Связать свою жизнь с флотом Юрий Еремин мечтал с детства. Родился-то он рядом с морем - в Сахалинской области. И с юного возраста испытывал уважение к людям в форме. Отец был военным летчиком, участвовал в Великой Отечественной войне: штурмовал Кенигсберг, бомбил Берлин. Потому, когда пришло время выбирать жизненный путь, желание было одно - «учиться на моряка».
В 1974 году будущий адмирал поступил на штурманский факультет Высшего военно-морского училища. В то время это был, пожалуй, лучший военно-морской вуз страны. И постигали флотские науки будущие офицеры не только в учебных классах, но и в дальних походах. Свой первый выход в море курсант Еремин совершил на крейсере «Свердлов». Было это сразу после первого курса. В Балтийском море тогда находились около трех недель. После второго курса уже на другой боевой единице - учебном корабле «Гангут» участвовал в походе в польский Гданьск. В том плавании будущие флотские офицеры еще и вокруг Великобритании прошли и вернулись в Архангельск. После третьего курса - трехнедельная практика на учебных катерах: «прокручивались» тогда через все должности - штурмана, вахтенного офицера, рулевого...
А в 1978 году, уже после четвертого курса, Еремин участвовал в походе на учебном корабле «Бородино». Прошли тогда из Севастополя - через Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал, пересекли Индийский океан - курсом во Владивосток. Побывали на йеменском острове Сокотра и в индийском Бомбее. В общей сложности более двух месяцев вдали от родных берегов тогда находились.
Те годы Еремин вспоминает с благодарностью. Добрыми словами отзывается и о своих преподавателях. Среди них капитан 2 ранга Роман Андреевич Скупко, читавший лекции по морской астронавигации. Под его руководством вместе с другими курсантами Александром Желтиковым и Михаилом Шкатовым Юрий подготовил научную работу «Ориентирование на море в экстремальных условиях». Этот труд занял второе место во Всесоюзном конкурсе студенческих работ.
Еще курсантом выходил Еремин в море и на подводных лодках. А когда пришло время распределения, он, чей диплом мог бы быть красным, не будь в аттестате одной лишней четверки, выбрал Камчатку. Первым командиром на атомной субмарине стал капитан 2 ранга Владимир Викторович Афонин. Экипаж тогда был молодым: из 32 офицеров 19, как и Еремин, - лейтенанты.
Вскоре отправились на годичную переподготовку в Обнинск, после которой моряков ждала новейшая по тем временам подлодка - РТМ проекта 671. На ней совершили четыре боевые службы. Ходили и в южные воды - с заходом в Камрань - нашу базу во Вьетнаме. Выполняли задачи в Охотском, Беринговом и Японском морях, в районе Гавайских островов. Подводники вели патрулирование и у берегов западного побережья США. У базы американских ВМС Бангор выполняли задачи, приближенные к боевым: следили за американскими субмаринами, записывали их «шумовые портреты».
Из экипажа, в котором служил Юрий Прокопьевич, вышли 3 адмирала, 7 командиров подводных лодок, 10 флагманских специалистов. Сам Еремин стал командиром в 1991 году. Два с половиной года выводил в море субмарину 971-го проекта, которую порой еще называют «истребителем вражеских подводных лодок».
Особенностью лодок этого проекта было значительное (приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой второго поколения) снижение уровня шумности. Усилия создателей корабля увенчались успехом: по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог - многоцелевую АПЛ 3-го поколения «Лос-Анджелес».
Подводная лодка 971-го проекта относится к двухкорпусному типу. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах.
Еремин, будучи командиром субмарины, испытывал новые системы обнаружения и слежения, патрулировал подлодки вероятного противника. В 1993-м, когда поступал в Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова, на груди уже был орден Красной Звезды, заслуженный в нелегких дальних походах...
В 1999 году Еремин возглавил пункт материально-технического обеспечения в Камрани. В его подчинении было около тысячи человек. К берегам Вьетнама регулярно заходили наши корабли. В Камрани тогда были аэродром первого класса, причалы, госпиталь, узел связи, авиационная комендатура, рота морской пехоты, школа. При Еремине еще и детский сад открылся: его посещали дети наших военнослужащих и гражданских специалистов.
Первый камень в фундамент базы в середине 1960-х годов заложили американцы. Вьетнам в ту пору был разделен на две воюющие части - поддерживаемый США Юг и опекаемый СССР Север. База в глубоководном заливе Кэм Ран Бей в Южном Вьетнаме, как никакое другое место, подходила Пентагону для осуществления массированных бомбардировок территории, контролируемой партизанами. Отсюда взлетали бомбардировщики Б-52. Отсюда же за океан увозили и цинковые гробы с американскими солдатами.
В Камрани же позднее американцы стали проводить первые опыты с дрессированными дельфинами, вооруженными взрывчаткой и баллонами с парализующим газом для уничтожения кораблей и водолазов противника. Позднее американцы рассекретили данные, согласно которым с помощью обученных дельфинов было уничтожено до шестидесяти пловцов противника, пытавшихся взорвать корабли США, стоявшие на рейде. Погибли, правда, и два американца. Любопытно, что в эту же пору конгресс США, несмотря на запрещение охоты на морских млекопитающих, разрешил американским ВМС ежегодно отлавливать 25 дельфинов и морских львов в целях национальной обороны.
Но в 1979-м база в Камрани стала нашей. Первоначально там базировались боевые единицы 17-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота. До распада Советского Союза здесь проходили службу и работали от 5 до 7 тысяч человек. У вьетнамских причалов регулярно находились несколько наших подлодок, надводных кораблей, судов обеспечения. Однако судьба распорядилась так, что Еремин стал последним командиром нашей базы. В мае 2002 года паром «Сахалин-9» после 15-суточного перехода доставил во Владивосток оборудование и 73 человека, последними покинувших Камрань.
Вот как вспоминал об этом Юрий Прокопьевич: «В Камрани мы оставили военный городок, капитальные строения, мощную дизель-электростанцию, системы обеспечения жизнедеятельности. Военный городок был передан вьетнамской стороне. Честно говоря, грустно было уходить из Камрани, ведь специалисты нашего флота вложили много труда в создание и развитие базы.
Еремин был назначен заместителем командующего - начальником тыла войск и сил на Северо-Востоке РФ. В 2003 году стал контр-адмиралом. А с июня 2006 года он в нынешней должности - начальник Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института.
В настоящее время старейший вуз, среди выпускников которого в этом году было шесть золотых медалистов, готовит офицеров командно-инженерного профиля для службы на надводных кораблях, подводных лодках и в береговых частях.
В этом году контр-адмирал Юрий Еремин возглавил поход УК «Перекоп» по маршруту Новороссийск - Севастополь - Лиссабон - Осло - Балтийск - Кронштадт. Более пяти тысяч миль прошли находившиеся на борту корабля будущие офицеры из четырех военных вузов. И может быть, как никто другой Юрий Прокопьевич понимает сегодняшнюю значимость, актуальность слов, произнесенных известным военным моряком - адмиралом С.О. Макаровым: «Каждый командир, каждый специальный офицер, каждый заведующий должен ревниво выискивать свои недочеты и все силы отдавать на их исправление. Пусть не боятся ошибок и увлечений. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. От работы, даже направленной по ложному пути, от такой даже, которую пришлось бросить, остается опыт... Плавание в мирное время есть школа для войны...»
На снимке: контр-адмирал Юрий Еремин.