на главную страницу

17 Октября 2008 года

Страна и мир

Пятница

ЕГО ДОЛГО ЖДАЛИ, И ОН ПРИШЕЛ

Евгений ПОЛУЭКТОВ, советник ВТБ.



Наступивший кризис ждали и предсказывали по меньшей мере уже года три, то есть так долго, что в него перестали верить, и поэтому он наступил неожиданно. Причем в первую очередь для тех, кто его создавал, - для американских банкиров и политиков.

     Существует много теорий экономических кризисов и спадов. Наиболее популярная - цикличность экономических процессов. Популярная, потому что скрывает персональную и корпоративную ответственность банкиров и биржевиков. Никто не виноват, если циклы объективны и следовательно неизбежны. Именно на цикличность многие сейчас и сваливают кризис.
     Рискну заявить, что экономических циклов вообще нет, не было и быть не может, ибо это противоречит нескольким базовым принципам физики, и в частности принципу неопределенности. Цикличными могут быть процессы, происходящие в простых, а потому устойчивых системах с минимальными внешними и внутренними воздействиями.
     Данные процессы имеют место и в микромире на уровне ядра и живой клетки, и в макромире на планетарном и галактических уровнях. Решающим фактором возникновения и сохранения цикла является минимум неопределенности - он же максимум стабильности - в состоянии системы. Под стабильностью можно также понимать отсутствие или минимум решений, определяющих поведение системы изнутри. Чем меньше в системе элементов (субъектов, способных принимать решение), тем она стабильнее и следовательно подвержена циклам.
     С этих позиций любая система с участием субъекта - человека имеет максимум неопределенности, поскольку человек, как полуавтономная сверхсложная система, эволюцией запрограммирован на принятие решений для выживания. Неопределенность в поведении такой системы максимальна, следовательно цикличность процессов исключена.
     Проще говоря, откуда взяться объективным циклам в экономической системе, если каждый участник - субъект и принимает решения для достижения своих личных или групповых целей. Есть только один объединяющий поведенческий мотив всех участников экономической деятельности - жажда максимальной выгоды.
     Мне могут возразить: «Но мы видим, что экономические кризисы эпохи капитализма случаются периодически». Отвечаю: просмотрите хронику всех зафиксированных экономических и финансовых кризисов за последние 200 лет. Вы не увидите цикличности ни по одному из параметров - ни в сроках, ни в причинах, ни в масштабах, ни в участниках. Все объективные параметры апериодичны.
     Неужели отсутствие экономических циклов и апериодичность кризисов означают, что мировая экономика хаотична и неуправляема? Расстрою читателя - да! И хаотична, и неуправляема. Мировая экономика подчиняется законам нестабильных динамических систем, меняющих свое поведение под влиянием множества субъект-факторов.
     Теперь о том, кто виноват. Для ответа достаточно проследить последовательность цепочки событий: первыми обанкротились американские ипотечные компании, затем банки, за ними фондовые рынки, то есть все структуры финансового рынка, оперировавшие ценными бумагами, не обеспеченными реальными деньгами, надувавшие «пузыри неликвидности». При этом все понимали, что пузырь неизбежно лопнет, но пока бумажки покупали, их продавали исключительно из алчности.
     Правительство США выполняло в этой связке свою роль: оно раздавало гарантии для привлечения зарубежных кредитов в интересах сдутия этих пузырей, обещая гарантированный стабильный процент и зная при этом о необеспеченности гарантий, то есть лгало кредиторам. Зарубежные же кредиторы, в том числе российские, зная, что американское правительство в долгах, тем не менее кредиты ему давали в расчете на этот гарантированный процент - и тоже только из жадности.
     Российские коммерческие банки брали у зарубежных банков длинные кредиты сверх лимитов, хорошо зная о предостережениях аналитиков о неминуемости сдутия пузыря. Это еще один факт примата жадности над благоразумием. Жадность - ложь - жадность - вот вся формула финансовых кризисов и никаких циклов...
     Кто выиграет и кто проиграет? Выиграет тот, кто взял кредиты и теперь может не отдавать. Проиграют все те, кто их давал и теперь не может получить назад.
     Больше всех, конечно, проиграют США, как виновники кризиса, но учитывая, что экономика США составляет порядка 24 процентов мировой, она не рухнет, а «просядет» на сумму пустых бумаг, то есть потеряет темпы развития и ВВП на сумму, обратно эквивалентную этим бумагам, и в следующем году сойдет на ноль, потом в минус, а затем года три будет восстанавливаться. Однако прежних позиций уже не восстановит, и в этом кроется наиболее значимый результат кризиса для мировой экономики.
     России уже начавшаяся американская рецессия аукнется. Замечу при этом, что не надо следить за сводками отечественной биржи - там крутятся игровые, не работающие деньги, выведенные игроками из реального сектора (их реально не много), поэтому состояние фондового рынка никак не отражает состояния реальной экономики.
     Следить надо за банковским сектором - там работают реальные деньги экономики. Там уже происходит сокращение межбанковских кредитов, отток вкладов, остановка кредитных линий, что в итоге ограничит выдачу коротких кредитов, от этого третьим номером пострадают розничная торговля и потребители - цены поднимутся и потребительские кредиты подорожают.
     Однако этого бояться не стоит. Продуктов и товаров меньше не станет, но станет выгодным не импорт и спекуляция недвижимостью и землей, а производство собственных продуктов и товаров. Невыгодность импорта стимулирует национальное производство и оздоравливает экономику. Вспомните, что из дефолта 1998 года Россия вышла сильнее и оттуда, из низшей точки, начала свой разгон.
     Сейчас Россия имеет несколько серьезных преимуществ: природные ресурсы, надежные золотовалютные резервы и слабую интегрированность в мировую экономику - в ту самую ВТО, разделившую наших экономистов и политиков на два лагеря. Наступил момент истины в этом споре: именно достаточная автономия нашей экономики от мировой позволит нам переболеть «американским гриппом» в относительно легкой форме.
     Государство поддержит банки резервными деньгами для обеспечения длинных кредитов, что уже происходит, и эта поддержка смягчит рецессию в секторе реальной экономики. В первую очередь помощь уже получают государственные банки и крупнейшие коммерческие, участвующие в госпрограммах.
     Мелким коммерческим придется выплывать самим. Что они будут делать? А что делает тонущий - задерживает дыхание и сбрасывает балласт. Поэтому мелкие банки придержат деньги, прекратят выдачу кредитов или увеличат кредитную ставку и начнут распродавать активы: ценные бумаги, собственность или продаваться целиком, то есть начнется процесс слияний и поглощений. В итоге это укрепит отечественные коммерческие банки и усилит их конкурентоспособность с иностранными банками на отечественном банковском рынке.
     Что в этой ситуации делать частным вкладчикам? Снимать деньги в частных банках и держать их дома или депонировать в государственные.
     Что делать корпоративным заемщикам? Радоваться, если кредит уже на руках, и свертывать проекты, если они планировались под кредит.
     Так чем по-крупному грозит кризис России? При разумном подходе - только оздоровлением финансовой системы. Она сбросит лишний заемный жирок, снизит зависимость от чужих капиталов, освободится от доллара, произойдет перевод торговли нефтью и газом на рубли, оставшиеся резервы будут инвестироваться не в чужие рынки и валюты, а в поддержание реального сектора своей экономики. Надо гнаться не за капитализацией, а за развитием. Тогда похудеем, но станем здоровее.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex