Дмитрия Егорова была поставлена задача выйти к Томи, с ходу форсировать ее и захватить плацдарм на противоположном берегу. Тем самым в последующем передовой отряд должен был обеспечить форсирование реки остальными подразделениями бригады.
     Действуя под прикрытием головной походной заставы - мотострелковой роты, усиленной Т-72, передовой отряд успешно справился с этой задачей. Но, прежде чем форсировать реку, саперы из разведдозоров обследовали подступы к ней на наличие мин, а воины из роты РХБЗ проверили, не заражена ли вода.
     «Северные» активно препятствовали форсированию реки юргинскими контрактниками, но, в свою очередь, на противника воздействовали бригадная артиллерийская группа и Ми-24. Одновременно били по целям выведенные на прямую наводку Т-72. Средства ПВО бригады отражали воздушные удары.
     С целью поддержки передового отряда на противоположном берегу на направлении главного удара «южных» высадились парашютным и посадочным способами тактические воздушные десанты усиленной воздушно-десантной роты.
     Бригада форсировала Томь, однако, как уже было сказано, не всем составом, так как тому помешало усилившееся течение. Меры безопасности на учении - прежде всего.
     
В сухом остатке

     После этапа боевой стрельбы я попросил прокомментировать действия бригады на учении начальника отдела боевой подготовки объединения полковника Игоря Гончаренко. Вот как он оценил юргинских профессионалов:
     - В целом бригада действовала правильно и уверенно. Особенно хотелось бы отметить самого командира бригады, который грамотно и четко управляет своими подразделениями при выполнении поставленных задач. В ходе летнего периода обучения соединение выполнило программу боевой подготовки подразделений, которая включала ротные и батальонные тактические учения, и практические стрельбы штатным снарядом танковых подразделений. Прошли легководолазную подготовку механики-водители всех категорий - БМП и танков. Контрактники также выполнили все стрельбы из БМП, танков и стрелкового оружия. Таким образом, реализация этих плановых мероприятий боевой подготовки позволяла допустить весь личный состав к участию в бригадном учении. Сегодня уверенно действовал мотострелковый батальон под командованием майора Егорова, особенно при отражении контратаки противника. Хорошо выполнил все поставленные задачи и мотострелковый батальон подполковника Джалилова, который вводился в бой из состава второго эшелона. 60-70 процентов целей поражены, и, что особенно радует, многие из них уничтожены из танковых пушек.
     Комментарий командующего общевойсковым объединением генерал-майора Сергея ИСТРАКОВА после этапа боевой стрельбы:
     - В ходе учения проверялась боевая готовность мотострелковой бригады, практические навыки командиров всех степеней в управлении подчиненными войсками, действия личного состава как в оборонительном, так и в наступательном боях. Соединение было поднято на учение установленным сигналом, оно приводилось в высшие степени боевой готовности. Вполне успешно отрабатывался вопрос передвижения подразделений комбинированным способом - железнодорожным транспортом и своим ходом в район учения. Затем была получена задача на переход к обороне. После выполнения мероприятий оборонительного боя бригада перешла в наступление, в ходе которого в очень сложных условиях подразделения форсировали водную преграду. При этом были показаны все виды переправ.
     Общая численность мишеней (макетов) в ходе этапа боевой стрельбы составила 1,5 тысячи. Мы исходили из вероятного характера действия противника, из того, с каким неприятелем может столкнуться соединение в ходе реальных боевых действий. Несмотря на все условности, мы учим своих подчиненных воевать против хорошо обученного противника.
     Поставленные задачи войска выполнили. Я, как руководитель учения, удовлетворен уровнем подготовки личного состава, его действиями в сложных условиях. Уровень полевой выучки контрактников довольно высокий, особенно командиров отделений и механиков-водителей. Хорошо обучены зенитчики, артиллеристы, танкисты, механики-водители, то есть именно те специалисты, которые решают основные задачи в различных видах современного боя. И я уверен, что все задачи, которые поставят перед бригадой в реальных боевых условиях, будут выполнены успешно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex