на главную страницу

28 Октября 2008 года

Страна и мир

Вторник

Юбилей автомобилистов

Сергей СОБОЛЕВ.



В минувшие выходные исполнилось 90 лет ордена Красной Звезды автомобильной базе Министерства обороны Российской Федерации. Поздравить с праздником военных автомобилистов пришли директор Федеральной службы по оборонному заказу Сергей Маев, начальник Центрального автомобильно-дорожного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Федор Алексаков, начальник Управления делами Министерства обороны РФ - заместитель начальника Аппарата министра обороны России генерал-лейтенант Дмитрий Чуркин, председатель Московского городского Совета ветеранов Вооруженных Сил Евгений Конохов и многие другие.

     Созданная в суровые годы Гражданской войны, автобаза вместе с нашей армией прошла славный боевой и трудовой путь: от небольшого гаража до крупного автомобильного предприятия, укомплектованного современной техникой, высококвалифицированными специалистами.
     А в 1918 году все начиналось с 66 шоферов и различных рабочих, 12 легковых автомобилей, 3 грузовиков и 3 мотоциклов. Большинство автомобилей - «Остин», «Тальбот», «Рено», «Зингер», «Понар-Левассор», «Делоне Бельвиль», «Оверланд» - были старые, основательно изношенные. И только в конце 1920-х парк пополнился «железными конями» марок «Руссо-Балт», «АМО», «ГАЗ».
     Ряды водителей, ремонтников пополнялись и за счет подготовленных на краткосрочных курсах, в процессе практической работы. Отважные шоферы, в голодные и холодные годы строившие свой гараж и исколесившие многие дороги Гражданской войны, вошли в плеяду ветеранов автобазы, заложили основы замечательных традиций и своей последующей работой не раз приумножали их, были верны своему делу до конца.
     Примечательна фронтовая биография водителя Андрея Петровича Сахарова. С первых дней войны и до ее победного конца он был шофером К.Е. Ворошилова. За боевые заслуги в годы Гражданской войны Сахаров был награжден высшей по тому времени наградой - орденом Красного Знамени. Как хорошо подготовленного водителя, приобретшего навыки работы в боевых условиях, его в дальнейшем назначили начальником автобазы.
     К концу 1930-х годов автобаза Наркомата обороны СССР выросла в крупное предприятие со стройной организационно-штатной структурой, достаточно высокой технической вооруженностью. Отечественная автомобильная промышленность позволяла оснастить базу новыми, более совершенными легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами разного назначения.
     С первого дня Великой Отечественной автобаза перешла на работу в условиях военного времени. Кроме работы в управлениях, шоферы автобазы помогали совхозам и колхозам в перевозке зерна и других продуктов, выполняли специальные задания командования, выезжая в другие города страны.
     Группа водителей автобазы, оставшаяся в Москве, обслуживала руководящий состав НКО во время исторического Парада на Красной площади 7 Ноября 1941 г. и торжественного собрания трудящихся г. Москвы на станции метро «Маяковская», посвященного 24-й годовщине Октября.
     С маршалами Советского Союза Б.М. Шапошниковым, С.К. Тимошенко, С.М. Буденным, К.Е. Ворошиловым на фронт выехали водители С. Панов, И. Кудрявцев, С. Яковлев, И. Ухин, М. Молчанов, П. Доброхотов, И. Лебедев и другие.
     Одного из лучших водителей автобазы, А.В. Чучелова, в октябре 1941 г., в самый напряженный момент обороны Москвы, направили в распоряжение Г.К. Жукова. Вместе с ним они только в октябре за двое суток посетили прифронтовые города: Гжатск, Малоярославец, Кубинку, Медынь, затем возвратились в Москву в Ставку, а на другой день снова были на фронте в передовых частях. А.В. Чучелов прошел вместе с маршалом весь боевой путь от Москвы до Берлина. После окончании войны сам Чучелов, его сын, невестка длительное время трудились в коллективе автобазы.
     Высокой оценкой ратных и трудовых дел автобазы явилось награждение коллектива Указом Президиума Верховного совета СССР от 13 мая 1944 г. орденом Красной Звезды. Орденами Ленина, Красного Знамени были награждены Г. Ежов, И. Кудрявцев, С. Панов, Н. Туманов. Всего орденами и медалями было награждено 208 человек.
     Пожалуй, самым необычным заданием для автобазы была работа по обслуживанию Ялтинской конференции. По приказу начальника Тыла Красной Армии в Ялту были отобраны 14 лучших водителей автобазы и подготовлено более 20 автомобилей. Четкую работу этих водителей в обслуживании конференции обеспечивали капитан Г. Биконь и механик Н. Семин, которые длительное время и после войны работали на автобазе.
     Личный состав автобазы участвовал также в обеспечении автотранспортом руководящего состава Вооруженных Сил, связанных с проведением торжественных мероприятий, посвященных празднику Победы и исторического Парада Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади.
     После окончания войны автобаза НКО была подчинена Главному штабу Сухопутных войск. В это время здесь эксплуатировалось свыше 250 марок и моделей автомобилей.
     Поиски рациональной структуры автобазы, ее подразделений привели к тому, что 3 марта 1960 года произошло расформирование автобаз Сухопутных войск, ВМФ, ПВО и Тыла Минобороны и создание единой автобазы Министерства обороны в составе пяти автопарков, отдельного автобатальона, авторемонтной базы, управления и подразделений обслуживания. А в 1973 году часть автомобильных подразделений и авторемонтная база автобазы были передислоцированы в только что отстроенный гараж в военном городке на ул. Хорошевское шоссе, д. 40А.
     Непросто переживала автобаза и крупные преобразования на рубеже веков. Это время потребовало от руководства автобазы, ее отделов, служб и подразделений новых подходов к решению поставленных задач, поддержанию в должном рабочем состоянии сложного транспортного комплекса, каким являлась автомобильная база.
     Остро перед коллективом встали тогда две проблемы: одна заключалась в том, как сохранить находящуюся на вооружении базы автомобильную технику. Другая, не менее сложная, - как сохранить кадры, прежде всего кадры водителей. Но руководство автобазы сумело достойно преодолеть все трудности.
     В последние годы автомобильная база, которой руководит полковник В. Иванов, стала мобильным, хорошо организованным, технически оснащенным, в высшей степени боеготовым автомобильным предприятием, способным выполнить любую поставленную задачу. Достигнутые успехи - результат дружной и согласованной работы всего коллектива базы, прежде всего водительского состава, инженерно-технических работников, обслуживающего персонала, умелых действий командования автобазы. Среди тех, кто продолжает достойно нести традиции, заложенные десятилетия назад, полковники М. Жук, О. Лозинский, подполковники В. Галкин, О. Зубков, майоры В. Выдрыч, С. Зотеев, С. Пичужкин, С. Куштейко, капитаны Р. Жула, А. Суворов и многие другие.
     В коллективе, в котором трудятся более 3.000 работников, не обходится, конечно, без проблем. Но они решаются, и автобаза по-прежнему успешно выполняет поставленные задачи по совершенствованию системы автотранспортного обеспечения центральных органов военного управления. Коллектив полон сил, энергии, чтобы ответственные задачи, поставленные перед базой, решить в срок и с высоким качеством.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex