В НАЧАЛЕ ОКТЯБРЯ с.г. заместитель председателя Правительства РФ Игорь Сечин в торжественной обстановке ввел в эксплуатацию первый отрезок нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) - участок в 1.105 километров от якутского Талакана до Тайшета. Правда, трубопровод пока будет работать в реверсном режиме (в обратном направлении). Но по сути это не меняет дела: продолжается воплощение в жизнь одного из крупнейших российских геоэкономических проектов. По своей значимости его можно сравнить со строительством Транссибирской магистрали в конце правления династии Романовых или с прокладкой Байкало-Амурской магистрали в СССР.
Нефть в ВСТО поступает из Талаканского месторождения, извлекаемые запасы которого 120 млн. тонн. «Черное золото» доставляется в Тайшет на Ангарский нефтехимический комбинат. Вскоре к проекту подключится англо-российская компания ТНК-ВР, разрабатывающая другое крупное месторождение - Верхнечонское в Иркутской области (более 200 млн. тонн нефти и 95 млрд. кубометров природного газа).
Начало эксплуатации первого участка ВСТО стало важной вехой на пути освоения Восточной Сибири, которая является одним из самых слабо разработанных нефтегазовых районов нашей страны. Широкомасштабное освоение крупных месторождений в этом регионе (нефти здесь, по оценкам геологов, свыше 1,5 млрд. тонн, и это при том, что изученность региона - 20-40 процентов) тормозили не столько суровый климат, сколько отсутствие трубопроводной инфраструктуры.
Наша справка. В 2009 г. компания «Сургутнефтегаз» добудет на Талакане 1 млн. тонн нефти (к 2012 г. добыча возрастет до 4-5 млн. тонн в год), а «Роснефть» и ТНК-BP на Верхнечонском месторождении в Иркутской области - 1,5 млн. тонн нефти в год (в перспективе - 7-8 млн. тонн). Заполнение ВСТО будет производиться также за счет нефти из других месторождений. Только в Эвенкии ее прогнозные ресурсы - 5 млрд. тонн.
Новый магистральный нефтепровод призван, с одной стороны, ускорить освоение Восточной Сибири и ее экономическое развитие, а с другой - открыть для российского углеводородного сырья новый маршрут на мировой рынок, прежде всего на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, включая экономические центры западного побережья США.
Напомним, что строительство ВСТО началось два года назад и ведется от города Тайшета Иркутской области до тихоокеанской бухты в Приморском крае, где предполагается разместить нефтеналивной терминал (Козьмино). Это около 4,2 тысячи километров трассы. Первую очередь нефтепровода проложат от Тайшета до Сковородино (Амурская область) к 2010 году, что позволит прокачивать до 30 млн. тонн нефти в год. Вторую очередь новой нефтетранспортной магистрали протянут от Сковородино до Козьмино, и тогда по ВСТО предполагается прокачивать до 80 млн. тонн «черного золота» из Западной и Восточной Сибири. Но до полного заполнения трубопровода пройдет, видимо, еще немало лет. Известно, что добыча нефти на месторождениях Восточной Сибири выйдет на свой пик только в 2023 году - тогда она составит около 80 млн. тонн в год.
Для переработки части нефти, поступающей в Приморский край, предполагается построить крупный нефтехимический завод, который будет принадлежать государственной компании «Роснефть» (намечено перерабатывать до 20 млн. тонн нефти в год). Первоначально речь шла о нефтеперерабатывающем заводе, однако анализ азиатско-тихоокеанского рынка показывает, что предприятий, производящих бензин и дизельное топливо, в регионе более чем достаточно. В Японии производство нефтепродуктов составляет 200 млн. тонн, в Южной Корее - 100 млн. тонн. Большой программой производства бензина располагает Китай. Поэтому на перспективу востребованными считаются прежде всего продукты нефтехимии.
Одновременно идет подготовка к модернизации нефтеперерабатывающего завода в Комсомольске-на-Амуре, где к 2012 году глубина переработки сырья должна достичь 95 процентов. От нефтепровода ВСТО до НПЗ через Хабаровский край проложат специальный трубопроводный маршрут - пока же нефть приходится завозить на завод по железной дороге.
Что касается планируемого завода в районе Находки, то его окончательный профиль (нефтехимия или нефтепереработка), определит конъюнктура рынка. Влияние окажет также решение вопроса о строительстве отвода от ВСТО в Китай. Каково оно будет, пока не ясно. Изначально предполагалось, что одна из задач прокладки ВСТО - создание трубопроводного маршрута экспорта нефти в КНР. Интерес к нему наш великий восточный сосед проявляет уже давно.
По завершении первой очереди нефтепровода ВСТО мощность порта Козьмино составит 15 млн. тонн (от Сковородино до океанского терминала нефть планируется перевозить пока по железной дороге). Оставшиеся 15 млн. тонн предполагалось экспортировать в Китай.
Однако решения о строительстве трубопровода в Китай (Сковородино - госграница с КНР) до сих пор нет. Поэтому «зависшие» 15 млн. тонн гипотетически могут быть направлены на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, которые, как уже отмечалось, в настоящее время загружаются сырьем, поставляемым по железной дороге. Между тем мощность Комсомольского НПЗ составляет всего 7 млн. тонн, а в 2010 году увеличится только до 8 млн. тонн. Хабаровский НПЗ (владелец - компания West Siberian Resources) перерабатывает не более 3,5 млн. тонн.
ПРОЕКТ российско-китайского нефтепровода стал одной из приоритетных тем переговоров, которые вел президент РФ Дмитрий Медведев во время его визита в Китай. Тогда было заявлено, что по вопросу строительства нефтепровода между сторонами есть базовые договоренности и остается завершающая часть переговоров по конкретным вопросам. Затраты на строительство ответвления от ВСТО в Дацин, как сообщали СМИ, вроде бы была готова взять на себя китайская сторона.
Поднебесная, чья растущая экономика нуждается в постоянно увеличивающихся объемах углеводородного сырья, крайне заинтересована в долговременных и стабильных поставках углеводородного сырья по сухопутным маршрутам с территории бывшего СССР. В достижении этой цели Пекин сумел весьма продвинуться вперед. Введен в эксплуатацию нефтепровод из Казахстана (пока КНР будет получать до 10 млн. тонн «черного золота» с перспективой удвоения объемов), с будущего года заработает газопровод из Туркменистана (до 30 млрд. кубометров «голубого топлива» в год). Из Сковородино китайцы надеются получать до 30 млн. тонн нефти.
Наша справка. Китай прилагает большие усилия для обретения энергетической независимости, хотя полностью избавиться от импорта углеводородного сырья ему, видимо, не удастся (потребность КНР в нефти составит в 2008 г. 346-350 млн. т, к 2015 году - более 520 млн. т, к 2020-му - 706 млн. т). Весной с.г. КНР вышла на пятое место в мире по объемам добычи нефти - 3,76 млн. баррелей в сутки, т.е. 188 млн. т в год. Иностранные эксперты считают, что китайцы сумеют сохранить нынешний уровень производства нефти лишь в течение несколько лет. Но согласно высказываниям китайских официальных лиц, КНР способна добывать 200 млн. т нефти в год ближайшие 30 лет. Государственная программа геологоразведки предусматривает, что к 2010 г. будут разведаны нефтяные месторождения с запасами до 100 млн. т, газовые месторождения - до 100 млрд. кубометров. Стратегическая цель - увеличить разведанные запасы нефти на 4,5-5 млрд. тонн, природного газа - на 2,5-2,8 трлн. кубометров.
Камень преткновения - вопрос о цене. Мировые цены на нефть за последние несколько лет существенно увеличились, и компания «Роснефть» заинтересована продавать Китаю нефть дороже, чем ныне (по договору с китайской нефтегазовой компанией Sinopec «Роснефть» обязалась поставить в 2005 - 2010 гг. 48 млн. т нефти по железной дороге в обмен на предоставленный ей кредит на покупку «Юганскнефтегаза»). В прессе приводился факт, что «Роснефть» теряла в этом году до 40 долларов на каждой тонне нефти, экспортируемой не в страны Запада, а в Китай. По аналогичной финансовой причине другие российские нефтяные компании воздерживаются от продажи «черного золота» китайским фирмам.
На европейском рынке нефть из РФ котируется значительно выше, чем хотят платить китайские компании. И очевидно, что при всей политической заинтересованности России в развитии отношений с великим Китаем ее компании, в том числе государственные, в условиях рыночной экономики будут руководствоваться соображениями максимальной выгоды. Не секрет и то, что китайцы - одни из самых «тяжелых» партнеров на торговых переговорах.
Но какой-то компромисс будет, видимо, достигнут, принимая во внимание общенациональный интерес России в добрососедских отношениях с ядерной державой, население которой свыше 1.300 млн. человек. В настоящее время нефть из России поступает в Китай не только по железной дороге, но и по казахстанскому нефтепроводу Атасу - Алашанькоу. Англо-российская компания ТНК-ВР экспортирует в Китай по этому маршруту около 150 тыс. т нефти в квартал. Для поставок используется нефтеналивной терминал в городе Барабинске (Новосибирская область), куда поступает нефть с Верх-Тарского месторождения. Отсюда «черное золото» через «трубу» Омск - Павлодар попадает в экспортный нефтепровод до китайского Алашанькоу.
В свою очередь, Казахстан проявляет интерес к транспортировке своей нефти по нефтепроводу ВСТО. По словам министра энергетики РФ Сергея Шматко, представители казахстанской компании «КазТрансОйл» присутствовали на запуске первого участка ВСТО.
Наша справка. В 2008 году Казахстан добудет 70 млн. тонн нефти и газового конденсата (в 2007 г. - 67 млн. т, из которых 60 млн. тонн экспортировано). К 2015 году Астана намерена получать порядка 100 млн. тонн «черного золота».
ПОДНЕБЕСНАЯ проявляет повышенный интерес и к российскому «голубому топливу». Китайская нефтегазовая компания CNPC (China Petroleum & Chemical Corporation), как заявил недавно начальник ее департамента по международным делам Чжан Синь на Байкальском экономическом форуме, предлагает ускорить переговоры с Россией о поставках природного газа. В 2006 году «Газпром» и CNPC подписали протокол о поставках природного газа из России в КНР, в котором зафиксированы основные договоренности по срокам, объемам, маршрутам поставок газа. Но конкретных соглашений пока не достигнуто. Вопрос все тот же - цена поставляемого газа. Летом этого года представители российского газового холдинга высказывались на сей счет однозначно: Китай покупает сжиженный природный газ по мировым ценам, и нет основания продавать трубный газ по заниженным ценам.
Известно, что в 2005 году - в последний год 10-й пятилетки - объем добычи газа в самом Китае составил 49 млрд. кубометров. К 2010 году добычу «голубого топлива» запланировано довести до 92 млрд. кубометров. Но этих объемов газа китайской экономике не хватает. Поэтому Пекин, помимо соглашения с Ашхабадом, стремится договориться и с Москвой. Два года назад на межгосударственном уровне было решено проложить из России в Китай два газопровода: один - из Западной Сибири (через Алтай), другой - из Восточной. Общая пропускная способность - до 68 млрд. кубометров в год. Ресурсной базой для этих «китайских» проектов должны стать труднодоступные сибирские месторождения, где себестоимость добычи (особенно на востоке) весьма велика.
По некоторым оценкам, поставки газа в Китай окажутся рентабельными для российского бизнеса, если цена на «голубое топливо» будет чуть ли не вдвое выше, чем в Европе. Эксперты советуют также учитывать печальный опыт «Газпрома» с трубопроводом «Голубой поток», проложенным по дну Черного моря в Турцию. Изначально турки обещали покупать один объем, но затем, являясь монопольным потребителем, уменьшили свои запросы в два раза.
Кроме того, следует принимать во внимание, что китайцы намерены закупать значительные объемы природного газа в Туркменистане. Этот газ, более дешевый по себестоимости, может по экономической причине вытеснить российский газ из северо-западных провинций Китая. Что же касается потребностей густонаселенных и промышленно развитых южных районов КНР, то они очень далеки от России, и опять же экономически выгоднее покупать для них сжиженный природный газ (СПГ) из стран Среднего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии. В частности, в ближайшие годы на азиатский рынок выйдет с большими объемами СПГ островное государство Папуа - Новая Гвинея. Его запасы природного газа составляют более 420 млрд. кубометров. Но это, по оценке экспертов, далеко не полные данные, и вполне возможно, что общие запасы могут составить 1,4 трлн. кубометров. Через 10-15 лет, как ожидается, Папуа - Новая Гвинея станет третьим по объемам экспортером СПГ в Азии (уступая лишь Малайзии и Индонезии).
Китай, по всей вероятности, намерен увеличивать экспорт СПГ. Сжиженный нефтяной газ уже поступает в Китай из Объединенных арабских эмиратов, Кувейта и Саудовской Аравии (80 процентов - в провинцию Гуандун). Идет подготовка к строительству морского терминала по перевалке сжиженного природного газа в Даляне, крупнейшем порте на северо-востоке страны. Проект разработан специально для поставок сырья из Катара и Австралии. Ожидается, что начальная производственная мощность терминала составит 4 млрд. кубометров газа в год. В дальнейшем планируется этот уровень удвоить. CNPC планирует также построить терминалы для перевалки СПГ в городах Жудун (восточная провинция Цзянсу) и Циньчжоу (южный Гуанси-Чжуанский автономный район). Поставки СПГ в Китай в 2010 году намерен, в частности, начать французский энергетический концерн «Тоталь»...
В начале этого года сообщалось, что «Газпром» планирует начать строительство газопровода «Алтай» в 2008 году, чтобы запустить трассу в эксплуатацию в 2011 году. Он соединил бы месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным округом на западе Китая. Однако в этом месяце стало известно, что проект «Алтай» выведен за генеральную схему развития газовой отрасли РФ до 2030 года в силу экономической нецелесообразности. В проекте данной схемы указано, что объемы поставок и сроки реализации всех российских экспортных проектов будут зависеть от готовности внешних рынков обеспечить рыночные условия таких поставок. В настоящее время в Китае, констатируется в документе, «отсутствует экономическая база для реализации газа на рыночных условиях».
Видимо, по этой же причине не принято и решения о строительстве экспортного газопровода, параллельного нефтепроводу ВСТО. Этот вопрос обсуждается, но экономические обоснования для этого пока, видимо, недостаточны.
* * *
Основные нефте- и газовые проекты, предусматривающие выход России на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, были разработаны несколько лет назад, когда потребление в мире углеводородного сырья имело тенденцию устойчивого роста. Сегодня на состояние мировой экономики колоссальное влияние стал оказывать финансовый кризис в США, перспективы завершения которого неясны. Некоторые аналитики пророчат экономике США самое мрачное будущее, обнищание значительной части населения. Надо заметить, что китайская экономика, являясь основной «мировой фабрикой», ориентирована на удовлетворение потребительского спроса именно в США. И его неизбежное сокращение больно ударит по Китаю, который к тому же держит две трети валютных резервов в гособлигациях США. Так что геоэкономическая ситуация в мире стремительно меняется, что, возможно, потребует внесения существенных коррективов в энергетическую стратегию России, уточнения ее векторов.