на главную страницу

28 Октября 2008 года

Армия и общество

Вторник

Рядовой Плыкин – о службе и о себе

Записал Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».



- Почему я стал контрактником? - переспросил солдат. - В общем-то, все традиционно. Отслужил год по призыву и решил попробовать себя в новом качестве... Впрочем, ратная биография у Павла не такая уж и стандартная. И дело не только в том, что он несколько старше сослуживцев. До призыва Плыкин успел полтора года отучиться в Государственной архитектурно-строительной академии. А потом наступила череда безденежья, и Павлу пришлось оставить вуз, в котором он учился на коммерческой основе. Срок службы по призыву еще не окончился, как Павел заключил с Минобороны контракт. Своим статусом и перспективами он в целом доволен.

     - Мой старший брат Руслан служил в миротворческом контингенте. До сих пор неохотно о службе вспоминает - они ведь в Южной Осетии стояли, разделяли два рассоренных народа. С одной стороны - теплые чувства и благодарность за спасение, с другой - ненависть и вражда. Неудивительно, что он мне сказал - учись, мол, нечего тебе в армии делать. А я его только вначале послушался - поступил в академию. Но когда документы забрал - сразу решил, нужно идти служить.
     В военкомат явился сам, и там слегка удивились - сознательности в парнях сейчас не слишком. А затем объявили: пойдешь в танкисты. Отец - Анатолий Федорович - на флоте служил, брат - в миротворческих силах, а мне, значит, в Сухопутных войсках предлагают. Я согласился, тем более что танки всегда нравились.
     Вначале меня в Читу - в «учебку» - отправили. Освоился быстро. По родителям и старым друзьям, конечно, тосковал. Но режим был такой, что некогда особенно печалиться.
     Сначала все было в диковинку. В школе и вузе все шалтай-болтай, а здесь дисциплина, всюду строем, везде вместе, все по команде. Правда, адаптируешься быстро. Вместе даже легче. Попробуй в одиночку что-нибудь сделать. А вместе - раз-раз, и готово. Взять хотя бы наши машины. На военкоматовских стендах красавцы Т-80 и Т-90 были изображены, мы же «воюем» на более старых моделях - «семьдесят вторых». «Броня», конечно, надежная, проверенная, но и внимания к себе требует.
     Мне повезло, что после «учебки» я попал на полигон - в учебную группу. Здесь с танком я стал на «ты». Прошлым летом была у нас крупная московская проверка - так нас и наши машины после вождения и стрельб даже проверяющие хвалили.
     Заключать контракт решил еще в учебном центре. И не потому, что надеялся службу себе облегчить - для офицера не важно, «срочник» ты или контрактник. Он в тебе видит своего подчиненного, который должен выполнять определенные задачи. Так что те, которые на контракт приходят с «гражданки», и надеются, что будут в армии отбывать время и за это получать деньги - серьезно ошибаются.
     Кстати, сослуживцы ушлых не любят - кому понравится за другого пахать?
     Я не скрываю, что при принятии решения стать контрактником финансовая сторона тоже учитывалась. Сейчас я получаю приличные деньги. Для московских заработков это, конечно, мало, но в моем Красноярском крае такая зарплата считается вполне приличной. К тому же после трех лет контрактной службы смогу поступить в вуз на бюджетной основе.
     А может быть, и решу служить дальше. Вооруженные Силы возвращают свой престиж. У прапорщиков и офицеров денежное довольствие повышается, им стали все чаще квартиры давать. Общежития для контрактников заселяют, так что мы живем в новых зданиях с современными комнатами и всеми удобствами.
     Совсем не пойму тех, кто бегает от повестки. Зачем себя на такую жизнь обрекать? Сегодня и вовсе лишь год нужно служить - не служба, а легкое приключение. Стыдно этого бояться.
     Хотя я понимаю, что причина в том, что ребят и их родителей пугают армией. Когда мы в старших классах проходили сборы и занимались военной подготовкой, в ближайшей воинской части видели одно, а по телевизору и в газетах - другое. Вот и сейчас это есть.
     Приезжали как-то к нам тетеньки из Комитета солдатских матерей и все расспрашивали - не обижают ли нас, как кормят, что с неуставными отношениями. Да все в порядке. Какие могут быть неуставные отношения в экипаже танка? Как можно кому-то работать, а кому-то - нет? В одиночку ничего не выйдет - ствол не почистишь и «гусянку» не поменяешь.
     И вот что я призывникам скажу: главное - не бояться. И не растеряться на первом этапе. Некоторое время будет сложно - в первую очередь из-за того, что в войсках совсем иная, нежели на «гражданке», жизнь. Но это не значит, что она хуже. Лично мне в армии больше нравится. Здесь нет фальши, притворства, обмана. Незачем. К тому же неискренность сразу вычисляется, и можно уважения лишиться, друзей потерять.
     Хорошо, если до службы парень получил какую-нибудь специальность - лишним не будет. Здорово, если он физически подготовлен. Но не для того, что от «стариков» отбиваться, как некоторые думают. Просто дохлякам здесь трудновато. Пока боеприпасы загрузишь или в «броне» покопаешься - семь потов сойдет. В других войсках - так же.
     Отцу как-то написал - мы, мол, коллеги, я теперь еще и «подводником» стал - мы подводное вождение освоили. Что говорить - служить интересно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex