на главную страницу

24 Октября 2008 года

Армия и общество

Пятница

ТРУДНЫЙ ПУТЬ К МИРУ

Лейтенант Александр ХРОЛЕНКО.
Москва - Владикавказ - Цхинвал. Фото автора.



Аэропорт Беслана был закрыт на ремонт, и мы сели в Минеральных водах. Увидев людей в форме, столпившиеся у терминала таксисты стали наперебой выкрикивать самые популярные у военнослужащих маршруты - Моздок, Прохладный...

     До Владикавказа пришлось добираться на маршрутке. Несколько часов пути особо ничем не запомнились бы, если бы не пост ДПС на границе с Кабардино-Балкарией. Кабардинские сотрудники ГИБДД по «целеустремленности» в выбивании «штрафа» на порядок превосходили своих коллег из средней полосы России. В этот раз они почему-то решили проверить у пассажиров в паспортах отметку о воинской обязанности и при ее отсутствии требовали 1.000 рублей за возможность следовать дальше. Министр внутренних дел едва ли наделял их такими полномочиями. Впрочем, бросив взгляд на полевую форму, они, не открывая удостоверения личности военнослужащего, вернули документы без слов... На Кавказе сегодня зачастую ни во что не ставят гражданского человека с «севера». Здесь издавна признавали только силу, и потому представители Министерства обороны чувствуют себя относительно комфортно.
     Владикавказ, славящийся неспокойствием ночных улиц, принял на удивление радушно. Немного непривычно было слышать в магазине от осетинских девушек-продавщиц обращение к покупателям-офицерам по званию. Оставили приятные впечатления и осетинские пироги, которые здесь настолько популярны, что курьеры развозят их по Владикавказу, как пиццу. Впрочем, это не главное...
     Предстояло побеседовать с героями-танкистами, сражавшимися 9 августа в Цхинвале. После столицы, нередко пестрящей фальшивостью масок, доставляло искреннее удовольствие общение с людьми, которых так и хочется назвать настоящими. Это были уже воспетые прессой во всех жанрах капитан Юрий Яковлев и старший сержант Сергей Мыльников. Действуя в одном экипаже, они уничтожили семь единиц грузинской бронетехники, несколько минометных расчетов, обеспечили миротворческому батальону выход из-под обстрела противника. Успешно выполнив боевые задачи в Южной Осетии, танковая рота капитана Яковлева не потеряла ни одного человека...
     На следующий день надо было ехать в город Прохладный. В пять утра железнодорожный вокзал Владикавказа производил странное впечатление. В это время он абсолютно пуст, нет даже сторожа. Все двери распахнуты. Просто декорации для фантастического фильма об оставленном жителями городе...
     Цель командировки в Прохладный - мотострелковый полк, который восемь лет выполнял миротворческую миссию в Южной Осетии. Один из его батальонов под командованием подполковника Константина Тимермана находился в Цхинвале в момент грузинского вторжения. Это к нему на помощь пришла танковая рота Яковлева. Планировал побеседовать с военнослужащими разведвзвода мотострелкового полка, которые вместе с танкистами пришли на выручку миротворцам и в течение целого дня отчаянно отбивали грузинские танковые атаки. В Цхинвал взвод вошел в составе 18 человек. Вернулись только 16. В том бою пали смертью храбрых командир взвода старший лейтенант Сергей Шевелев и сержант Александр Корнеев. Хотелось поговорить с их сослуживцами, но в расположении полка увидел стоящие в ряд гробы...
     Потери разведвзвода у штаба ССПМ в зоне грузино-осетинского конфликта в результате взрыва начиненной взрывчаткой машины были в несколько раз больше, чем в открытом бою. Тогда в Цхинвале погибли младший сержант Сергей Бакалеев, рядовой Марат Асфандияров, младший сержант Александр Дуркин, сержант Вячеслав Хорош, старшина Сергей Шуруля и старший сержант Павел Пуркин. Подразделение практически перестало существовать. Решив не тревожить выживших разведчиков в день похорон их товарищей, отправился в один из батальонов полка, который тоже двигался к Цхинвалу на помощь комбату Тимерману.
     В город входили 1-я и 2-я роты батальона. Третья прикрывала их движение на открытой местности. Личный состав 3-й роты, заняв позиции вдоль дороги, многократно подвергался обстрелам грузинских танков и артиллерии с расстояния в 5 км. Наши 30-мм орудия на БМП не позволяли на таком расстоянии эффективно вести ответный огонь. Типичный пример «бесконтактной войны»...
     В расположении прохладненского полка удалось посмотреть любительские видеосъемки военнослужащих. Особый интерес вызвал эпизод на участке Дзарской дороги между Цхинвалом и Джавой. На юг шла колонна нашей бронетехники, а навстречу - колонна беженцев. Беженцы ехали и на личном автотранспорте, и на грузовиках. Словно виноградные гроздья, с одного из таких грузовиков в полной амуниции и при оружии свисали молодые мужчины. Их было едва ли не больше, чем беженцев в кузове. Складывалось впечатление, что под видом охраны женщин и детей они просто бежали из Цхинвала в Джаву. Оно и понятно, против танков и «Града» с автоматом не повоюешь. И все-таки, говоря о том, что Осетия едина, не следует забывать: люди - разные...
     Осетинский народ по своей сути не монолитен. Его составляют три основные народности с разными обычаями, религией и языковыми наречиями. Одна из народностей - тугарцы, населяющие Южную Осетию. Вторая (очень маленькая) - дигорцы, которые в отличие от всех остальных осетин-христиан исповедуют ислам. Подавляющее же большинство - аланы, населяющие Северную Осетию на территории России. Эти три племени в средние века объединились под угрозой монгольского нашествия и теперь называются осетинами. Впрочем, приезжему сложно сразу разобраться во всех тонкостях взаимоотношений многочисленных народов и народностей Кавказа...
     Чтобы на следующий день отправиться в Южную Осетию, нужно было вечером вернуться во Владикавказ. Электрички уже не ходили. Пришлось прибегнуть к услугам местного таксиста за тысячу рублей: «Люблю я вас, военных», - радовался водитель. Он рассказал, как 12 августа его остановили два майора и попросили за хорошие деньги отвезти в Цхинвал.
     - Я не поеду, - протестовал таксист, - там же война, убьют!..
     - Не бойся, с нами не убьют.
     - Ну да... Ангелы вы, что ли?
     Однако его уговорили. И белая «семерка» с «шашечками» на крыше несколько часов спустя прошла Рокский тоннель и горделиво въехала на южноосетинскую Дзарскую дорогу. По обочинам лежали тела погибших, стояла сгоревшая военная техника. Белое такси, как случайный обрывок мирной жизни, совсем не вписывалось в эту картину. Вооруженные мотострелки на блокпосту были просто изумлены... И все же поездка закончилась благополучно. Само небо помогало российским военнослужащим и тем, кто был с ними рядом...
     Переночевав во Владикавказе, утром на армейском автобусе в сопровождении отделения спецназа группа пишущих и снимающих журналистов выдвинулась к Рокскому тоннелю. Пожалуй, не найдется человека, которого оставили бы равнодушным виды здешних гор. И все же красота Кавказа обманчива и может в любой момент предать. Об этом напоминали гробы Прохладного...
     Джава встретила легким дождем. Наших ангелов-хранителей спецназовцев сменили мотострелки. Меры безопасности не лишние, здесь еще постреливают... Затем продолжили путь. Конечная цель маршрута - грузинское село Каралети, откуда в тот день выводился миротворческий пост. Согласно международным договоренностям российские войска покидали южную границу зоны безопасности.
     К нашему прибытию инженерная техника СКВО уже сровняла с землей укрепления в Каралети. Любопытно, что освещать вывод поста с российской стороны приехали шесть отечественных телеканалов и несколько представителей иностранных информагентств. Со стороны Грузии иностранных журналистов прибыло в несколько раз больше. Это стало видимым аргументом в споре на тему об антироссийском перевесе в информационном противоборстве вокруг южноосетинского конфликта.
     В первые же часы войны грузинское правительство заблокировало вещание на своей территории всех российских телеканалов. И сегодня рядовые граждане Грузии под воздействием прозападных пропагандистов искренне считают, что это Россия напала первой. Вывод наших солдат на территорию Южной Осетии грузины в тот день называли своей победой...
     Мелькая разноцветными беретами, прогуливались многочисленные европейские наблюдатели, приехавшие на синих бронированных джипах. У французского офицера-наблюдателя удалось выяснить только то, что двигатели на них стоят от «Пежо». На вопросы о мощности этого двигателя и толщине брони офицер уклончиво ответил, что в технике совсем не разбирается. Кстати, почти все наблюдатели практически без акцента говорили на русском. «Напоминает встречу на Эльбе в 1945-м», - шутили российские офицеры. Европейцы позволяли себе в ответ вежливо улыбаться. Впрочем, даже на Эльбе у нас с ними возникало много разногласий. Сегодня в Каралети назвать их союзниками было еще труднее...
     На обратном пути мы заехали в Цхинвал. Город отчаянно демонстрировал нам свои раны, словно говоря: «Не слушайте пропагандистов Саакашвили! Смотрите, что со мной сделали!..» Заехали в городок миротворцев, где отбивались от грузинских войск батальон подполковника Тимермана, танкисты капитана Яковлева и разведвзвод погибшего старшего лейтенанта Шевелева. Казарма и автопарк напоминали фотохронику разрушенного Сталинграда. В зданиях все усеяно гильзами и покрыто копотью, перекрытия обвалены. Стены казармы либо начисто снесены, либо покрыты пробоинами от снарядов. Разве после такой картины могут возникнуть сомнения, кто здесь был агрессором? Однако европейские наблюдатели эту казарму не посещают. У них здесь другая миссия...
     Пятидневная война в Южной Осетии - уже история. Впереди - долгий и трудный путь к прочному миру.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex