на главную страницу

24 Октября 2008 года

Страна и мир

Пятница

«Дверь прикрыли, но не захлопнули»

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Насчет «прикрытой, но еще не захлопнутой двери» - это Роберт Гейтс. Так глава Пентагона отозвался о нежелании иракского правительства подписывать проект стратегического соглашения между Вашингтоном и Багдадом, который определил бы статус американских войск в Ираке.

     Если бы это произошло, американцам не пришлось бы нервничать по поводу продления мандата ООН на размещение в Ираке 150-тысячной коалиционной группировки, состоящей на 90 процентов из военнослужащих США. Мандат истекает 31 декабря, продлевать его предстоит в Совете Безопасности ООН, а там в качестве постоянного представителя заседает Россия, имеющая право вето. Использовать его она, скорее всего, не станет, но... лучше бы до этого щекотливого момента дело не доходило, считают в Вашингтоне.
     Действительно ли нынешнее иракское руководство не желает связывать себя стратегическим соглашением с Соединенными Штатами? Вряд ли. Не хотело бы, так и не пошло бы на переговоры. Но пошло, изучало предложенный проект, вставляло свои замечания, настаивало на чем-то, добивалось изменений и, как подмечают источники, многого добилось. Поправок было столько, что люди, сидящие в американском конгрессе, стали сомневаться в том, нужно ли вообще Америке такое соглашение. Сомнения, правда, развеивались, когда депутатам напоминали о вложенных в иракскую военную кампанию средствах и понесенных людских, моральных, политических издержках. Собрать вещи и вернуться восвояси - значит выставить себя на посмешище перед всем мировым сообществом. Нет, это не по-американски.
     Багдад же продолжает думать. Или делать вид, что он думает. Ему немаловажно показать, что в «суверенной и демократической» стране все в порядке с дипломатией, которая в своей основе есть не что иное, как политический торг. Дескать, торговались и впредь будем торговаться, тем более что мы есть плоть от плоти Восток. Наверное, таков ход мысли, на который воздействуют не только рациональные начала, но и, к примеру, требования шиитской оппозиции, находящейся под влиянием Ирана. Шииты, кстати, вообще не приемлют никаких соглашений с США, они настаивают на безоговорочном прекращении иностранной оккупации Ирака. Чем продиктована столь непримиримая позиция, можно только догадываться. Ведь худо-бедно, но военно-политическое присутствие США является весьма основательной преградой для исламского экстремизма.
     Что конкретно в данный момент хочет официальный Багдад? Судя по обрывочным сведениям информационных агентств и комментариям наблюдателей, правительство, возглавляемое премьер-министром Нури аль-Малики, на этот раз якобы добивается устранения из проекта соглашения пункта, который освобождает американских солдат и офицеров от ответственности перед местными правоохранительными органами за совершенные преступления. Или, как выражается американская сторона, за «ошибки» в процессе исполнения служебных обязанностей. Ну, мол, стрельнул солдатик с перепуга не в ту сторону и попал в мирного иракца. Так ведь не по злобе это сделал, а в особых обстоятельствах, связанных с обеспечением безопасности иракских граждан. За что судить-то его?
     Как видим, это из длинной серии вечных проблем иностранной оккупации. Где бы такое ни происходило - в Европе, Азии, на экзотических островах - улаживать возникающие трения между местными властям и военной администрацией всегда было трудно. Отсюда, собственно, и вытекает продиктованное историческим опытом правило: прежде чем пересекать чужую границу, следует тридцать три раза все взвесить. Администрация США, если припомнить детали, этого правила не соблюла. Она лишь понадеялась на информацию разведки. Разведчики же в данном случае действовали по принципу: выдадим то, чего от нас хотят. Хотели сведений о наличии в Ираке оружия массового поражения - эти сведения были предоставлены.
     Одним словом, процесс подписания американо-иракского соглашения о статусе войск США в Ираке наткнулся на проволочки. Вроде бы вчера говорили, что все на мази, разногласия устранены, а теперь оказывается не так. Представители США возбуждены. Они даже грозят отказаться от почти готового документа, если их партнеры по переговорам будут продолжать свои непонятные игры. В таком смысле высказался не какой-то там анонимный чиновник из госдепартамента, а министр обороны США Роберт Гейтс. По его словам, если договориться по соглашению о статусе не удастся, а мандат ООН, истекающий в последний день года, не будет продлен, американцы «просто прекратят что-либо делать».
     Шантаж? Очевидно. Ведь ситуация непростая. Идти в ООН не хочется, там, в Совбезе, тоже не все может пройти гладко. И это естественно, поскольку у представленных в Совете государств сложились свои представления об иракской проблеме и способах ее решения. И часто они не соответствуют взглядам администрации США. Проголосовать-то проголосуют, но лишний раз дадут понять, что Америка - не хозяин на планете.
     Исходя из этого, такой вот жест: обида, демонстрация разочарования в способности кабинета аль-Малики принимать волевые решения. Комментируя для прессы ситуацию, председатель объединенного комитета начальников штабов ВС США адмирал Майкл Муллен заявил, что американцы решительно против внесения изменений в проект соглашения и надеются, что иракские политики все же примут соглашение в его нынешнем виде. «Конечно, я признаю право иракцев принимать решения, касающиеся их суверенитета и их будущего, но очевидно, что время у нас на исходе», - подчеркнул адмирал. По его словам, срыв подписания соглашения окажется на руку «Аль-Каиде», проиранским шиитским группировкам и криминальным элементам, поскольку без американской поддержки силам безопасности Ирака будет очень трудно противодействовать всем этим угрозам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex