на главную страницу

22 Октября 2008 года

Без камуфляжа

Среда

ТАНКИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ

Юрий Бородин, «Красная звезда».



Наши танки действительно самые лучшие в мире. Так было, есть и будет. Тем более что существуют бронемашины, которым попросту нет равных. Более того, им не создано даже более-менее достойных аналогов. Это крупномасштабные радиоуправляемые модели танков, которые не только достоверно передают облик грозных машин, но и двигаются, стреляют, плавают, «рычат» движками и лязгают гусеницами. И создают их не где-то на западных заводах, а в волгоградских полуподвальных мастерских под руководством местного инженера Алексея Шлахтера.

     - Еще будучи студентом Волгоградского политехнического института, на военной кафедре я изучал танк Т-55 и даже стал командиром танкового взвода, - вспоминает Алексей Шлахтер. - Вот тогда-то бронетехника мне и запала в душу. Ведь каждый танк имеет особый запах, специфический гул двигателя, свои технические характеристики. А потом мне в руки попал японский заводской набор радиоуправляемого танка. Он быстро рассыпался - это был примитив. И тогда я подумал: а почему бы мне самому не сделать в моделях танки времен Второй мировой войны, но только надежные и прочные?
     Вскоре Алексей собрал несколько своих друзей-инженеров. Так на базе городского модельного кружка появился... «танковый завод», с конвейера которого сходят ежегодно несколько десятков бронемашин различных времен и народов. Впрочем, это сегодня процесс производства достаточно хорошо отлажен. А поначалу приходилось экспериментировать и искать. По сути, энтузиасты вновь изобретали боевые машины, во многом повторяя ошибки настоящих конструкторов танков.
     Производство «бронетехники» идет в несколько этапов. Корпуса изготавливаются из стеклопластика (это очень прочный и легкий материал). Последние модели созданы с использованием передовых технологий - компьютерного фрезерного станка. А поначалу все делалось вручную. Траки (звено гусеничного хода) для советских танков делают по той же технологии, что и для настоящих, - отливают из цинково-алюминиевых сплавов. С немецкими сложнее, траки для них приобретаются у «черных следопытов» (в домашних условиях выполнить их невозможно). На изготовление одной машины уходит от трех недель до двух месяцев. Но это тоже дело практики. Ведь первая модель Т-80 рождалась в муках полтора года. Сначала слетали гусеничные ленты - приходилось шаг за шагом осваивать сложнейшую технологию и сверять свои наработки с чертежами настоящего танка. В отличие от западных моделей, для которых траки делают из пластика и используют резиновую ленту, волгоградцы отливают их только из металла. Это придает «броне» особый эффект: металлические гусеницы начинают играть и передают особый лязгающий звук. Кроме этого, изготовленные в городе-герое машины «умеют» разгоняться до 30 км/ч, преодолевать водные преграды и препятствия на своем пути, «вертеть» башней и двигать стволом, «реветь» двигателем и стрелять (по команде с пульта воспламеняется особая газовая смесь и слышится звук выстрела). Сегодня в каталоге работ волгоградцев не только танки, но и бронетранспортеры, тягачи, ракетные комплексы.
     В принципе радиоуправляемыми моделями в мире никого не удивишь. Умельцы производят машины, корабли, самолеты. С танками - сложнее. Мировой лидер здесь - японская компания Tamiya, начавшая штамповать танки в середине прошлого десятилетия. Но масштаб создаваемых ими машин 1:35 (это, по сути, довольно примитивные детские игрушки). Команда Шлахтера создает гиганты масштабом 1:8 и даже 1:6, вес которых доходит до 100 кг, а «рост» составляет метр в длину и до полуметра в высоту. Двигательные установки делаются, как правило, из 12-вольтовых 110-ваттных электродвигателей, которые чаще всего оказываются снятыми со списанной военной техники (то есть в высшей степени надежны). На ведущие шестерни крутящийся момент передается при помощи специально спроектированного двойного редуктора, работающего в масляной ванне. Все подвижные узлы имеют водонепроницаемые сальники и подшипники, что обеспечивает практически неограниченный ресурс, включая и «водные процедуры».
     Поначалу Алексей и его товарищи трудились из любви к искусству. Их танковые модели предлагались родному Министерству обороны, музеям, военным вузам. Но приобретена была лишь пара машин на сувениры высокопоставленным военным чиновникам. Дальше этого не пошло, хотя даже военспецы аплодировали произведениям Шлахтера и называли их чудесами. Советские Т-34, ИС-2 и немецкие «тигры», «пантеры» и «королевские тигры» были великолепны не только по красоте. Они были отличными наглядными пособиями. В доказательство этого волгоградские конструкторы неоднократно устраивали массовый аттракцион «Курская битва», в котором с каждой из воюющих сторон было задействовано по несколько десятков танков. Этим аттракционом, кстати, можно управлять не только с помощью радиопульта, но и вовсе без участия людей по заранее определенному сценарию: компьютер воспроизводит точный ход сражения. Такую программу можно было бы смело использовать для демонстрации танковых сражений не только любителям аттракционов, но и школьникам, студентам и даже курсантам военных вузов.
     А вот на Западе интерес к моделям Шлахтера высокий. Первым покупателем «русского чуда» стал британец Марк Спенсер, который через Интернет заказал и купил у российского инженера «пантеру». Последний и не подозревал, что за границей есть сотни коллекционеров подобных моделей, которые на своих виллах оборудуют настоящие полигоны, где устраивают танковые битвы, соревнуясь в мастерстве вождения, стрельбе и тактике ведения боя.
     Сегодня в различных западных коллекциях десятки советских, германских, российских и американских танков, модели которых изготовлены в Волгограде. Среди покупателей значатся даже король Иордании Абдулла-2, заказавший у наших мастеров сразу три танка: Т-90, «тигр» и «пантеру», и некогда заместитель губернатора штата Калифорния (США) Рамон Мендоза, купивший несколько моделей современных западных бронемашин. Еще один из танков Шлахтера работает в Америке в полиции в качестве платформы для робота, обезвреживающего взрывные устройства. В Германии в его «детище» вмонтировали видеокамеру и используют ее для обследования фундаментов зданий. Американцы подумывают также о массовом заказе бронемашин периода Второй мировой войны - они планируют демонстрировать Курскую битву в Лас-Вегасе. Еще один бронемонстр - фантастический марсианский танк - «уплыл» в Великобританию (он был заказан для детского шоу). Сейчас Алексей Шлахтер пытается осуществить еще одну задумку: создать танковые аттракционы для массового использования. По сути, это некое подобие компьютерных игр, но военная техника в них отнюдь не виртуальная. Для этого «волгоградское КБ» соорудило даже специальную аппаратуру по управлению задействованными в «игре» машинами. Не обошлось и без ноу-хау - особые устройства блокируют ход танка, если он может столкнуться с «собратом» или иным препятствием.
     Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Поначалу трудности возникали с производством моделей. В дальнейшем - с продажей их за рубеж. Чиновники всячески препятствуют этому, выдвигая разного рода аргументы вплоть до сохранения военные тайны. А ведь всю информацию, которая используется волгоградскими инженерами для конструирования бронемашин, Алексей черпает из прессы, Интернета и военных музеев. Стоит Алексею при отправке своих творений за границу объявить их подарками, как к ним со стороны чиновников пропадает всяческий интерес. А будь наше законодательство более эффективным, Россия могла получать от творчества Шлахтера и Ко хорошую прибыль, как это происходит во всем мире.
     Шлахтер признается: «Мечтаю, чтобы созданные нами машины были не просто игрушками для больших дядей. Воссоздание танковых сражений Второй мировой - вот что может быть поучительным и полезным.
     На снимке: А. Шлахтер завершает монтаж еще одной «тридцатьчетверки».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex