на главную страницу

15 Октября 2008 года

Многоликая Россия

Среда

Феномен Итигелова

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».Фото автора.



     Есть в России места «сверхбытийные», говорящие о вечности, до краев наполненные чистой звенящей Красотой и Силой. Только раз увидел, прикоснулся сердцем, и на всю жизнь - в плену... Таково волшебное, неповторимое Забайкалье... Это мир Солнца и Гармонии, в котором душа человека необъяснимо светлеет и радуется... И каждого путешественника здесь ждет новое открытие.
     Когда в отпуске судьба в очередной раз привела на священный Байкал, решил посетить еще одну сибирскую святыню - Иволгинский дацан (монастырь). Благо, от военной турбазы «Байкал» до резиденции главы буддистов России всего 200 км. И не пожалел об этом.
     
Иволгинский дацан

     Дацан основан в 1946 году, с разрешения самого Иосифа Сталина, в
     30 км от столицы Бурятии города Улан-Удэ. Создание этого центра - настоящий духовный подвиг бурятских лам, сумевших в послереволюционные годы «борьбы с религиозным мракобесием» сохранить достоинство, веру, монашескую общину и возродить традицию духовного просвещения.
     На пути от Улан-Удэ к монастырю бросается в глаза высокий холм на равнинной местности. На склоне, ближе к вершине, большими белыми буквами выложено: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Это мантра (молитва), чтение которой вслух превращает буддиста в «точку соприкосновения с просветленной энергией», а дом его - в «чистую страну Поталу». Возможно, именно с этого холма Хамбо Лама Даши-Доржо Итигелов благословлял отряд казаков перед отправкой на русско-японскую войну. И все триста человек вернулись живыми...
     Сегодня Иволгинский дацан - не т
     олько монастырь, это еще и научный центр, «Колесо учения, дарующее счастье и полную радость». В 1991 году здесь открыт Буддийский институт с факультетами: философским, тантрийским, тибетской медицины, иконографии. Обучаются студенты из России, многих стран ближнего и дальнего зарубежья. Процесс вполне современный. Имеются лингафонный кабинет, компьютерный центр, типография, фото- видеостудии и хранилище древних рукописей. В музее монастыря представлено буддийское искусство старых бурятских мастеров.
     Внешне жизнь буддистов выглядит незамысловато. Много новостроек. Всякий пришедший сюда гость, созерцая храмы и другие культовые сооружения, совершает обход территории по ходу солнца. По кругу установлены и многочисленные молитвенные барабаны с вложенными в них молитвами. При вращении происходит «прочтение» молитвы - сколько раз прокрутишь, столько раз «прочтешь». Для христиан или мусульман это (и не только это) может показаться странным, однако пути Господни неисповедимы. Как говорится, в чужой дацан со своим уставом не ходят... И мы, немногочисленная группа военных туристов, не будучи буддистами, тоже покрутили молитвенные барабаны.
     Особой заботой в монастыре окружена маленькая оранжерея, где растет вечнозеленое дерево «бодхи» (укоренившийся черенок того самого дерева, под которым Будда Шакьямуни получил Просветление). Таким растением располагают отнюдь не все центры буддизма. Здесь имеется и чудесный камень, исполняющий желания. Говорят, если за восемь метров от камня загадать желание, закрыть глаза и с вытянутой левой рукой идти вперед, чтобы, не глядя, попасть ладонью в камень, желание сбудется. Камень небольшой, и «попадают» немногие.
     Совершенно особенная буддийская святыня - «нетленное» тело 12-го Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигелова в одном из многочисленных храмов дацана (думаю, простительно в дальнейшем для краткости употреблять только фамилию).
     Итигелов - феномен всего буддийского мира. И не только буддийского. Многие слышали или читали о Хамбо Ламе. И все же лучше один раз увидеть собственными глазами. Священному телу поклоняются тысячи российских и зарубежных паломников. Этот человек и это «вненаучное» явление заслуживают более подробного рассказа...
     
Биография Хамбо Ламы

     Не претендуя на безупречность буддийских формулировок и энциклопедичность изложения, попробую отразить основные вехи судьбы Итигелова середины XIX и начала XX веков.
     Будущий Хамбо Лама Даши-Доржо Итигелов родился в 1852 году, на территории нынешнего Иволгинского района Бурятии. Принадлежал казацкому сословию. Рано лишился родителей. Около пяти лет пас овец. С детства отличался целеустремленным и независимым характером, задумывался о смысле жизни. Пятнадцатилетним подростком добрался до Аннинского дацана (в трехстах километрах от его родных мест), где два десятилетия постигал буддизм. По окончании духовного образования прославился как ученый лама.
     Известно, что с 1895 года Итигелов обучался на медицинском факультете Тамчинского (Гусиноозерского) дацана. В возрасте 46 лет вернулся на родину. Преподавал философию в Янгажинском дацане, а в 1903 году был избран настоятелем этого центра буддизма. Помимо духовной деятельности, активно участвовал в общественно-политической жизни царской России. В 1904 году избран депутатом Удинского округа. Во время русско-японской войны участвовал в мобилизации казаков, собирал пожертвования, содействовал созданию лазаретов для раненых. В 1911 году из числа десяти достойнейших претендентов Итигелов избран 12-м Пандито Хамбо Ламой буддийского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья (резиденция - в Тамчинском дацане, где и начинал свой духовный путь).
     В феврале 1913 года Итигелова пригласили в столицу Российской империи на празднование 300-летия Дома Романовых. На торжестве в резиденции Николая II Хамбо Ламу наградили орденом Святого Станислава
     III степени. Любопытно, что в Санкт-Петербурге одну из докладных записок Итигелов адресовал военному министру и предлагал назначать особого ламу в войсковые части, где проходили службу буряты-буддисты...
     В период первой мировой войны создал Общебурятский комитет по сбору пожертвований (помощь исчислялась сотнями тысяч рублей). За особые труды и заслуги в 1916 году награжден орденом Святой Анны II степени. Осенью 1917-го Итигелов сложил с себя полномочия Хамбо Ламы, вернулся в Янгажинский дацан, занялся просветительством и лечебной практикой. Создал более пятидесяти трудов по буддийской философии, написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии. Составил духовное завещание ученикам, прихожанам и потомкам.
     15 июня 1927 года семидесятипятилетний Итигелов в состоянии медитации ушел в нирвану и завещал своим ученикам: «Вы навестите мое тело через 30 лет»... На этом жизнеописание могло бы завершиться, однако ученики выполнили завет учителя.
     
Жизнь после жизни

     Саркофаг с телом Итигелова духовные последователи подняли в 1955 году после сильного землетрясения. Убедились в неизменности плоти, провели соответствующие обряды, сменили одежду и снова оставили Итигелова в саркофаге (в позе лотоса). Повторный осмотр состоялся в 1973 году после наводнения. И снова саркофаг опустили под землю. Лишь 10 сентября 2002 года Итигелова подняли на поверхность и перенесли в Иволгинский дацан, вернули людям как символ веры... Разумеется, с разрешения родственников и властей.
     Медицинские и судебно-медицинские эксперты осмотрели тело Итигелова 11 сентября, на второй день после 75 лет добровольного ухода (или уединения). В акте осмотра отмечалось: «...Ткань халата сухая, без признаков гниения. Прочность и окраска ткани сохранены. Между телом Хамбо Ламы и стенками короба находилось сыпучее мелкокристаллическое вещество серо-белого цвета без запаха (каменная соль. - А.Х.)... После туалета кожных покровов посредством обметания волосяными кистями было установлено: кожные покровы серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены, поза при извлечении из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих или фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, на теле не обнаружено»...
     Углубленные исследования были проведены Российским центром судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ. В частности, профессор Виктор Звягин методом инфракрасной спектрометрии сделал три анализа: образцов волос, упавших с головы Итигелова, отшелушенных частиц кожи и четырех миллиграммов ногтей. Для сравнения были взяты образцы у обычных людей пожилого возраста. Результаты ошеломили. Органика тела Итигелова соответствовала органике контрольных образцов живых людей. Белковая структура его клеток не нарушена, ядра клеток сохранены.
     Весной 2003 года в Иволгинском дацане началось строительство специального храма для «жизни после жизни» Хамбо Ламы Итигелова...
     
Прикосновение

     Наши шансы просто так, «экспромтом» увидеть Итигелова изначально были невелики. Желающие могут сделать это по большим буддийским праздникам, примерно шесть дней в году. В другое время Хамбо Лама находится на втором этаже одного из храмов, и верующие могут общаться с ним мысленно, держась за веревочку, свисающую с потолка первого этажа.
     Однако нам, троим взрослым и одному ребенку, жадно впитывавшим новую информацию и потому отставшим от основной группы, удалось увидеть Хамбо Ламу и даже более. Просто повезло. На территории дацана встретили одного из трех хранителей священного тела, Жалсан-ламу, приветливого человека средних лет с проницательным взглядом. В Иволгинском дацане Жалсан-лама сравнительно недавно. Шесть лет учился в Индии. На все наши вопросы отвечал мудро, терпеливо, исчерпывающе.
     - Беседуют ли каким-то образом священники с Итигеловым?
     - Да, старшие умеют делать это, нам до них еще далеко...
     - Ощущается в процессе ритуалов и молитв «один на один» какое-то личное отношение Хамбо Ламы?
     - Мне кажется, что он сердится на меня. Видимо, много грешу... А некоторым кажется, что он на них смотрит, не открывая глаз.
     - Что означает путь Итигелова для буддистов?
     - Он показал людям, что кроме жизни и смерти есть другой путь, на котором смерти нет. И, возможно, он вернется.
     - Ближе к какому из шести буддийских миров (богов, полубогов, людей, животных, голодных духов, ада. - А.Х.) Итигелов предположительно находится?
     - Он ближе к людям. Для нас это живой человек в состоянии медитации. Он ощущает все, что происходит вокруг него в нашем мире.
     - Сохраняет ли его тело зримые признаки жизни?
     - Да. Перед праздниками ослабляет суставы, чтобы нам было легче переодеть его.
     Не слишком надеясь на положительный ответ, мы спросили, можно ли увидеть Хамбо Ламу Итигелова? Жалсан-лама еще раз внимательно посмотрел на нас и почему-то без колебаний согласился показать священную реликвию. Наверное, вспомнил, что приехали мы с «края света» - из Москвы и Ростова-на-Дону...
     За неприметной дверью у входа в храм (вход и выход в буддийских храмах - не одно и то же. - А.Х.) два крутых пролета ведут на второй этаж. Еще одна, более основательная дверь, еще несколько поворотов ключа, и мы попадаем в неярко освещенное просторное помещение. В нескольких метрах впереди на возвышении сидит в позе лотоса Хамбо Лама Итигелов. Невысокий. Коротко остриженная непокрытая голова чуть наклонена вперед. Глаза прикрыты, веки будто слегка припорошены инеем. Руки свободно опущены, кисти открыты. Выглядит лучше, чем на фотоснимках, и явно моложе 156 лет. Не доходя до него, Жалсан-лама падает ниц и совершает молитвенный ритуал...
     Надо ли говорить, что воздух в помещении свеж, без каких-либо запахов. Ни благовоний, ни тлена. Мы ждем знаков нашего проводника, чтобы приблизиться.
     Подхожу, всматриваюсь в смуглое лицо пожилого человека и, повторяя почтительную неторопливость движений Жалсан-ламы, касаюсь колена, предплечья и открытой кисти правой руки Итигелова. Рука его прохладна, как бывает прохладна рука любого озябшего человека в осенний день, но не мертвенно холодна. Возникает очень странное ощущение: этот буддийский священник в позе лотоса - не жив и не мертв, а просто где-то очень далеко... И душой моей вдруг овладевает полное, глубокое спокойствие, так не совпадающее с необычностью происходящего.
     К сожалению, с 2004 года Итигелова запрещено фотографировать, а это было бы интересно. Ни официальная монастырская версия его портрета начала XX века, ни праздничные снимки в ярких тонах все же не передают того образа медитирующего или задремавшего мудреца, что мы увидели в храме. Через несколько минут мы уходим, по буддийской традиции не поворачиваясь спиной к Хамбо Ламе.
     По дороге на турбазу еще долго нахожусь в странном состоянии абсолютного покоя. Несмотря на многочасовой путь по грунтовке, не хочется ни пить, ни есть... Неторопливо, как в небе облака, летят мысли. Итигелов будто продолжает смотреть вслед из своей неведомой Вечности.
     На привале впечатлениями о встрече задумчиво и немногословно делятся мои спутники. Майор Алексей Сафонов из штаба Сибирского военного округа: «Интересное природное явление. Он скорее жив, чем мертв... Чисто психологически, показалось, что смотрит...» Майор Ярослав Табурянский из Военной академии РВСН: «Это было прикосновение к человеку. И волнение...» Трудно подобрать точные слова, ведь тайна осталась неразгаданной...
     Объективности и справедливости ради следует заметить: у христиан, в частности у православных, тоже веками хранятся нетленные мощи святых. К примеру, преподобный Александр Свирский, родившийся в приладожском селе 15 июня 1448 года и ушедший в мир иной 475 лет назад (30 августа 1533 года), до сего дня не изменил внешний облик, черты лица, цвет и эластичность кожи (в этом можно убедиться, посетив Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области). Ученые не могут объяснить, каким образом подкожные мышечные ткани обезводились без потери объема и стали белоснежными. В историческом возрасте 560 лет подобное состояние плоти находится вне известных закономерностей развития и распада человеческого организма. Остается принять на веру: «Через обновление духа самой плоти человеческой открывается путь восхождения к нетлению»...
     Так уж повелось, чудеса - образ жизни России, критерий наших знаний о человеке и окружающем мире. И каждому воздается по вере или неверию. Не завершается вместе с погребением жизнь святых. И после кончины продолжают они участвовать в земной истории, приходя на помощь всем, кто обращается к ним сердцем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex