на главную страницу

22 Октября 2008 года

Российское оружие

Среда

ВИРАЖИ «ЧЕРНОЙ АКУЛЫ»

Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда».
Фото Алексея МИХЕЕВА, пресс-служба фирмы «Камов».



     (Окончание. Начало в № 183.)
     ЗИМОЙ 2001 года наибольшую сложность для военнослужащих Объединенной группировки войск и сил на Северном Кавказе представляло уничтожение незаконных вооруженных формирований в горной местности. Достаточно беспокойными с этой точки зрения были, в частности, районы, расположенные в непосредственной близости от Главного Кавказского хребта, обратные склоны которого оказывались недосягаемыми для огня артиллерии. Этим обстоятельством активно пользовались бандитские группы: сползающие ущелья какое-то время казались террористам панацеей. Освобождение этих районов от бандитов, уничтожение их стоянок и баз, ликвидация складов вооружения и схронов – вот одна из задач, которую на протяжении нескольких недель решала боевая экспериментальная группа. Практически ежедневно командующий ОГВ (с) «нарезал» на полетной карте командира группы очередной район площадью до ста пятидесяти квадратных километров, где предстояло действовать пилотам «Черных акул» и экипажам вертолетов прикрытия. Участки обратных склонов хребтов шириной от пятнадцати до двадцати и глубиной до десяти-пятнадцати километров, оказывавшиеся так называемой «мертвой зоной» для артиллеристов, были словно на ладони для вертолетчиков. Вот только действовать им едва ли не всякий раз приходилось под огнем террористов.
     ТАК случилось и в середине января, когда «Черная акула», в кабине которой находился полковник Александр Рудых, а также Ка-29 в сопровождении двух
     Ми-24 в середине дня возвращались на аэродром базирования. Офицеры только что завершили выполнение боевой задачи в окрестностях Центороя, после чего взяли курс на базу. К слову, этот вылет боевой экспериментальной группой проводился не в полном составе: вторая прилетевшая в Чечню «Черная акула» в тот день была «прикована» к аэродрому, где специалисты ускоренным темпом меняли ей простреленные лопасть и двигатель.
     Когда до «взлетки» оставались уже считанные километры и диспетчер готовился принимать вертолетную группу на посадку, ситуация резко и внезапно изменилась: полковнику Александру Рудых и его офицерам пришлось еще раз вступить в бой. В чеченском небе их воздушный путь пересекся с вертолетом Ми-8, принадлежавшим Внутренним войскам МВД России. Командир экипажа, держась параллельного с «Черной акулой» курса, по радиосвязи сообщил Александру Рудых, что несколько минут назад его вертолет был обстрелян недалеко от Итум-Кале. Машина получила серьезные повреждения – не только фюзеляж, но и топливный бак оказались пробитыми. Несколько больше, если так можно выразиться, повезло молоденькой девушке-санинструктору, находившейся на борту: выстрелом ей лишь обожгло кончик носа. Запросив точные координаты места, где вертолет Внутренних войск МВД России попал в засаду, а также возможные ориентиры, Герой России полковник Александр Рудых лишь бросил взгляд на свою полетную карту, найдя по «улитке» нужный квадрат. Этой короткой встречи в воздухе оказалось достаточным для того, чтобы поврежденная «восьмерка» продолжила «тянуть» до аэродрома, а вертолеты экспериментальной группы, все офицеры которой слышали короткий радиообмен, вновь легли на боевой курс.
     Ко времени описываемых событий для солдат и офицеров, принимавших участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе, практически ничего неизвестного в тактике действий бандитского подполья уже не осталось. Вот и на этот раз пилоты боевой экспериментальной группы с большой долей уверенности могли предположить, что же на самом деле случилось неподалеку от Итум-Кале.
     Боевики, когда видели, что погода портится и вылазка может остаться для них безнаказанной, шли на следующее ухищрение: создавали так называемый огневой мешок. Расположившись в засаде, террористы с двух, а то и трех направлений одновременно открывали огонь на поражение по вертолетам. Впрочем, бывали случаи, правда, довольно редкие, когда боевики применяли оружие, не прекращая движения в горах – скажем, в условиях чрезвычайно снежной зимы 2001 года они уповали на то, что их следы останутся незамеченными.
     Подчас именно так и происходило: в январе в Чечне все было заснежено – деревья стояли в снегу, как в пуху. Влажность в этих местах высокая, поэтому они были все, словно новогодние елки, заиндевевшими. Однако в тот январский день боевикам и в кошмарном сне не могло привидеться, что через считанные минуты после того, как они рискнут обстрелять пролетавший вертолет, им придется иметь дело с пилотом «Черной акулы», и последним, что они увидят в жизни, станут заходящие на атаку боевые вертолеты.
     Для того чтобы преодолеть расстояние от Центороя до окрестностей Итум-Кале, офицерам боевой экспериментальной группы потребовались минуты – и вот они уже в районе, где только что боевиками была предпринята попытка уничтожения боевой машины. Бандиты за это время успели перегруппироваться – их небольшая колонна втягивалась вверх по заснеженному склону.
     Первым их удалось разглядеть штурману вертолета прикрытия майору Михаилу Страхолису. «Ворочая» на борту «Шквалом», обеспечивающим двадцатичетырехкратное увеличение обозреваемой местности, и проходя вдоль ущелья хоть и на приличной скорости, но на небольшой высоте, с расстояния чуть больше полукилометра он обнаружил практически всю небольшую банду: десяток вооруженных террористов изо всех сил подгоняли трех лошадей и трех ослов, навьюченных, похоже, сверх всякой меры. Несмотря на малочисленность, именно такие группы террористов прежде всего и представляли, пожалуй, одну из основных опасностей для войск, находившихся в Чечне. В зимнее время на одну такую небольшую группу боевиков приходилось, как правило, три, а то и четыре крупнокалиберных пулемета с коробами на двести пятьдесят патронов, позволявшими вести эффективный огонь на расстоянии до полутора километров. Кроме того, на вооружении подобных групп находились также два-три гранатомета, которые бандиты достаточно уверенно применяли против воздушных целей на дальности от ста пятидесяти до двухсот метров: подчас даже сложно было понять, какое именно оружие используют террористы – переносные зенитно-ракетные комплексы или гранатометы. Именно с таким врагом – вооруженным, коварным и безжалостным, давно перешагнувшим все нормы человеческой морали и нравственности, и пришлось в тот день в очередной раз столкнуться русским боевым вертолетчикам в окрестностях Итум-Кале.
     В ПЕРВЫЕ же минуты боя майор Вячеслав Гомелько, экипаж которого, вывернув из-за скалы, раньше других оказался в непосредственной близости от бандитов, едва не потерял свой вертолет. Услышав приближавшийся рокот вертолетных двигателей, террористы успели остановить колонну и открыли огонь по боевой машине – в ход пошло как стрелковое оружие, так и гранатометы. В некотором смысле экипажу майора Гомелько повезло. Умело выполнив несколько боевых маневров, командир укрыл вертолет в складках местности, ненадолго зависнув и выполнив разворот за невысоким холмом. Однако верхушки деревьев, разделивших на считаные секунды бандитов и экипаж Ми-24, в буквальном смысле слова разлетались на щепки: террористы ни на мгновение не прекращали интенсивный огонь – они безостановочно «молотили» из десятка крупнокалиберных стволов.
     Штурман экипажа майор Михаил Страхолис одновременно с началом обстрела начал передавать точные координаты обнаруженной банды. И вовремя: вертолеты боевой экспериментальной группы, не снижая скорость, один за другим уже начали втягиваться в ущелье – следом за Ка-29 шла «Черная акула», в кабине которой находился полковник Александр Рудых, за ним – пара прикрытия, два Ми-24, которые пилотировали полковник Василий Ханыков и подполковник Сергей Золотов.
     - Едва вошли в ущелье, я увидел, как из-за склона, словно после артиллерийского выстрела, поднимается клуб дыма, – восстанавливает детали того боя полковник Александр Рудых. – И сразу же услышал в наушниках голос Славы Гомелько: «Не вижу, зацепили меня или нет, но я получил свое». В это мгновение мной и было принято решение на удар. Боевики, – продолжает Герой России, – наверное, думали, что им попались два случайно залетевших в тот район вертолета. Видимо, были довольны, мол, удачно обстреляли. А тут мы... За два захода мы втроем «разгрузились» полностью.
     Судя по имевшемуся вооружению и средствам маскировки, позволявшим террористам, например, оказываться на снегу практически незаметными, банда имела за плечами немалую диверсионную практику. Впрочем, ни подготовка боевиков, ни их террористический опыт уже никак не могли повлиять на исход боя – кровавый след чеченских бандитов в середине января 2001 года должен был оборваться в ущелье неподалеку от Итум-Кале, где они оказались в поле зрения пилотов русских боевых вертолетов.
     Выдающиеся боевые характеристики «Черной акулы» позволили провести бой по уничтожению бандформирования с максимальной эффективностью. Причем риск для пилота, впрочем, как и для самого вертолета, был сведен практически к минимуму.
     Первыми командир Ка-50 применил неуправляемые авиационные ракеты (НАРы) с объемно-детонирующими головками. Кроме поражающего эффекта, а десяток таких ракет способен сжечь все на площади двух с половиной квадратных километров, в условиях узкого горного ущелья они способны оказывать еще и чрезвычайное психологическое воздействие на врага ударной волной. В данном случае, как считает опытный офицер, бандиты были оглушены и контужены уже в самом начале боя.
     Затем очередь дошла до использования пушки. Несмотря на то, что она лишь ограниченно управляемая, но, расположенная сбоку, отведенную ей конструкторами роль выполняет блестяще. Скорость снаряда на срезе ствола пушки, установленной на «Черной акуле», почти вдвое превышает аналогичный показатель у авиационной пушки и зафиксирован на уровне девятисот восьмидесяти метров в секунду. Притом что длина всей «Черной акулы» от киля до штанги всего семнадцать метров. Учитывая вес снаряда, а это четыреста пятьдесят граммов, и его скорость, поражающий эффект при стрельбе из пушки в горной местности многократно усиливается мощнейшим рикошетом, от которого, как говорится, не спрятаться и не скрыться. Даже если предположить, что скоротечность боя не позволит пилоту «Черной акулы» тщательно прицелиться, то и в такой ситуации можно с большой долей уверенности предположить, что за счет возникающего рикошета цель будет поражена наверняка. Собственно, именно так и произошло при уничтожении чеченских бандитов в одном из ущелий неподалеку от Итум-Кале в середине января 2001 года.
     Положив НАРы на тропу, где удалось обнаружить боевиков, полковник Александр Рудых затем прочесал ее пушкой, выполнил отход вправо и развернул «Черную акулу» вспять. В бой тут же вступила пара «двадцатьчетверок» огневого прикрытия. Боевые вертолеты, оказавшись в тупом пеленге и один за другим «разгрузившись», с пересечением курсов вновь начали набирать высоту для повторного пикирования. Оно для всей группы оказалось еще более крутым в прямом и в переносном смысле слова. Собственно, саму тропу, на которой находились чеченские бандиты, с высоты нескольких десятков метров рассмотреть было уже непросто – мешали оседавшие пыль, гарь и дым от разрывов.
     - По тропе, возможно, кому-то и удалось уйти, но это вряд ли, – считает Герой России полковник Александр Рудых. – Вечером того же дня на месте боя под прикрытием пары вертолетов десантировалась поисково-штурмовая группа Внутренних войск. Позже командир показал мне видеозапись результатов наших ударов. И вот что поразительно: среди воронок, тел бандитов, разбитого оружия и оставшейся амуниции стоял, словно вкопанный, навьюченный ишак. Видимо, как стал с началом боя, так ни разу и не пошевелился в течение нескольких часов, даже солдаты не могли сдвинуть его с места. Наверное, подумали они, сошел с ума.
     ...Завершая эти заметки, я ощущал: при всей насыщенности деталями они не выражают всего того, что приходится переживать в бою человеку. И тот, кого в жизни миновало испытание боем, не всегда до конца осознает суть и величие подвига. А подвиг – это деяние, которое, казалось бы, обычному смертному не по силам, будучи свершенным, всех нас делает в чем-то сильнее.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex